Этапы деятельности наставника на основе опыта работы с молодым педагогом
учебно-методический материал

Знароченкова Юлия Сергеевна

В нашем детском саду создана система наставничества: разработано Положение о наставничестве в ДОУ, в начале учебного года руководитель издаёт приказ о назначении наставников начинающим педагогам, разработана Программа наставничества, целью которой является создание в ДОУ условий, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, а также условий для профессионального роста молодых специалистов.

Программа наставничества решает задачи:

1. Обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов.

 

Поставленные задачи решаем с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

1 этап - адаптационный (анализ проблем молодого специалиста, разработка программы)

2 этап - практический (реализация программы в различных формах работы с молодым специалистом)

3 этап - аналитический (проверка степени адаптации молодого специалиста и определение его уровня готовности к самостоятельной работе).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад о наставничестве26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский   сад № 208»

Этапы деятельности наставника на основе

 опыта работы с молодым педагогом

Воспитатель

МАДОУ № 208

Знароченкова Ю.С.

г. Хабаровск

2020 г.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень невелико, несмотря на острую нехватку профессиональных кадров. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации, старшего воспитателя и педагогического коллектива.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя. И задача руководителя, старшего воспитателя, наставника – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

В нашем детском саду создана система наставничества: разработано Положение о наставничестве в ДОУ, в начале учебного года руководитель издаёт приказ о назначении наставников начинающим педагогам, разработана Программа наставничества, целью которой является создание в ДОУ условий, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, а также условий для профессионального роста молодых специалистов.

Программа наставничества решает задачи:

1. Обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов.

Поставленные задачи решаем с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

1 этап - адаптационный (анализ проблем молодого специалиста, разработка программы)

2 этап - практический (реализация программы в различных формах работы с молодым специалистом)

3 этап - аналитический (проверка степени адаптации молодого специалиста и определение его уровня готовности к самостоятельной работе).

На каждом этапе разработана своя модель организации работы с молодыми специалистами.

Задача 1 этапа – поддержать педагога эмоционально и укрепить веру в себя, определить затруднения в работе молодого специалиста. Поскольку он является одним из самых важных и сложных, остановлюсь подробнее на работе с молодым специалистом в этот период. Заведующий при приеме на работу молодого специалиста беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе.

Так, в 2016 году на работу пришла устраиваться выпускница Хабаровского педагогического колледжа Дивиченко Ольга Андреевна. Я думаю, выпускников колледжа сейчас обучают приёмам самопрезентации, и надо поблагодарить за это педагогический колледж, потому что Ольга Андреевна очень ярко заявила о себе ещё на первом собеседовании с руководителем: я танцую, пою, участвую во всех мероприятиях, являюсь корреспондентом газеты «Вместе». Конечно, мы не могли сразу не отметить настолько активного и уверенного в себе молодого специалиста.

Начинающего педагога направили в группу, где работает опытный воспитатель, в данном случае я, чтобы оказать ему методическую помощь, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Ольга Андреевна начала проходить стажировку, т.е. мы работали вместе с группой детей. Она познакомилась с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучила режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждались после рабочей смены.

Познакомила молодого педагога с оснащением группы, с методической литературой. Чтобы изучить имеющиеся психолого-педагогические знания, провела собеседование, в процессе которого выяснила, знаком ли специалист с программой, которая реализуется в дошкольном образовательном учреждении.

Кроме того, молодому специалисту предложила заполнить анкету, где были обозначены вопросы об оценке собственной профессиональной подготовки, о том, чем привлекает его работа в детском саду, планах на будущее и т.д. Анкета «Изучение затруднений в работе молодого педагога» позволили определить в какой методической помощи нуждается воспитатель. По итогам анкетирования выявились и профессиональные интересы молодого воспитателя: Ольга Андреевна ещё в педагогическом колледже интересовалась темой нетрадиционной техники в изобразительном творчестве.

Наблюдая организацию воспитательно-образовательного процесса начинающим воспитателем (занятия, режимные моменты, игровая деятельность), оценила степень практической подготовленности. Использовала всегда предупредительный контроль, чтобы воспитатель мог психологически настроиться и подготовиться к показу образовательной деятельности. Всегда проговаривала педагогу, что цель моего посещения – оказать методическую помощь. Психологически настроить педагога помогает высказывание Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

Немаловажное значение имеет проведение анализа: всегда даю возможность высказаться самому педагогу, стараюсь в первую очередь подчеркнуть положительные стороны его деятельности, тактично указываю на недостатки, предлагаю вместе подумать, почему тот или иной приём был недостаточно эффективным или почему дети не смогли ответить на вопрос воспитателя и т.д. Помогаю выделить, осознать ошибки, найти варианты их разрешения. Формирую умение сопоставлять задачи и содержание занятия, использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач.

На основе анализа затруднений педагога составила индивидуальную программу педагогического сопровождения молодого специалиста, в который включила консультации на актуальные для педагога темы, подбор методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам для самостоятельного изучения, помогла разобраться в нюансах составления рабочей программы, посещала   непрерывную образовательную деятельность и режимные моменты с целью оказания методической помощи.

На 2 этапе основной задачей является развитие навыков практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Применяются разнообразные формы и методы работы с молодым специалистом, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Данный этап длится в течение всего учебного года.

Широко использую такую форму методической работы как открытые просмотры. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт. Наряду с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) в нашем детском саду широко используются активные, нетрадиционные формы: психологические тренинги, деловые игры, КВН, «мозговые штурмы» и др. Положительно зарекомендовала себя такая нетрадиционная форма работы, как «копилка педагогических идей».  Молодой педагог отмечает для себя всё интересное, что она хотела бы применить в своей работе.

Помогаю молодому воспитателю создать папку достижений педагога, куда вносятся достижения детей за участие в конкурсах различного уровня, грамоты педагогов за участие в смотрах-конкурсах, выставках на уровне ДОУ, анкеты с отзывами на проведенные мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.

Постепенно привлекаю молодого специалиста к выступлениям на педсоветах и семинарах. Ольга Андреевна подготовила сообщения на тему «Значение подвижных игр для физического развития дошкольников», «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников». Создаю все условия для повышения квалификации и накопления практического опыта на городских методических объединениях для воспитателей, молодой воспитатель посещает «Школу начинающего педагога ДОУ», которую организует МАУ «Центр развития образования». Ольга Андреевна участвует в городских семинарах, тренингах для молодых специалистов. Вступила в члены Региональной общественной организации «Ассоциация молодых педагогов Хабаровского края». Сейчас проходит курсы повышения квалификации для молодых педагогов по теме «Педагогическая технология социализации молодых педагогов в профессиональной деятельности».

На этом этапе мы совместно определили методическую тему «Развитие творческих способностей детей через применение нетрадиционных техник рисования», над которой молодой педагог будет работать более углубленно в течение учебного года. Помогла составить перспективный план непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - ознакомление дошкольников с техниками нетрадиционного рисования.

Задача 3 этапа заключается в подведении итогов деятельности по результатам адаптации в педагогическом коллективе и повышению педагогической компетентности молодого специалиста.

В конце учебного года, проанализировав результаты работы, отслеживаю динамику профессионального роста молодого специалиста, намечаю перспективы дальнейшей работы с ним.

На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворенность его работой, отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом.

В целом можно отметить, что целенаправленная работа с молодым специалистом принесла положительные результаты, у молодого специалиста можно отметить:

  • развитие интереса к профессии;
  • освоение новых приемов работы с детьми;
  • развитие навыков самооценки и самоконтроля;
  • появление желания заниматься самообразованием;
  • стремление к аттестации на первую квалификационную категорию.

Появилась уверенность в своих силах, повысилась самооценка, появился интерес к профессии, потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Перспективы:

  • формирование и обобщение опыта работы
  • освоение новых образовательных технологий
  • участие в методической работе города
  • участие в конкурсе методических разработок

Вместе с тем, мне предстоит дальнейшая работа по поиску новых интересных форм и методов работы наставника с молодыми воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога....

План работы наставника Козловой Е.А с молодым педагогом Войтовой И.К. на 2017– 2018 учебный год

Задачи:- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой д...

Перспективный план работы с молодым педагогом педагога-наставника на 2021 - 2022 учебный год

Перспективное планирование медагога-наставника с молодым специалистом....

Перспективный план работы воспитателя-наставника Гайсиной Гульдар Нажатовны с молодым педагогом на 2022-2023 учебный год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

Перспективный план работы воспитателя-наставника Гайсиной Гульдар Нажатовны с молодым педагогом на 2021-2022 учебный год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

Отчет педагога-наставника о проведенной работе с молодым специалистом

Система образования – сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Период вхождения...