Отчет по самообразованию
статья

Надежда Сергеевна Лушина

Актуальность. Проблема развития у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в качестве одного из целевых ориентиров указывает, что ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. В нем подчеркивается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Игровая деятельность –  это усвоение ребенком общественно выработанных способов использования предметов.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samobrazovaniyu.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Рябинка»

(МБДОУ «Детский сад № 29»)

Отчет на тему:«Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Подготовила воспитатель:

 Лушина Н.С.

Саров

2022

Актуальность. Проблема развития у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в качестве одного из целевых ориентиров указывает, что ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. В нем подчеркивается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Игровая деятельность –  это усвоение ребенком общественно выработанных способов использования предметов.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Цель: Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Совершенствование профессиональной деятельности  и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития инициативы и самостоятельности  в процессе игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

Создание условий для поддержки инициативных ситуаций развития в группе детей раннего возраста.

Способствовать проявлению инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры.

Подводить детей к пониманию роли в игре, развивать у детей желание играть вместе.

Подводить детей к принятию собственных решений.

Организация предметной среды:

Предметная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В группе организуются зоны, специально предназначенные для этого. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для разнообразных игр. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольших группах. Все игрушки должны быть доступными.

При организации предметно-игровой деятельности следует включать:

- различные виды игр, которые имеются в достаточном количестве в детском саду, более чем другие занятия и виды детской деятельности отвечают идеям воспитывающего и развивающего обучения детей раннего возраста;

- различные игры в режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности;

- проблемные ситуации и словесные инструкции.

При правильной организации предметно-игровой деятельности к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малыша, обогащать их опыт.

Создавая предметно-развивающую среду я учла, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

6. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

7. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия.

В процессе работы мною было изучена психолого-педагогическая литература по теме самообразования, подбор дидактического и наглядного материала.

Практический этап работы предполагал:

Изучение дидактических, словесных, настольных и пальчиковых игр;

Оформление картотеки на тему «Развитие инициативности и самостоятельности детей»;

Проведение мероприятий «Вечер подвижных игр»;

Проведение родительского собрания по теме самообразования;

Проведение НОД;

Проведение индивидуальных консультаций по развитию самостоятельности у детей;

Виды игр:        

Дидактическая игра.

Виды дидактических игр: 

Игры с предметами (игрушками) – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. 

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей.   

Далее была проведена работа с родителями. Определяя        содержание работы с         родителями по развитию самостоятельности        и инициативы детей раннего возраста,  я опиралась на фундаментальные основы дошкольной         педагогики         и психологии, теоретические основы воспитания самостоятельности и инициативы у детей (общие закономерности развития ребенка и особенности его развития в разных видах деятельности; сущность самостоятельности и инициативы детей, особенности ее генезиса; условия оптимального развития активной самостоятельной и инициативной личности и др.).

Индивидуальные беседы (они дают возможность узнать, как и во что любит играть ребенок дома);

Было организовано и проведено родительское собрание на тему «Самостоятельность и инициатива детей раннего возраста»;

Консультации на темы «Как проявляется детская самостоятельность и инициативы у детей раннего возраста», «Какие методы и приемы использовать при развитии детской инициативы и самостоятельности»;

Опыт семейного воспитания по развитию инициативности и самостоятельности.

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Игры бывают разные: многие имеют обучающий либо тренинговый характер. Инициатива в таких играх принадлежит взрослому, даже в том случае, когда ребенок начинает играть в нее сам. Потому что изначально цели, способы и средства реализации данной игры принадлежат взрослому, а для ребенка такая игра выступает ситуацией обучения, которое, согласно общеизвестному положению Л.С. Выготского, ведет за собой развитие. Не обеспечивает, а именно создает возможность развития, является его потенциальным стартом. Актуальным же стартом процессов развития – его движущей силой – выступала и выступает только самостоятельная деятельность субъекта. Поэтому только в самодеятельной  –  идущей от инициативы самого ребенка –  игре у него формируются необходимые для перехода на следующий этап возрастные новообразования и ряд соответствующих возрасту целевых ориентиров, прописанных в стандарте. Именно поэтому самодеятельная детская игра  и выступает ведущей деятельностью дошкольника, ведёт за собой его развитие.

Планируемые результаты:

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами.

Общается в диалоге с воспитателем и взрослым.

Принимает собственные решения на основе выбора игры.

В игре проявляет инициативу в роли ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...