Педагогический проект на тему: " Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора"
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект
на тему:
«Развитие музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста
посредством фольклора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_averinoy_v.g.docx | 40.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 63 «МАЛИНКА» ГОРОДА КАЛУГИ (МБДОУ № 63 «МАЛИНКА» г. КАЛУГИ)
Педагогический проект
на тему:
«Развитие музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста
посредством фольклора»
Подготовила: воспитатель
Аверина Валерия Германовна
г. Калуга, 2021
.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Педагогический проект «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора» |
Разработчик проекта | Аверина Валерия Германовна, воспитатель |
Адресация проекта | МБДОУ № 63 «Малинка» г. Калуги. Проект предназначен для образовательной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста |
Участники проекта | Воспитатели, специалисты, дети подготовительной группы ,родители |
Сроки реализации | Январь - февраль |
Тип проекта | Познавательно - исследовательский |
Предмет исследования | Музыкальный фольклор |
Возраст детей | 6-7 лет |
География проекта | Пространство детского сада |
Актуальность проекта
Определяется тем, что на современном этапе главная задача музыкального развития дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений [19, с.44].
Проблема проекта: Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Как установить взаимодействие между детьми, родителями и педагогами для развития музыкальности старших дошкольников.
Необходимость создания : выявить возможности музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование проекта
Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что называется зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.
Музыкальный фольклор явление синкретическое, в нем неразрывно связано, музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.
Анализ ситуации: Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык
Цель проекта: Выявить возможности музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Создать условия для обогащения детей новыми музыкальными впечатлениями, формирования музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке на основе доброжелательности, уважительного отношения взрослого к ребенку и детей друг к другу, введения добрых традиций в жизнь ДОУ. Расширять кругозор детей, формировать любовь и уважение к русским народным традициям.
Задачи проекта:
Для детей
Воспитательные:
• формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
Образовательные:
• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
• формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
• развивать самостоятельность, инициативу и импровозационные способности у детей.
• Кроме того, развивается эмоциональная сфера ребёнка. Его сенсорные способности. Занятия с использованием русского музыкального фольклора формируют у детей миропонимание, развиваются творческие способности.
Для родителей
- повышать компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка, учить применять полученные знания на практике.
- формировать навыки коммуникативного общения;
- укреплять сотрудничество между детьми, родителями, педагогами.
Для педагогов:
- Создать информационную базу: накапливание знаний в области народного фольклора; ознакомление с методическими разработками по данной теме.
- Для пополнения развивающей среды новым дидактическим материалом.
Гипотеза проекта: использование различных видов музыкального фольклора, будет способствовать эффективному развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта.
Данный проект - новая перспектива реализации базисных задач обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.
Тенденция развития данного проекта на ближайшее время – это развитие желания у детей познавать фольклор.
В проекте задействованы все виды деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства.
Ожидаемый результат:
- Дети должны внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
- Родители должны находить пути решения проблемы музыкального воспитания ребенка и осуществлять их на практике.
- Участники проекта должны уметь общаться между собой, создавая благоприятную атмосферу для решения поставленных задач по музыкальному воспитанию.
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный (ноябрь)
- Разработка плана проектной деятельности «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора».
- Изучение литературы по теме проекта: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
- Подбор иллюстрационного, дидактического, игрового материала для реализации проекта.
- Подборка видеоматериалов и аудиоматериалов по ознакомлению дошкольников с историей развития музыкального фольклора, народными инструментами и т.д.
- Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.( Приложение 1)
- Выступления на родительском собрании с сообщением на тему: «Использовании народного фольклора в воспитании детей». (Приложение2)
- Анкетирование родителей на тему «Фольклор в вашей семье» (Приложение3)
- Подбор информации для стенда по музыкальному воспитанию.
(Приложение 4)
- Разработка конспектов НОД, картотек (Приложение 5)
- Консультаций по тематике проекта (Приложение 6)
II этап: практический (с 1 декабря по 12 января 2018г.)
- Подготовка к проведению музыкального занятия «Музыкальный теремок»,
- Беседы с родителями о проведении музыкально-игрового развлечения к Дню матери «Мама – слово дорогое!».
- Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» с семьей Митрофановых
- Изготовление памятки для родителей «Изготовление природных и самодельных музыкальных инструментов в домашних условиях».
- Индивидуальные беседы-рекомендации с родителями по слушанию музыки в домашних условиях.
- Подготовка сценария, атрибутов, разучивание стихов и песен с детьми и родителями к вечеру семейного отдыха «Пчелиный улей». Прослушивание музыкального оформления. Практические советы по участию родителей в празднике.
Перечень мероприятий, в рамках проекта
Мероприятия | |
Работа с детьми |
и хороводами.
«Узнай по голосу», «Определи инструмент», «Слушай хлопки» и т.д.
«Солнышко», « Дождик».
|
Работа с родителями |
|
- Обеспечение:
- Аудиозаписи.
- Тексты песенок, загадки о музыкальных инструментах, речевые игры и попевки, упражнения для голоса и артикуляционные гимнастики; консультации по различным вопросам музыкальной деятельности детей; советы по проведению детских праздников домашних условиях.
- Специальная методическая и музыкальная литература.
- Атрибуты и костюмы для проведения музыкальных развлечений.
III этап: заключительный (12 января по 22 января 2018г.)
- Выявление влияния проведенной работы на развитие интереса детей к Олимпийскому движению.
- Презентация проекта - вечер семейного отдыха ко Дню семьи «Пчелиный улей».
Достигнутые результаты
В результаты проектной работы подтвердилось корректность выдвинутой гипотезы что позволило сформировать следующие выводы:
1. Конкретизировано понятие "музыкальные способности", которое было выбрано в качестве рабочего.
2. Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.
3. Разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
4. Повысилась компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей детей посредством фольклора.
5.Пополнилась предметно-развивающая среда группы новым дидактическим материалом.
6. Создана информационная база: накоплен материал в области народного фольклора.
Список источников и литературы
1. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. – Оса: Росстанина-Каме, 2008 – 178 с.
2. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 2001. - 167 с.
3. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа / Е.Ф. Алексеенко // Начальная школа. - 2007. - №3. - С.3-9.
4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 2007. – С.5 -12
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 2000. - 174 с.
6. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 2007. - 223 с.
7. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 2000. - 98 с.
8. Василенко В.А. Детский фольклор.Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 2001. - 252 с.
9. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 2004. - 206 с.
10. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – М., 1996. с.468.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 2011. – 415 с.
12. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 2000;
13. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 2002. - 150 с.
14. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. 2-е. – М.: МГУ, 2010. - 112 с.
15. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 2004. - 284 с.
16. Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт характеристики некоторых проблем. – М.: Политиздат, 2000. - 144 с.
17. Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 2007. - 84 с.
18. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, 2014. - 327 с.
19. Давлетов К.С. Фольклор, как вид искусства. – М., Наука, 2006. – с. 357
20. Дети и игра. – Курьер Юнеско, 1990, № 2. - С. 12-17
21. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – М.: ВНМЦ, 2013. - 160 с.
22. Земцовский И.И. Народная музыка и современность. – М.,2011. – с. 49-50
23. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. – Киев, 2007. - 143 с.
24. Иванова Л. Русский фольклор // Воспитание школьников. - 2001. № 10.
25. Календарные, фольклорные тематические праздники (1-4) / Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. - М.: Вако, 2006. - 369с.
26. Камаев А.В., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. - М.: Высшая школа, 2004. - 195с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ
Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС
Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современн...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
опыт работы по теме «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»
опыт работы...
Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...
- Мне нравится (1)