Духовно-нравственное воспитание
методическая разработка
Конспекты, экскурсии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста
Конспект
организованной образовательной деятельности
по программе «Социокультурные истоки» для детей подготовительной группы от 6 до 7 лет
Тема осваиваемой социокультурной ((духовно - нравственной) категории: «Семейные традиции»
Тема: «Традиции нашей семьи»
Составила: Кузнецова Н.В. воспитатель
г. Югорск 2022г.
Педагог: Кузнецова Наталья Владимировна
Образовательная Область: Познавательное развитие
Раздел: Социокультурные истоки
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:
«Семейные традиции»
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема ООД: «Традиции нашей семьи»
Цель ООД: первоначальное прочувствованное освоение детьми социокультурной категории «Семейные традиции»
Задачи:
Образовательные:
- способствовать пониманию значения «Семейные традиции», на примере гостеприимства, организации и проведения совместных праздников и отдыха;
-расширять представления детей о семейных традициях.
Развивающие:
-развивать инициативу, стремление выражать свое положительное отношение к окружающим.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к семье, семейным ценностям и традициям.
Активизация словаря: радушие, гостеприимство, трудолюбие, почитание родителей, ценности, послушание, забота о старших, благодарение, милосердие.
Оборудование и материалы: книга для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; музыкальное сопровождение, карандаши, листы с заданиями.
Предварительная работа:
-знакомство с первой частью книги «Семейные традиции», чтение рассказа И.С Шмелева «Благовещение», О.С.Абрамовой «Семейная радость», П.П.Бажова «Живинка в деле»;
-семейное чтение по теме: «Моя дружная семья»;
-сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Накроем стол к празднику»; «В гости к бабушке» и т.д.;
-работа с пословицами по книге №5 «Семейные традиции»;
-просмотр презентации на темы: «День рождения братика», «Отдыхаем всей семьей»; «Наша семья-путешественники»;
-аппликация: «Как у нашей бабушки, вкусные оладушки…»
-рисование: «Традиции в моей семье».
Ход образовательной деятельности:
1этап
Вводно-организационный (1 мин)
Содержание ООД:
Дети проходят в группу и встают в круг.
Мы встанем в кружок
и попросим с утра
у солнца весеннего тепла и добра
Лучики солнца в ладони возьми,
В голову, в сердце их посели.
Горячее тепло разлилось по телу,
Теперь нам под силу любое дело.
Своё настроение друг другу дадим,
Счастьем, улыбкой их озарим.
(Воспитатель и дети выполняют движения в соответствии со словами)
Образовательные задачи этапа: привлечение внимания детей, стимуляция интереса к предстоящей деятельности, создание эмоционального настроя.
Метод работы с детьми: словесный, игровой.
Форма работы с детьми: фронтальная.
Виды детской деятельности: коммуникативная.
Конечный результат этапа ООД: психологическая готовность к совместной деятельности.
Применяемые педагогические технологии: игровые.
Формируемые достижения ребенка (4.6ФГОС ДО): обладает установкой положительного отношения друг к другу.
2этап
Мотивационно-побудительный (2 мин)
Присоединение к теме.
Содержание ООД:
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто загадку отгадает
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу
Кто сестренку или брата
А узнать вам деда с бабой-
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дяди или тетя,
Непременно вам, друзья,
Вместе вы -одна…(семья)
Воспитатель (читает стихотворение):
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ-родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Воспитатель: -Так что же такое семья и зачем она нужна?
(ответы детей: в семье друг друга любят, уважают, берегут, помогают, дарят радость, заботятся друг о друге и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, правильно, недаром в народе говорят: «В семье мир да лад-большой клад».
Образовательные задачи этапа: понимание детьми цели и смысла предстоящей деятельности, актуализация опорных знаний.
Метод работы с детьми: словесный.
Форма работы с детьми: фронтальная
Виды детской деятельности: коммуникативная
Конечный результат этапа ООД: определена общая цель
Применяемые педагогические технологии: коммуникативные технологии
Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): умеет принимать общую цель.
3 этап
Основной, актуализация, усвоение новых знаний (25 мин).
Содержание ООД:
Ресурсный круг.
1.Подготовительный этап
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Солнышко семейного тепла»
(дети берут по одному лучику, прикрепляют к желтому кругу «солнышку», называя слова- семейное тепло это- счастье, забота, поддержка, радость, терпение, прощение, уют, любовь, добро и т.д.)
Воспитатель: Семья- это дом, это мир, где царят любовь и преданность. Семья –это самое важное, что есть в нашей жизни.
Воспитатель: Ребята, в каждой семье есть свои любимые традиции, которые бережно передаются из поколения в поколение.
-Что такое традиция? (Ответы детей).
Воспитатель: традиции- это обычаи, принятые в конкретной семье, которые сближают людей, укрепляют связь поколений.
Например, семейной традицией может стать вечернее чтение и чаепитие всей семьей. Или собираться и готовиться всей семьей на праздники и выходные.
Семейные традиции возникают в семье и передаются от родителей к детям.
Воспитатель: Давайте вспомним, какая традиция была в семье Маши из рассказа «Семейная радость» (имянаречение).
Назовите традиции празднования Благовещения в рассказе Шмелева И.С. «Благовещение», которые были раньше? (приготовление рыбных пирогов «благовещенской кулебяки»; купание соловьев)
Воспитатель: Семейные традиции-это те добрые дела, обычаи, события, праздники, которые объединяют родных людей и являются ее основой.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о традициях своей семьи?
Игра «Традиции моей семьи» (дети рассказывают о своей семейной традиции передавая мягкую игрушку солнышко)
Воспитатель: Ребята, вы любите отдыхать с семьей…
Я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки.
Физкультминутка «Семья» (под музыку).
Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево - вправо).
Папа тоже дорогой (вытягивают руки вперёд).
Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)
Дед уже не молодой (поглаживание щёк вниз)
Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)
А сестра лишь в детский сад, (приседание)
Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди)
Что семье я очень рад(руки от груди разводят в стороны.)
2. Основной этап:
Работа в парах.
Индивидуальный этап
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат листы с иллюстрациями.
Внимательно их рассмотрите и обведите те, на которых изображены семейные традиции, которые соблюдаются в вашей семье.
На работу вам дается 2 минуты, для этого у нас есть песочные часы.
Воспитатель: Ребята, время закончилось.
Групповой этап
Воспитатель: Сейчас работаем в паре, рассмотрите еще раз иллюстрации внимательно. Выберите те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома. Поделитесь и объясните друг другу, почему вы выбираете эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И обведите те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
Время работы – 3 минуты.
(Воспитатель наблюдает за действиями детей и поощряет, кто общается спокойно, доброжелательно, договаривается. За минуту до окончания времени, предупреждает о своевременном завершении диалога)
Воспитатель: Теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение (Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение).
Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по-другому?
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Воспитатель дает экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора)
Воспитатель: Семейные традиции нужны потому что они укрепляют семью, делают отношения более дружескими, теплыми. Соблюдая семейные традиции, люди чувствуют себя частью семьи, осознают, что их отцы, и деды поступали точно так же, чувствуют себя одним из многих поколений семьи, на место которых придут следующие поколения.
Образовательные задачи этапа: - продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «семейные традиции»;
-расширять знания детей о традициях своей семьи; представление о народных традициях;
-развивать инициативу, умение работать в паре, свое отношение к окружающему;
-воспитывать любовь и уважение к своей семье, к семейным традициям.
Методы работы с детьми: - словесный, игровой.
Форма работы с детьми: - фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Конечный результат этапа ООД: расширили знания о семейных традициях, о традициях своей семьи; закрепили умение работать в паре, договариваться.
Применяемые педагогические технологии: социально-личностные, коммуникативные, игровые.
Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми: продолжает развиваться любознательность, инициативность, расширяется кругозор детей; развивается социальный и эмоциональный интеллект.
4 этап.
Заключительный. Рефлексия (2мин.).
Содержание ООД:
- Что интересного вы узнали сегодня?
-С каким настроением вы пойдете домой? (ответы детей)
-Хотели бы вы поделиться знаниями, которые получили, со своими родными?
Воспитатель: Предлагаю вам ребята, дома, со своей семьей оформить страницу альбома «Традиции нашей семьи» и сохранить ее в своем семейном архиве.
Образовательные задачи этапа: подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность (выразить свое отношение) обучающихся;
Метод работы с детьми: словесный.
Форма работы с детьми: индивидуальная
Виды детской деятельности: коммуникативная
Конечный результат этапа ООД: обучающиеся продемонстрировали усвоение материала.
Применяемые педагогические технологии: Рефлексия
Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): формируется умение делиться приобретенными знаниями. Отвечает на вопросы взрослого.
Предварительный просмотр:
Экскурсия в храм Преподобного Сергия Радонежского в праздник Рождества Христова.
(подготовительная группа №8)
Провела: Кузнецова Н.В.
Цель: приобщение к ценностям православной культуры при посещении храма на Рождество Христово.
Задачи:
- Познакомить с традиционными православными обычаями праздника Рождества Христова (Посещение вертепа, колокольный звон, поставить свечи на подсвечник).
- Формировать духовное восприятие: слушание колокольного звона.
- Воспитывать интерес и уважение к культуре православия.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, герои книги Клемента Кларка «Рождественская ночь» Гром, Амур, Танцор, Малыш, Пушок, Снежок и Крепыш приглашают вас на экскурсию в храм Преподобного Сергия Радонежского. Совсем недавно прошел один из самых любимых праздников в России - Рождество Христово. Но сначала вспомним, что такое храм и зачем его посещают (ответы детей).
Храм большой, красивый, с одним куполом, наверху которого стоит крест. В храм приходят люди, чтобы помолиться, поставить свечку за здравие свое и своих родных, чтобы насладиться тишиной и спокойствием. Службу в храме проводит священник.
В нашем храме тоже есть небольшая колокольня с колоколами, которые звонят в церковные праздники. Сегодня, мы с вами сможем услышать колокольный звон и посмотреть на колокола.
Я вам хочу прочитать стихотворение и напомнить правила поведения в храме:
В храме
Если есть детишки в храме -
Это хорошо.
Вот и ты за ручку с нами
Нынче в храм пришел.
Только храм - особый дом,
Здесь Господь живет.
Оттого так чинно в нем
Весь стоит народ.
Поклонись, перекрестись -
Всюду образа -
И тихонько помолись,
Здесь шуметь нельзя.
Может быть, еще понять
Ты не смог всего,
Но коснулась благодать
Сердца твоего.
(Марьяна Муравлева)
Правила поведения (ответы детей):
- нельзя громко разговаривать и кричать;
- нельзя бегать, толкаться и баловаться;
- нельзя ничего трогать руками без разрешения, только смотреть глазами.
План посещения храма Преподобного Сергия Радонежского :
1.Слушание колокольного звона
2.Посещение вертепа и рассказ батюшки Алексия о традициях празднования Рождества.
3.Рассматривание подарков, изготовленных детьми Воскресной школы.
4.Посещение храма в сопровождении батюшки Алексия, возможность поставить свечи и помолиться о своих родных
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Педагог Кузнецова Наталья Владимировна
Образовательная область Познавательное развитие Раздел Приобщение к социокультурным ценностям
Интегрируемые образовательные области Речевое развитие, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Возрастная группа Средняя группа Тема Православный праздник "Сретение Господне"
Цель ООД: приобщение детей к православной культуре через знакомство с праздником православного календаря «Сретение Господне».
Задачи ООД:
Образовательные:
- Дать детям первоначальные сведения о православном празднике, связанном с земной жизнью Господа Иисуса Христа - событиями и смыслом Сретения Господня;
-расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
Развивающие:
-развивать связную речь, память, воображение, моторику рук, творчество детей.
-развивать у детей желание быть причастными к отечественным православным традициям.
Воспитательные:
-воспитывать желание подражать благим образцам.
- воспитывать у детей уважение и любовь к ближнему.
Материалы и оборудование:
-икона «Сретение Господне», компьютер, аудиозаписи, цветные камушки, баночка, в форме сердца, фланелеграф, фигурки на фланелеграф, церковные свечи, разноцветная тесьма, маленькие иконки «Сретение».
Тип: формирование новых знаний, усвоение, закрепление.
Этапы реализации ООД, продолжительность | Содержание ООД | Образовательные задачи этапа | Методы, приемы, формы работы с детьми | Виды детской деятельности | Конечный результат этапа ООД | Применяемые педагогические технологии | Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО) |
1. Вводно-организационный (1 мин) | Слышится звук колокола и голос (аудио запись):
-К вам сегодня в гости очень я спешил Про радостную встречу рассказать решил Но загадки про меня отгадаете друзья, И тогда, к вам сразу в срок Появлюсь я на порог. Загадка: 1.Всех вас я оберегаю Мысли ваши и тайны все знаю. Вместе с вами веселюсь я удаче, А согрешите - страдаю и плачу(Ангел). 2.Крылья, как у птицы, Круг над головой. Ты меня не видишь Но я всегда с тобой(Ангел). На экране появляется ангел. | Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение. | Метод Словесный, игровой Форма Фронтальная | Коммуникативная | Психологическая готовность к совместной деятельности | Игровые | Обладает установкой положительного отношения друг к другу |
2.Мотивационно- побудительный (0,5 мин.) | (Слайд с ангелом- аудиозапись): - Молодцы ребята, отгадали загадки. А хотите, я приглашу вас в гости к бабушке - рассказушке, она много знает интересного и расскажет вам про радостную встречу. | -Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель; | Метод Наглядный, словесный, игровой. Форма Фронтальная | Игровая, коммуникативная | Определена общая цель | Информационно-коммуникационные технологии, игровые | Умеет принимать общую цель |
3. Основной, актуализация, усвоение новых знаний (15 мин) | Дети приходят к бабушке- рассказушке (воспитатель), встают в круг: - Здравствуйте, гости! Милости просим! Бабушкой - рассказушкой все зовут меня, Вам сегодня низко кланяюсь я! - Мои милые друзья. Как замечательно, что вы пришли ко мне в гости, я очень этому рада. -Встреча с добрым и хорошим человеком — это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь. Знаете, как бывает, ждешь встречи очень долго, ждешь и не можешь дождаться (возможны варианты рассказов детей- папа был в командировке и т.д.) -А хотите узнать, ребята, историю одного человека, который ждал встречи всю свою жизнь. А звали этого человека старец Симеон. Кто такой старец вы знаете? (ответы детей). -Я вам расскажу историю жизни старца Симеона (приглашает детей сесть на стулья, показ на фланелеграфе) -Перед рождеством Христа, Господь через Ангела сказал Симеону о том, что Симеон будет жить очень долго, пока не увидит собственными глазами Спасителя Мира. Он стал ждать, очень долго ждал этого важного события. И долгожданная встреча состоялась. Иосиф и Пречистая Дева Мария пришли в храм, для того чтобы исполнить древнюю традицию. Они принесли на посвящение Богу маленького Иисуса, на 40 день после его рождения. С собой они взяли 2 голубиных птенца- это была их жертва Богу. Старец Симеон был в это время в Храме. Он увидел, что младенец Иисус не простой малыш. Он взял на руки младенца Христа и с той поры его стали называть Богоприимец, то есть принявший на руки Сына Божьего. Этот день в Православной церкви стал большим праздником под названием «Сретение Господне» (рассматривание иконы). - «Сретение» - значит встреча- старца Симеона и Богомладенца Христа. -Вот такой рассказ о долгожданной встрече. - Вам понравился рассказ? А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть: Физкультминутка: «Весёлый круг». (под музыку) Станем, дети, шире в круг, Шире в круг, шире в круг. (Идут по кругу, взявшись за руки.) И посмотрим мы вокруг! Ты — мой друг! И я — твой друг! (Останавливаются, поворачиваются друг к другу в парах, обнимаются.) В ногу дружно мы шагаем. Хочешь, вместе поиграем? (Берутся по два за руки, кружатся на месте.) Сложим руки в кулачок И поставим на бочок. (Ставят руки на пояс.) Ножкой весело притопнем! Раз, два, три… Раз, два, три… (Топают ногами.) И в ладоши звонко хлопнем! Три, четыре, пять… Три, четыре, пять… (Хлопают в ладоши.) В круг опять все повернулись, На носочках потянулись. (Руки вверх, дети поднимаются на носочках.) Скажем тихо: Бог. Любовь. Творец! Ты — небесный наш Отец! (Повторяют слова полушёпотом.) Упражнение «Сокровища сердца». Бабушка- рассказушка показывает детям разноцветные камешки в коробочках. Хочу с вами поиграть… -Вот у нас сердечко, но оно пустое, что же мы можем сделать для того, чтобы оно не было пустым? (ответы детей) -Давайте наполним этими камушками, называя те качества, которые делают сердце человека сияющим и Господь им тоже рад? Дети кладут разноцветные камушки в «сердечко», проговаривая слова: Я поделюсь с … -Вежливостью -Добротой -Нежностью -Заботой -Послушанием -Любовью к родителям -Добрыми поступками -Сочувствием -Заботой о маме; папе -Радостью -Дружбой -Бережливостью и т.д. -Мы наполнили такими прекрасными качествами наше сердечко, и оно получилось ярким, богатым, красивым. - Я вам предлагаю, давайте мы сделаем что-то доброе и прекрасное. -А вы знаете, что праздник Сретения празднуется 15 февраля и в этот день в храме освящаются свечи, которые называются сретенские. У меня есть эти свечи, я вам сейчас их покажу, смотрите, эти свечечки вы можете подарить…кому? (ответы детей). -Но для того, чтобы подарок был красивым, что же нам сделать? (ответы детей; на столах, на выбор детей лежат разноцветные ленточки). -Сретенские свечи принято зажигать в особые моменты жизни человека. Дети украшают свечки разноцветными ленточками. | -Дать детям первоначальные сведения о православном празднике, связанном с земной жизнью Господа Иисуса Христа - событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений. -развивать связную речь, память, воображение, моторику рук, творчество детей. -развивать у детей желание быть причастными к отечественным православным традициям. -воспитывать желание подражать благим образцам. - воспитывать у детей уважение и любовь к ближнему. | Метод Словесный, игровой, практический, демонстрационный. Объяснение, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности Форма Фронтальная, индивидуальная | Продуктивная, практическая, познавательная, коммуникативная, двигательная. | Обладает первоначальными сведениями о православном празднике Сретение, его смысле; расширились представления об окружающем мире; обогатился словарь детей: Сретение, Богомладенец, старец, традиция, посвящение. | Информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, личносто-ориентированные. | Обладает элементарными представлениями о празднике православного календаря «Сретение Господне». Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться. Проявляет инициативу и самостоятельность в игре. Продолжает развиваться любознательность, инициативность, расширяется кругозор детей. Продолжают развиваться двигательные навыки. |
5. Заключительный. Рефлексия (3мин) | (Слышится звук колокола, на экране появляется ангел). -Ой, ребята, а я прослушал, о чем рассказывала бабушка, не могли бы вы мне рассказать. -С каким православным праздником познакомились? -Что он обозначает? -Что понравилось или не понравилось? Бабушка: - Мы вместе с ангелочком желаем, чтобы вы всегда были здоровыми и радостными, пусть в вашей жизни обязательно бывают радостные замечательные встречи. (благодарит за работу каждого ребенка, вручая маленькие иконки). | Подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность (выразить свое отношение) обучающихся; | Метод Словесный (рассуждение) Форма Индивидуальная | Коммуникативная | Обучающиеся продемонстрировали усвоение материала. | Рефлексия | Формируется умение делиться приобретенными знаниями. Отвечает на вопросы взрослого |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Педагог Кузнецова Наталья Владимировна
Образовательная область Познавательное развитие Раздел Приобщение к социокультурным ценностям
Интегрируемые образовательные области Речевое развитие, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Возрастная группа Подготовительная группа Тема «Уроки нравственной жизни».
Цель ООД: формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и православной культуре.
Задачи ООД:
Образовательные:
- формировать у детей представления о нравственных нормах как основе системы ценностей;
- продолжать знакомить с достопримечательностями родного города.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие произведений православной культуры: икон, поэзии, убранства храма;
- развивать рефлексивные способности в процессе размышлений, суждений о нравственном и безнравственном.
Воспитательные:
-воспитывать духовно – нравственные чувства;
- воспитывать потребность в нравственном поведении на основе общекультурных норм и правил.
Материалы и оборудование:
- иконы, компьютер, мультимедийная презентация, колокольчик, плакат с ребусом, буквы, раскраски с изображением храма Преподобного Сергия Радонежского.
Тип: формирование новых знаний, усвоение, закрепление.
Этапы реализации ООД, продолжительность | Содержание ООД | Образовательные задачи этапа | Методы, приемы, формы работы с детьми | Виды детской деятельности | Конечный результат этапа ООД | Применяемые педагогические технологии | Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО) |
1. Вводно-организационный (2 мин) | Воспитатель: Шире наш чудесный круг, Ты -мой друг и я - твой друг, Колокольчик вы возьмите, И скажите вслух, друзья Только добрые слова. Упражнение «Доброе слово». Дети передают по кругу колокольчик, называя соседа ласково по имени при этом подбирая к его имени доброе слово. (Например: Виктория – веселая, внимательная, вежливая, воспитанная и т.п.) | Привлечение внимания детей, стимуляция интереса к предстоящей деятельности, создание эмоционального настроя. | Метод Словесный, игровой Форма Фронтальная | Коммуникативная | Психологическая готовность к совместной деятельности | Игровые | Обладает установкой положительного отношения друг к другу |
2.Мотивационно- побудительный (2 мин.) | Воспитатель читает стихотворение: «Моя Родина» «Великую землю, Любимую землю Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем» Воспитатель: - «Великая земля, любимая земля», как вы думаете, ребята, о какой земле идет речь? (ответы детей: -Земля, где мы родились, где мы живём, где живут мама и папа, это то место, по которому очень скучают, находясь далеко, наш край, город. Воспитатель (обобщает ответы детей): -Родина – это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное, самое любимое. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее. Воспитатель: -Как называется наша страна? (Россия) -Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? -На севере нашей страны находится небольшой, но чудесный город, в котором мы живем. -Вы любите наш город, свою малую Родину? (Ответы детей) Воспитатель: предлагает детям прочесть стихотворение о городе. - «Мы живем, Мы растем В нашем городе родном. Для кого-то он большой, А для нас – огромный! Пусть живет! Пусть растет! Городок наш скромный!» | Понимание детьми цели и смысла предстоящей деятельности, актуализация опорных знаний. | Метод Словесный Форма Фронтальная | Коммуникативная | Определена общая цель | Личностно-ориентированные технологии | Умеет принимать общую цель |
3. Основной, актуализация, усвоение новых знаний (23 мин) | Дидактическая игра: «Я знаю свой город» (Если дети согласны с ответом, поднимают руки, если нет- прыгают.) Воспитатель: -Как называется наш город? -На какой улице находится наш детский сад? -На какой улице ты живешь? -Какие еще улицы города ты знаешь? -Назовите достопримечательности нашего города? -Считаете ли вы достопримечательностью красивейшее и сказочное по красоте и величию сооружение –храм? Упражнение: «Храм» -В синем небе облака (поднять руки вверх и опустить через стороны) Под горой бежит река («нарисовать» руками волны) Рано утром сами мы шагаем к храму (идём на месте) С утра природа вся проснулась (потереть глазки, потянуться) В небе солнце улыбнулось (расставить руки в стороны и улыбнуться) И уже со всех сторон слышен птичий перезвон (помахать «крылышками» покружиться вокруг себя) Вот мы к храму подошли, поклонились и вошли (идём на месте, поклон) Чтоб душой светлее быть – Надо чаще в храм ходить. (дети говорят слова) Воспитатель: - Как вы думаете, зачем люди идут в храм? (ответы детей: - Чтобы помолиться, поставить свечи, приложиться к иконам, причаститься.) Воспитатель: -Знаете ли вы, для чего же мы пришли в храм? -Мы пришли в храм, чтобы познакомиться ... -А о чем же мы сегодня с вами узнаем, вы поймете, разгадав ребус. Игровое упражнение: "Составь слово"(ребус) Воспитатель: Мы часто слышим слова «святой», «святость», «Святая Русь», но всегда ли задумываемся над тем, что они означают. На ваш взгляд, что значит "святой»? (ответы детей) Правильно, слово «Святой» означает - сильный, светлый, почтенный. Святой – это угодник Божий, избранный самим Богом для молитвенного предстательства, за свой народ, за всех людей, живущих на земле. Воспитатель: -Именем какого святого назван наш храм? (Ответы детей) Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с русским святым, молитвенником и заступником земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Мы уже знаем, что значит слово «преподобный»? (Ответы детей: Особенный человек, не такой, как все.) Воспитатель обобщает ответы детей. Рассказ – беседа отца Константина об иконе преподобного Сергия Радонежского. Воспитатель: -Сегодня я расскажу вам историю жития Сергия Радонежского, о том, как он стал преподобным. - Я предлагаю всем вместе отправиться на экскурсию в далекое прошлое, чтобы познакомится с жизнью Сергия Радонежского (презентация) Воспитатель предлагает детям разгадать кроссворд "Великий старец" Чтение детьми стихов о Сергии Радонежском | Способствовать повышению уровня развития детей, через пополнение знаний об окружающей действительности; - познакомить детей с жизнью и деятельностью прославленного на Руси старца, преподобного Сергия Радонежского; - формировать у детей представления о нравственных нормах как основе системы ценностей; - продолжать знакомить с достопримечательностями родного города. | Метод Наглядный, словесный, игровой, практический Форма Фронтальная, индивидуальная | Продуктивная, практическая, познавательная, коммуникативная, двигательная. | Пополнились представления о нравственных нормах как основе системы ценностей; -расширились знания о достопримечательностях родного города; -жизни и деятельности прославленного на Руси старца, преподобного Сергия Радонежского | Информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые. | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться. Продолжают развиваться двигательные навыки. Проявляет инициативу и самостоятельность в игре. Продолжает развиваться любознательность, инициативность, расширяется кругозор детей. |
5. Заключительный. Рефлексия (3мин) |
Воспитатель: -Какое впечатление на вас произвело посещение храма? -Полезно ли нам знакомиться с жизнью и служением таких людей, как преподобный Сергий Радонежский? -Что вам больше понравилось и запомнилось? (Отец Константин раздает детям раскраски храма Преподобного Сергия Радонежского и угощает шоколадом.) | Вызвать у детей положительное отношение к результатам своей и совместной деятельности, помочь осмыслить свои представления о храме, святости, жизни Сергия Радонежского. | Метод Словесный (рассуждение) Форма Индивидуальная | Коммуникативная | Обучающиеся продемонстрировали усвоение материала. | Рефлексия | формируется умение делиться приобретенными знаниями. Отвечает на вопросы взрослого |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
дошкольные группы
Конспект организованной образовательной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
в подготовительной группе
«Где живёт любовь»
Воспитатель:
Кузнецова Н.В.
Югорск-2017
Цель: создание условий, способствующих приобщению детей к духовным ценностям.
Задачи.
Образовательные:
- формировать у детей представления о понятии любовь и её ценности, как об одной из нравственных норм;
Развивающие
Развивать:
- стремление проявлять любовь к родным, близким, друзьям, к окружающему миру;
- связную речь, познавательные интересы;
- рефлексивные способности в процессе размышлений, суждений о нравственном и безнравственном.
Воспитательные
Воспитывать:
- духовно – нравственные чувства;
- потребность в нравственном поведении на основе общекультурных норм и правил;
- позитивное восприятие мира.
Словарь: «преданная», «благородная», «жертвенная», «любящее», «сильная», «мудрая», « справедливая».
Участники: воспитатель, дети.
Оборудование: видеоаппаратура: ноутбук, экран; музыкальный центр, костюм « Ветра странствий», кукольный театр, ребус, кроссворд.
Список литературы и ресурсы:
1.Лопатина А.А., Скребцова М., « Нравственное воспитание дошкольников», Москва,: Амрита, 2010г-112с. (серия « Беседы о воспитании»)
2.Лопатина А.А., Скребцова М., «Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах» -Москва,: Амрита- Русь, 2005г-288с.
(серия « Образование и творчество»)
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/483157-zagadki-o-rodine-kakie-est.html
http://partka.com/zagadki-pro-semyu/
http://bebi.lv/zagadki/zagadki-dlya-detey-pro-zhivotnyh-s-otvetami.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
, , Л
, , Л ю
, , Л ю б
, , Л ю б о
, , Л ю б о в
, , Л ю б о в ь
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы общеразвивающей направленности
Конспект занятия
по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе
« Моя любимая Югория».
Составила:
Кузнецова Н.В.
воспитатель
Югорск
Конспект занятия по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе № 8 « Моя любимая Югория».
Цель: создание условий, способствующих приобщению детей к культуре родного края .
Задачи:
Обучающие: Расширить и углубить представления детей о животном и растительном мире нашего округа. Систематизировать знания о жизни коренных народов: ханты и манси; о климатических условиях.
Развивающие: Развивать коммуникативно - речевое общение.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за родной округ.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихов об Югре, посещение музея под открытым небом Суеват- Пауль, просмотры презентации о природе родного края, рассматривание иллюстрации, открыток о коренных народах, знакомство с национальными играми, слушание национальной музыки.
Материал: ноутбук, экран, картинки, кроссворд, заготовки одежды- малицы, пайетки, бусинки, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня к нам спешит интересный гость.(на экране появляется Югорик)
-Югориком зовут меня,
Я к вам спешил мои друзья.
Мне с вами хочется играть,
И про Югорию рассказать.
Как добрый друг родной земли,
Я в играх вам поддержку обещаю
И в Ханты - Мансийский округ приглашаю ( звучит национальная музыка, дети изображают оленей и каюров, садятся на стулья)
Воспитатель: На территории нашего округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?(ответы детей: Ханты и манси ).
-Как называется столица нашего округа? ( ответы детей)
Югорик: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы, а мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту (показ картинок).
Воспитатель: Суров наш северный край. Славится он сильными морозами, метелями, вьюгами, пургой. Но не страшны они людям. Шьют они из оленьих шкур себе одежду и обувь, дома – чумы - укрывают оленьим мехом. Олени служат и транспортом, запрягают их в упряжку в сани - нарты.
Югорик: А мы с вами сейчас поиграем и покажем, как они это делают (игра «Олени и нарты»):
Вот вздумали повеселиться
И на оленях прокатиться.
В нарты быстро запрягали,
Хвостом лисьим погоняли,
Пели, пели, веселились
И на нартах прокатились.
На оленях прокатились,
И в сугроб все провалились.
Быстро все опять вставали,
А олени ускакали.
Воспитатель: Югорик, мы предлагаем тебе послушать стихи про нашу родную Югорскую землю.
Ребёнок1: Где ты видел чудесней сторонку.
Чем югорская наша земля?
Здесь смеются заливисто, звонко,
Здесь веселые песни звенят.
Ребёнок 2:Здесь открытые, милые лица,
Здесь улыбки на лицах цветут.
Как же можно Югрой не гордиться,
Коль здесь счастливо люди живут.
Ребёнок 3: Здесь простор и широкий, и вольный,
Край непуганых птиц и зверей.
Здесь таежное наше раздолье
От Урала до льдистых морей.
Ребёнок 4:Здесь озер голубые разливы,
Лабиринты речушек и рек.
Кедры высятся здесь горделиво,
Здесь привольно живет человек.
Ребёнок 5: Сохраним мы озера и реки,
И таежный простор сохраним.
Пусть потомки живут здесь вовеки,
Вся краса пусть останется им.
Ребёнок 6:Нет пока что сторонки чудесней.
Чем югорская наша земля.
И о ней мы слагать будем песни,
Прославляя ее и хваля ( автор: Парфенчик В.)
Югорик: Молодцы ребята, мне очень понравились стихи. Пришла пора нам поиграть ( проводится пальчиковая гимнастика).
«Важенка и оленята»
(дети-« оленята», повторяют движения за ведущим- «важенкой»)
Бродит в тундре важенка,
С нею — оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамины.
Воспитатель: Ребята, Югорик нам предлагает отгадать кроссворд:
1. Я красна, я кисла, 2. Каждый год я к вам лечу,
На болоте я росла, Зимовать у вас хочу.
Дозревала под снежком, И ещё красней зимой
Ну-ка, кто со мной знаком? Ярко-красный галстук мой.
(клюква) (Снегирь)
3. Не вода, не суша - 4. Что за дерево такое
На лодке не уплывёшь, Украшает лес зимою?
И ногами не пройдёшь. Грозди красные на ветках –
Не пройдёшь, не проедешь- Ну-ка угадайте детки:
Обойдешь стороной. Не ольха и не осина,
И водицы не попьёшь - А красавица ... (рябина).
С синеватой пеленой( болото).
5. Им сугробы- по колено, 6. Не стучали топоры,
К нам зимой идут за сеном. Громко пилы не рычали,
Рог широкий, как лопата, Но деревья застонали,
И, немножечко, горбаты. Шумно в речку вдруг упали.
Кто всё время соли просит? Кто так ловки и быстры?
Эти звери, дети-…(лоси). Очищая от коры,
Строят из деревьев хатки
И запруды для порядка
На лесной реке ребятки -
Острозубые (Бобрятки)
к | л | ю | к | в | а | |||||||||||
с | н | е | г | и | р | ь | ||||||||||
б | о | л | о | т | о | |||||||||||
р | я | б | и | н | а | |||||||||||
л | о | с | и | |||||||||||||
б | о | б | р | я | т | к | и | |||||||||
Югорик: Здорово, как много вы знаете, вы такие умницы. Сегодня Вы и стихи читали, и в игры народные со мной играли, и кроссворд отгадывали. Мне очень понравилось у вас в гостях. И вы мне тоже понравились, и по старинному обычаю я хочу вас одарить подарками - заготовками национальной одежды, а украсите вы её по- своему усмотрению хантыйскими и мансийскими узорами. Ну а я с вами прощаюсь и хочу вам пожелать – «Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья!
Воспитатель: Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Источники и ресурсы:
Практический журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» 2011г №1.
http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-losja.html
http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/604-detyam-zagadki-o-derevyakh-ryabina.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...











