Педагогический проект на тему: " Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора"
проект (подготовительная группа)

Аверина Валерия Германовна

Педагогический проект

на тему:

 

«Развитие музыкальных способностей

детей старшего дошкольного возраста

посредством фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_averinoy_v.g.docx40.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 63 «МАЛИНКА» ГОРОДА КАЛУГИ (МБДОУ № 63 «МАЛИНКА» г. КАЛУГИ)

Педагогический проект

на тему:

«Развитие музыкальных способностей

детей старшего дошкольного возраста

посредством фольклора»

                                                                         

                                                                Подготовила: воспитатель

                                                                      Аверина Валерия Германовна

                                                           

                                               г. Калуга,  2021

.

Паспорт проекта

Наименование

проекта

Педагогический проект «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

посредством фольклора»

Разработчик проекта

Аверина Валерия Германовна, воспитатель

Адресация проекта

МБДОУ № 63 «Малинка» г. Калуги.

Проект предназначен для образовательной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста

Участники проекта

Воспитатели, специалисты, дети подготовительной группы ,родители

Сроки реализации

Январь - февраль

Тип проекта

Познавательно - исследовательский

Предмет исследования

Музыкальный фольклор

Возраст детей

6-7 лет

География проекта

Пространство детского сада

Актуальность проекта

Определяется тем, что на современном этапе главная задача музыкального развития дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений [19, с.44].

Проблема проекта: Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Как установить взаимодействие между детьми, родителями и педагогами для развития музыкальности старших дошкольников.

Необходимость создания : выявить возможности музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование проекта

Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что называется зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.

Музыкальный фольклор явление синкретическое, в нем неразрывно связано, музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.

Анализ ситуации: Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык

Цель проекта: Выявить возможности музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Создать условия для обогащения детей новыми музыкальными впечатлениями, формирования музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке на основе доброжелательности, уважительного отношения взрослого к ребенку и детей друг к другу, введения добрых традиций в жизнь ДОУ. Расширять кругозор детей, формировать любовь и уважение к русским народным традициям.

Задачи проекта:

Для детей

Воспитательные:

• формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;

• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

Образовательные:

• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

• развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

• формировать исполнительские навыки в области пения, движения;

• развивать самостоятельность, инициативу и импровозационные способности у детей.

• Кроме того, развивается эмоциональная сфера ребёнка. Его сенсорные способности. Занятия с использованием русского музыкального фольклора формируют у детей миропонимание, развиваются творческие способности.

Для родителей

  • повышать компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка, учить применять полученные знания на практике.
  • формировать навыки коммуникативного общения;
  • укреплять сотрудничество между детьми, родителями, педагогами.

Для педагогов:

  • Создать информационную базу: накапливание знаний в области народного фольклора; ознакомление с методическими разработками по данной теме.

  • Для пополнения развивающей среды новым дидактическим материалом.

Гипотеза проекта: использование различных видов музыкального фольклора, будет способствовать эффективному  развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта.

Данный проект - новая перспектива реализации базисных задач обучения и развития детей  старшего дошкольного возраста.

  Тенденция развития данного проекта на ближайшее время – это развитие желания у детей познавать фольклор.

В проекте задействованы все  виды деятельности  ребёнка,  которые  в  наибольшей  степени  способствуют  решению  развивающих  задач  на  этапе  дошкольного  детства.

Ожидаемый результат:

- Дети должны внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

- Родители должны находить пути решения проблемы музыкального воспитания ребенка и осуществлять их на практике.

- Участники проекта должны уметь общаться между собой, создавая благоприятную атмосферу для решения поставленных задач по музыкальному воспитанию.

Этапы реализации проекта

I этап:  подготовительный (ноябрь)

  1. Разработка плана проектной деятельности  «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора».
  2. Изучение литературы по теме проекта: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
  3. Подбор иллюстрационного, дидактического, игрового материала  для реализации проекта.
  4. Подборка видеоматериалов и аудиоматериалов по ознакомлению дошкольников с историей развития музыкального фольклора, народными инструментами и т.д.
  5. Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.( Приложение 1)
  6. Выступления на родительском собрании с сообщением на тему: «Использовании народного фольклора в воспитании детей». (Приложение2)
  7. Анкетирование родителей на тему «Фольклор в вашей семье» (Приложение3)
  8. Подбор информации для стенда по музыкальному воспитанию.

(Приложение 4)

  1. Разработка конспектов НОД, картотек (Приложение 5)
  2.  Консультаций по тематике проекта (Приложение 6)

II этап:  практический (с 1 декабря по 12 января  2018г.)

  1. Подготовка к проведению музыкального занятия «Музыкальный теремок»,
  2. Беседы с родителями о проведении музыкально-игрового развлечения к Дню матери «Мама – слово дорогое!».
  3. Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» с семьей Митрофановых
  4. Изготовление памятки для родителей «Изготовление природных и самодельных музыкальных инструментов в домашних условиях».
  5. Индивидуальные беседы-рекомендации  с родителями по слушанию музыки в домашних условиях.
  6. Подготовка сценария, атрибутов, разучивание стихов и песен с детьми и родителями к вечеру семейного отдыха «Пчелиный улей». Прослушивание музыкального оформления. Практические советы по участию родителей в празднике.

Перечень мероприятий, в рамках проекта

Мероприятия

Работа с детьми

  • Рассказ воспитателя о русском народном фольклоре.
  • Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрации по данной теме..
  •   Слушание русской народной музыки, песен.
  •   Знакомство с народными музыкальными играми

  и  хороводами.

  •  Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  •  Знакомство с традициями и обрядами русского фольклора
  • Просмотр презентаций об истории развития музыкального фольклора.
  • Встреча детей, родителей и педагогов ДОУ в «Музыкальной гостиной»
  • Проведение музыкального занятия «Музыкальны теремок»
  • Организация и проведение музыкально-игрового развлечения ко Дню матери «Мама – слово дорогое!».
  • Создание «Музыкальной лаборатории» по изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
  • Составление рассказов на тему: «Мой любимый музыкальный инструмент».
  • Дидактические игры на развитие слуха, чувства ритма, « Музыкальной памяти»:

 «Узнай по голосу», «Определи инструмент», «Слушай хлопки» и т.д.

  • Заучивание стихов, пословиц и поговорок  о фольклоре.
  • Сюжетно - ролевые игры «Путешествие на концерт», «Мы музыканты».
  • Выполнение детьми заданий по сбору информации о народном фольклоре с привлечением родителей и ближайших родственников.
  • Изобразительная деятельность «Матрешка», «Какой цвет у музыки», «Народный инструменты»
  • Подвижные, народные игры
  • Пение и слушание народных песен «Сорока»,

«Солнышко», « Дождик».

  • Проведение музыкальных игр «Кузнечик», «Бубенчики»,  «К нам в гости пришли», « Лесенка Чудесенка», « Научи матрешек танцевать», « Кошка Мурка и музыкальные игрушки» , « Тень-тень»

Работа с родителями

  • Информация  о проведении тематического проекта «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам фольклора»
  • Оформление информационного стенда для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников.
  • Папка-ширма « Музыкальное воспитание».
  • Анкетирование родителей на тему « Фольклор в вашей семье»
  • Проведение родительского собрания на тему: «Использование народного фольклора в воспитании детей
  • Совместная подготовка к проведению музыкального спектакля «Мешок яблок».
  • Консультации для родителей: «Развитие музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора»
  • Совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и фотоматериала на данную тему
  • Совместное творчество с детьми «Музыка в нашей семье»
  • Организация выставок и конкурсов детских работ (поделок, рисунков, фотоколлажей и т.п.) совместно с родителями на тему: «Музыка и Я».

- Обеспечение:

- Аудиозаписи.

- Тексты песенок, загадки о музыкальных инструментах, речевые игры и попевки, упражнения для голоса и артикуляционные гимнастики; консультации по различным вопросам музыкальной деятельности детей; советы по проведению детских праздников домашних условиях.

- Специальная методическая и музыкальная литература.

- Атрибуты и костюмы для проведения музыкальных развлечений.

III этап:  заключительный (12 января по 22 января 2018г.)

  1. Выявление влияния проведенной работы на развитие интереса детей к Олимпийскому движению.
  2. Презентация проекта - вечер семейного отдыха ко Дню семьи «Пчелиный улей».

Достигнутые результаты

В результаты проектной работы подтвердилось корректность выдвинутой гипотезы что позволило сформировать следующие выводы:

1. Конкретизировано понятие "музыкальные способности", которое было выбрано в качестве рабочего.

2. Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.

3. Разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

4. Повысилась компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей детей посредством фольклора.

          5.Пополнилась предметно-развивающая среда группы новым дидактическим материалом.

          6. Создана информационная база: накоплен  материал  в области  народного фольклора.

       

 

Список источников и литературы

1. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. – Оса: Росстанина-Каме, 2008 – 178 с.

2. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 2001. - 167 с.

3. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа / Е.Ф. Алексеенко // Начальная школа. - 2007. - №3. - С.3-9.

4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 2007. – С.5 -12

5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 2000. - 174 с.

6. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 2007. - 223 с.

7. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 2000. - 98 с.

8. Василенко В.А. Детский фольклор.Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 2001. - 252 с.

9. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 2004. - 206 с.

10. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – М., 1996. с.468.

11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 2011. – 415 с.

12. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 2000;

13. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 2002. - 150 с.

14. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. 2-е. – М.: МГУ, 2010. - 112 с.

15. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 2004. - 284 с.

16. Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт характеристики некоторых проблем. – М.: Политиздат, 2000. - 144 с.

17. Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 2007. - 84 с.

18. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, 2014. - 327 с.

19. Давлетов К.С. Фольклор, как вид искусства. – М., Наука, 2006. – с. 357

20. Дети и игра. – Курьер Юнеско, 1990, № 2. - С. 12-17

21. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – М.: ВНМЦ, 2013. - 160 с.

22. Земцовский И.И. Народная музыка и современность. – М.,2011. – с. 49-50

23. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. – Киев, 2007. - 143 с.

24. Иванова Л. Русский фольклор // Воспитание школьников. - 2001. № 10.

25. Календарные, фольклорные тематические праздники (1-4) / Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. - М.: Вако, 2006. - 369с.

26. Камаев А.В., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. - М.: Высшая школа, 2004. - 195с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...