Самообразование
методическая разработка

«Овладение письменной речью возможно только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи».

Л.С. Выгодский

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию педагога

Хадисовой Тамилы Шихзадеевны

Тема: Подготовка руки детей к письму, посредством дидактических игр и упражнений.

2019  -2020   учебный год

2019 г.

 

Тема: «Подготовка руки детей к письму, посредством дидактических игр и упражнений»

Актуальность

«Овладение письменной речью возможно только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи».

Л.С. Выгодский

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв, и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение

профессиональной компетентности в вопросах подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму, посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Построить систему взаимодействия с учителем-логопедом  по созданию условий для наиболее качественного развития руки дошкольника
  5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Подготовка детей к обучению письму, посредством дидактических игр и упражнений»
  6. Подготовить материал и провести мастер класс для родителей  по теме: «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».

План работы по самообразованию на 2019   -2020    учебный год

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Изучение современной литературы по теме самообразования

Аннотация на методическую литературу

Альбом «Осенняя графомоторика»

Картотека «Графические диктанты для дошкольников»

Октябрь

Знакомство с инновационными технологиями

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы

Реализация проекта «Ловкие пальчики»

Ноябрь

Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи  и педагогического коллектива

Ознакомление родителей с играми, направленными на подготовку руки детей старшего дошкольного возраста к письму

Консультация для родителей «Упражнения для подготовки руки к письму», «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Папка передвижка «Подготовка руки ребенка к письму в школе»

Декабрь

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в процесс подготовки руки детей к письму

Консультация для педагогов на тему «Подготовка детей к обучению письму, посредством дидактических игр и упражнений»

Январь

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи

Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму в домашних условиях

Родительское собрание по теме: «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму»

Февраль

Систематизация знаний по изучаемой теме

Разработка конспектов по теме

Размещение материала на личном сайте воспитателя

Март

Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму в домашних условиях

Пополнение картотеки дидактических игр и пособий

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».

Апрель

Приобщить родителей к организации игр,  в семье и в детском саду

Организация выставки книг и пособий для родителей по теме

Открытое занятие по графомоторике «Цветочная поляна»

Май

Подведение итогов

Анализ работы по теме самообразования

Отчет

Выход темы:

  • Оформление картотеки «Графические диктанты для дошкольников» (сентябрь)
  • Реализация краткосрочноего проекта «Ловкие пальчики» (октябрь)
  • Оформление папки передвижки «Подготовка руки ребенка к письму в школе» (ноябрь)
  • Сборник консультаций для родителей «Упражнения для подготовки руки к письму», «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» (ноябрь)
  • Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Подготовка детей к обучению письму, посредством дидактических игр и упражнений» (декабрь)
  • Подготовить материал и провести родительское собрание по теме: «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму» (январь)
  • Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».  (март)
  • Проведение открытого занятия по графомоторике «Цветочная поляна» (апрель)
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)

Литература:

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.-  М :ООО «Издательство АСТ», 2000;
  2. Грищук Л.А. Школа дошкольников.- Волгоград.: издательство «Панорама»,   2006;
  3. Миронова С. А. Развитие письма дошкольников на занятиях в детском саду.-  М., 1991;
  4. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. Тула, 1993.
  5. Невская Л.Н., Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте.- М.: Школьная  пресса, 2004.
  6. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома.- Ярославль: «Академия развития», 1998;
  7. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно.- СПб, 1996;
  8. Интернет ресурсы



Предварительный просмотр:

План по самообразованию педагога

Хадисовой Тамилы Шихзадеевны

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через технологию Виммельбух»

2020 - 2022    учебный год

2020  г.

 Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через технологию Виммельбух»

Актуальность

ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в работе – образовательные области. Одна из образовательных областей – речевое развитие.

Речь - является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную. В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащения активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — "важнейшее средство человеческого общения".

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду:  обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение развивается постепенно.

В настоящее время все большей популярностью пользуются книги с иллюстрациями, так называемые виммельбухи.

Виммельбух — в переводе с немецкого языка «мельтешащая книга». Книга-виммельбух — это книжка, на страницах которой множество мелких изображений, а задача ребенка — рассмотреть их. Далее педагогу предоставляется простор для творчества. Меня заинтересовали эти книги, как что-то новое, интересное, которое поможет развивать речь ребенка.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение

профессиональной компетентности в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Оформить в группе уголок речевого развития
  5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Технология Виммельбух»
  6. Подготовить материал и провести родительское собрание  по теме: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на 2020   -2022    учебный год

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Изучение современной литературы по теме самообразования

Аннотация на методическую литературу

Картотека сборников Виммельбух

Октябрь

Знакомство с инновационными технологиями

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы

Ноябрь

Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи  и педагогического коллектива

Ознакомление родителей с играми, направленными на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей «Что такое виммельбух»,  «Активизация и обогащение активной речи детей через рассматривание сюжетных картин»

Папка-передвижка «Развиваем речь детей»

Декабрь

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов на тему «Технология Виммельбух»

Январь

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях

Родительское собрание по теме: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Февраль

Систематизация знаний по изучаемой теме

Разработка конспектов по теме

Размещение материала на личном сайте воспитателя

Март

Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого воспитания детей

Пополнение картотеки дидактических игр и пособий

Мастер-класс для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии виммельбух»

Апрель

Приобщить родителей к организации игр,  в семье и в детском саду

Организация выставки книг и пособий для родителей по теме

Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие в деревню»

Май

Подведение итогов

Анализ работы по теме самообразования

Отчет

Выход темы:

  • Оформление папки передвижки «Развиваем речь детей» (ноябрь)
  • Сборник консультаций для родителей «Что такое виммельбух»,  «Активизация и обогащение активной речи детей через рассматривание сюжетных картин» (ноябрь)
  • Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Технология Виммельбух» (декабрь)
  • Подготовить материал и провести родительское собрание по теме: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (январь)
  • Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии виммельбух» (март)
  • Проведение открытого занятия по речевому развитию «Путешествие в деревню» (апрель)
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)

Литература:

  1. Али Митгуш «Моя большая книжка-картинка. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
  3. 2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  4. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год
  5. Ротраут Сюзанне Бернер «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга». Из-во Самокат - 2018
  6. Саввушкина Т. «Однажды в деревне. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
  7. Саввушкина Т. «Однажды в городе. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
  8. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой
  9. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...