НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы по теме: «Волшебник – магнит»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить  с практическим использованием магнита человеком.

Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД с использованием экспериментирования для детей  старшей группы по теме: «Волшебник – магнит»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить  с практическим использованием магнита человеком.

Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Материал и оборудование: магниты на каждого ребенка, стаканы с водой, предметы из различных материалов на каждого ребенка (скрепки, шайбы, колечки и т. д.)    презентация «Легенда о магните», магниты различной формы и разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, стали, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; варежка, канцелярские скрепки; подносы, ткань, картон, маленькие машинки, схема дороги на картоне, стаканы с водой, карточки с предметами для игры».    

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Игра-приветствие «Ваши умные головки»

Ваши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся

Звучит таинственная музыка.

 Ребята, а вы любите фокусы, чудеса? Сегодня я вам попробую показать фокус.

Вот моя волшебная варежка. «Все внимание на руки, знаю вам здесь не до скуки. Руки медленно вращаем, силу в руки возвращаем. Крибли, крабли, бегемот – что сейчас произойдет? «Воспитатель проводит варежкой над столом и металлические предметы прилипают.

Кто из вас догадался, в чем здесь секрет?

 Правильно, в варежке у меня был спрятан магнит. А что такое магнит,  кто сможет объяснить своими словами?

 Магнит- это камень, к которому притягиваются металлические предметы.

Дети приветствуют  друг друга словами.

Дети смотрят опыт и ведут диалог с воспитателем.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

А вы хотите узнать, почему у магнита такое название? Я хочу рассказать вам одну легенду. Легенда -  это события, которые происходили в далеком прошлом. Для этого нам нужно сесть на стулья  (садятся)

                  (Показ презентации)

 В давние времена на горе  Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами.    Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа.   Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

 Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые делают из железа и стали  и будут очень долго сохранять силу магнетизма

  Этот камень не простой

Он с изюминкой одной,

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Вы, ребята, не спешите,

Этот камень назовите. (магнит)  

Я вас приглашаю в школу волшебных наук.

Сейчас мы с вами вместе будем открывать секреты магнита.

Техника безопасности:

!!! Запомните одно правило:

Ронять магниты нельзя. Они могут разбиться, или от них может отколоться маленький кусочек. А еще от удара магнит может полностью или частично потерять свою силу.

Воспитатель показывает магниты детям: Возьмите магнит, потрогайте его.(На столе поднос с магнитами).

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

 -Какой магнит на ощупь?

- Какой  по цвету?

- Все ли магниты одинаковы по размеру?

- Все ли магниты одинаковой формы?

Опыт № 1

Ребята, посмотрите перед вами на тарелках лежат предметы из разных материалов.
Как вы считаете, может ли магнит притянуть к себе эти предметы? Предлагаю проверить это опытным путём, а потом рассказать нам.
Предлагаю предметы на тарелочках рассмотреть и разделить их с помощью магнита на две группы, разложить в две тарелочки (которые притягиваются магнитом и не притягиваются). Проверяйте, что магнит к себе притягивает,  какие предметы.    Как назвать их одним словом?  

Какие предметы не притягиваются? Притягиваются только металлические предметы.

 Опыт № 2

 В: - Ребята, для следующего опыта нам понадобятся баночки с водой. Опускаю скрепку в стакан. Можно ли достать скрепку из воды не замочив рук с помощью магнита?  Воспитатель слушает высказывания детей и демонстрирует опыт.  Я знаю один интересный способ: «Если вести магнитом по стенке стакана, то скрепка будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через стекло и воду»

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. Воспитатель показывает схему,  как магнит  действует через стекло и подводит детей к выводу, что магнит действует через стекло и воду.

Опыт № 3

Положите скрепку на картон. Возьмите одну руку картон, в другую руку возьмите магнит. Проведите магнитом под картоном?

- Что произошло? (скрепка двигается)

- Какая сила действовала на скрепку? – магнитная

- Через что действовала магнитная сила? (через картон)

Вывод: магнит действует через картон.

Игра с магнитом «Провези машинку по дороге в гараж»

Переверните картон. Мы видим дорогу, которая ведет к гаражу. Возьмите на подносе машинку – поставьте на дорогу. (посреди тела – скрепка или металлическая пластинка). При помощи магнита машинку провозим по дороге и в гараж.

- Как это сделать?  (с обратной стороны картона водить магнитом)

- Что происходит с машинкой? (она двигается)

Почему машинка двигается? (магнит примагничивает скрепку или металлическую пластину, значит  действует магнитная сила)

Вывод: магнит действует через картон.

Возьмите по магниту и подойдите ко мне. Я предлагаю вам осмотреться в группе и найти предметы, которые, по вашему мнению, притягиваются магнитом. Давайте, опытным путём проверим свои гипотезы.(магнитная азбука, цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки и шахматы, магнитные держатели).

Ребятки, а вы в садике или дома как – то используете магнит? Расскажите, помогает ли нам магнит (слушаются высказывания детей 

Дети смотрят презентацию и слушают. Задают вопросы, отвечают на вопросы воспитателя, ведут с ним диалог.

Дети слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, ведут диалог с воспитателем, делают вывод.

Дети берут по одному магниту

- Гладкий, холодный

- черный

- нет, есть большие и маленькие

- нет, они имеют разную форму

Дети пробуют и выясняют, какие предметы притягивает магнит, а какие нет.

Дети рассуждают, делают вывод.

Дети, выполняют задание, наблюдают, рассуждают, отвечают на вопросы, делают вывод.

Дети экспериментируют (пробуют достать скрепку), делают вывод.

Магнит действует через картон

 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Что тебе показалось интересным? Что расскажешь дома родителям  и друзьям? Что показалось трудным? А что вы узнали сегодня нового о магните? Что вам понравилось? А где вы захотели использовать магнит? А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните? Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень  много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.

Дети

отвечают на вопросы воспитателя, высказывают  мнения, делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"

Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование)  в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...

Конспект ООД с использованием опытов с магнитом в старшей группе на тему «Волшебный магнит»

Конспект ООД с использованием опытов с магнитомв старшей группена тему «Волшебный магнит»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада « Чудесный магнит»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада« Чудесный магнит»...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе "Необыкновенный и удивительный магнит "

Знакомство детей с понитиями "магнит", "магнитная сила". Дать представление о свойствах магнита. Обогащать словарь детей (притягивает,  примагничивает, магнетические, нем...

НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы по теме: «Волшебник – магнит»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выя...

Конспект открытого занятия По познавательному развитию Тема: «Волшебник магнит»

Цель занятия: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: формировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать...