Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
материал

Бамбарова Александра Амгалановна

В этом разделе представленны материалы по выявлению и развитию способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

   Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности. 

Для выявления склонностей и способностей у детей я использую такие методы:

Наблюдение – позволяет мне сделать выводы о склонностях детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивают, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид, какую роль в ней играет.

Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.

Конкурсы, участие в выставках, подготовка и участие в праздниках, все это помогает выявить способности воспитанников, а в дальнейшем и развивать их.

Система работы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения, саморазвития.

В группе имеется ряд развивающих уголков.

 Уголок физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.

 Уголок развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры. Чаще всего с детьми играем в сюжетно-роливые игры (Моя семья, Поликлиника, Салон красоты, Магазин и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строят различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети с таким удовольствием переодеваются и изображают героев сказок.

 Уголок математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, счетными палочками, кассами, наглядными моделями, символами. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.

 Уголок художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.

2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками. Проведение занятий в соответствии с ФГОС ДО, внедрение в работу инновационных педагогических технологий.

3. Выявление и дальнейшее развитие у детей творческих способностей;

При планировании работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей в МБДОУ создаются условия в группах, в музыкальном и спортивном залах, для развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников.

4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников реализуется в трёх направлениях:

 Психолого-педагогическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

 Организация информационной среды для родителей. С целью повышения педагогической культуры родителей им предлагаются различные консультации, семинары, практикумы, мастер-классы по интересующим родителей темам в воспитании и развитии детей.

 Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные выставки творческих работ, конкурсы, подготовка проектов и т.д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители с детьми вместе готовятся к мероприятиям, помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Совместно организуют различные творческие и познавательные проекты, с которыми ребенок выступает перед группой детей. Эти мероприятия проводятся с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.