Самообразования
материал

Хурамшина Рамзия Миниязовна

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного                    возраста посредством дидактических игр».

 Цель:повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи: 

  1. Изучить методическую литературу по вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  2. Составить  подборку дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического  мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.
  3. Пополнить содержание предметно – развивающей среды дидактическими играми на развитие логического мышления.
  4. Внедрять разработанный материал в работу с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.
  5. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
  6. Представить результаты работы на заседании педсовета.

Актуальность темы:

Развитие логического мышления позволяет ребенку научиться свободно, ориентироваться в окружающем мире, повышает продуктивность и результативность деятельности. Одна из первых задач которую должен постичь ребенок – это научиться наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

        Ожидаемый результат: 

  • У детей улучшатся показатели уровня развития внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • Появится познавательный  интерес к играм и занятиям;
  • Обогатится предметно-развивающая среда группы новыми дидактическими играми;  Появится заинтересованность родителей в развитии логического мышления детей через игру.

 

   Форма самообразования: Индивидуальная. 

 

Форма отчёта о проделанной работе: Проведение открытого занятия для педагогов и родителей «». Презентация картотеки дидактических игр. Представление результатов работы на заседании педсовета.

 

 

 

 

 

План работы по теме самообразования

 

Этапы

Сроки

Содержание работы 

Сентябрь- октябрь

1. Подбор и изучение методической литературы и электронных ресурсов по теме самообразования. 

2.Изучение опыта работы других педагогов.

3.Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у дошкольников» 

4. Составление консультационного материала для педагогов, родителей:

Консультация "Значение дидактической игры в жизни ребёнка"  

Рекомендации "Современные дети, современные игры"

Подборка игр на развитие логического мышления у дошкольника  

Ноябрь- - апрель

1. Составление консультационного материала для педагогов, родителей:

Консультации «Способы и методы поддержки инициативы ребенка современном детском саду», «Логические игры дома и в детском саду»,

«Этапы развития мышления ребенка»,  «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала», «Развитие наглядно-образного мышления через дидактические игры». Оформление выставки «Дидактические игры для детей»

Буклет «Загадки – головоломки»

Оформление информационного стенда «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»

  1. Размещение наглядного материала в родительский уголок:

 «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».

  1. Семинар для родителей (педагогов) «Дидактические игры как способ развития мышления»  
  2. Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша», «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр - головоломок» 
  3. Выступление на родительском собрании  «Развитие логического

мышления старших дошкольников  посредством дидактических игр»

  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
  2. Совместное мероприятие «Вечер логики» 
  3. Подборка и оформление конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме.
  4. Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала  
  5. Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и  памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие  
  6. Совершенствование предметно-развивающей среды группы:  

Составление картотеки «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников».

Изготовление дидактических пособий.

Оформление «уголка логики» 

Май

  1. Обобщение опыта на уровне ДОУ.  
  2. Представление результатов работы на заседании педсовета.
  3. Презентация картотеки дидактических игр.  
  4. Показ открытого занятия тема: «Путешествие в волшебный лес».
  5. Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»  

 

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.  
  2. А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада.

Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.

  1. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.  
  2. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.  
  3. З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
  4. Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;
  5. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.
  7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  8. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
  9. Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой
  10. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ----Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.  
  11. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).
  12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
  13. Журнал «Педагогический опыт» 2017 г.
  14. Журнал «Педагогический практикум» №2, 2008г.

  Перспективный план мероприятий на 2018-2019 уч. г.

Месяц

Формы работы

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

1 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать».

Консультация «Игрушки – развивалки

2 нед Конструирование «Башни для принцесс»

Консультация «Учим ребёнка математике». «Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков».

3 нед Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек».

Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку»

4 нед Математическое развлечение «Игры с незнайкой

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур».

Октябрь

1 нед Дидактическая игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках.

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики.

Открытое НОД «Путешествие в мир Математике»

2 нед Сюжетно ролевая игра «Путешествие на поезде»

Методические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

3 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы».

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Консультация «Поиграйте в цифры с детьми».

4 нед Игры с крышками от бутылок: «Подбери колеса для машины».

Консультация для родителей «Давай поиграем, мама!» Открытое занятие НОД.

Ноябрь

1 нед Дидактическая игра «Построй ворота».

Тест с родителями «Что мы знаем о математике». Предложить для чтения детям «Стихотворение про дырки».

2 нед Беседа «Где мы встречаем цифры».

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Рекомендации по созданию игр математического содержания.

3 нед Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы».

Беседа «Что мы видим на прогулке».

4 нед Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад»

Предложить родителям сделать «Бусы для Машеньки».

. Декабрь

1 нед Дидактическая игра «Считай - не ошибись!». Конструирование из кубиков.

Предложить математические загадки для детей

2 нед Сказка «Лягушка Ляга»

Консультация для родителей «Поиграйте в цифры с детьми».

Советы для педагогов находить цифры в окружающей обстановке.

3 нед Дидактическая игра «Построим башенки».

Рисование дома геометрических фигур. Физкультминутка «На болоте».

4 нед Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра: «Где находится игрушка».

Январь

1 нед Сказка С. Иванова «Зайка – незнайка». Веселый счет с Буратино. Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары».

2 нед Рисование геометрических фигур на снегу. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры

Консультация «Учим ребёнка математике».

3 нед Беседа «Когда это бывает» - части суток.

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток.

4 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку» Чтение стихов о цифре.

Февраль

1 нед Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». Беседа «По дороге в детский сад». Физкультминутка «На болоте»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логическогомышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша».

2 нед Загадываем математические загадки.

Рисование дома «Обведи по штриховке» Конструирование «Построим башенки».

3 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы». Чтение дома сказки С. Иванова «Зайка – незнайка». Считалки с иллюстрациями

4 нед Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.

Март

1 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок».

Игры с крышками от бутылок «Солнечная поляна».

2 нед Сюжетно ролевая игра «Поедем в гости к Солнышку». Веселый счет с Буратино. Физкультминутка «Аист, аист длинноногий».

3 нед Веселый счет с Буратино. Беседа «По дороге в детский сад». Рассматривание иллюстраций о частях суток.

4 нед Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Считалки с иллюстрациями Беседа «Сравниваем предметы мебели»

Апрель

1 нед Подвижная игра «Цветные автомобили». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП.

Рекомендации по созданию игр математического содержания

Консультация из опыта работы «Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников».

2 нед Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки».

3 нед Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает»

4 нед Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы»

Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары».

Май

1 нед Игра «Собираем шишки»

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. «Помоги найти Верблюжонку юрту»

2 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка» Дидактическая игра «Конструктор».

3 нед Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»

Консультация для родителей

«Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков» Физкультминутка «Аист, аист длинноногий».

4 нед Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи». Беседа «Сравниваем предметы мебели»

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Перспективы на следующий учебный год.

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Распространение опыта работы.

5. Публикации на сайте . Представление своего педагогического опыта.

6. Участие в конкурсах, конференциях.

7. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала. 2017-2018 уч. г

                                               Перспективно-календарный план

                                                               работы на 2019-2021 год

Дата

Содержание деятельности

Материал

Сентябрь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»
  2. Игра «Антонимы»
  3. Загадка
  4. Задание на сравнение

      5    Логические задачи

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Октябрь

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

2.Игра «Антонимы»

3.Загадка

4Задание на сравнение

5Логические задачи

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Ноябрь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».
  2. Загадка
  3. Задание на сравнение
  4. Логические задачи

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8

Декабрь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задания по Блокам Дьенеша
  3. Логические задачи
  4. Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11

январь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задания по Блокам Дьенеша
  3. Логические задачи
  4. Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11

Февраль

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задания по Блокам Дьенеша Логические задачи
  3. Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223,

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14

Март

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Загадка
  3. Задание на классификацию
  4. Логические задачи

«Развивалки», стр. 227

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37

Апрель

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Работаем с блоками Дьенеша
  3. Задание на умозаключения
  4. Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25

Май

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задание на умозаключения
  3. Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25.

План по самообразованию

2020-2021 год

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

Диагностика логического мышления детей подготовительной группы

(см. Приложение 1)

Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

(см. Приложение 2)

Октябрь

Пополнение ПРС средствами математики

Организация выставки средств математики

Привлечение родителей к пополнению ПРС средствами математики

Ноябрь

Организация и проведение серии арифметических задач «Математический знайка»

(см.Приложение 3)

Картотека

Арифметических задач «Математический знайка»

Папка-передвижка «Средства математики как эффективное средство развития логического мышления»;

Январь

Организация и проведение серии дидактических игр и упражнений по математике

(см.Приложение 4)

Мероприятия по логике

Викторина «Умники и Умницы».

(см.Приложение 5)

Составление рекомендованного списка литературы для чтения дома с детьми

Февраль

Организация и проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

(см.Приложение 6)

Посещение и анализ открытых занятий по ФЭМП в ДОУ

Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»

(см.Приложение 7)

Март

Развлечение по ФЭМП «Вечер математических игр »

(см.Приложение 8)

Посещение групп ДОУ с целью обмена опытом по организации ПРС по развитию логического мышления.

Памятка «Развитие логического мышления дошкольников»

Апрель

Проведение мероприятия «В стране логики»

(см.Приложение 9)

Оформление папки передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

(см.Приложение 10)

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»

Май

Контрольный мониторинг уровня сформированности логического мышления в подготовительной группе на конец года

Отчет о проделанной работе на педсовете

Индивидуальные беседы с родителями по результатам проведенного мониторинга уровня сформированности логического мышления в группе

 

 Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по логико-математическому развитию дошкольников

2. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.»

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;

5. Выставка работ. Тема: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»;

7. Проект. Тема: ««Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету дошкольников»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...