ВИДИШЬ СКВОРЦА - ЗНАТЬ, ВЕСНА У КРЫЛЬЦА (занятие-развлечение для детей старшей группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мельникова Зульфия Гамилевна

Занятие-развлечение можно использовать как итоговое мероприятие в старшей группе по теме "Перелётные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДИШЬ СКВОРЦА - ЗНАТЬ, ВЕСНА У КРЫЛЬЦА

(занятие-развлечение для детей старшей группы)

Цель: закрепление представлений детей о перелётных птицах.

Задачи:

  1. Дополнить знания детей о скворцах;
  2. Развивать речь детей посредством малых форм фольклора;
  3. Воспитывать у детей желание и способность заботиться о живой природе;
  4. Приобщать родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

Участники: родители (законные представители), воспитанники, воспитатели.

Оборудование: видеопроектор, магнитофон, презентация  «Загадки о перелётных птицах», видеофильм «Скворец – интересные факты», реквизиты к играм, материал для творческого задания.

Предварительная работа: подготовка сценария занятия-развлечения; проведение занятий по ознакомлению детей с изменениями в природе весной и перелётными птицами; оформление стендовой консультации для родителей «Экологическое воспитание».

ХОД  РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Дети входят в зал под музыку П.И.Чайковского «Времена года.  Апрель».

Ведущий:  Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Дети, отгадайте загадку

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело,

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла…(весна).

Дети читают стихи Е. Коргановой

1й ребёнок. Где ты, солнышко?

Проснись!

Где ты, скворушка?

Вернись!

Сыпать снег зима устала.

Кап-кап-кап!

Весна настала.

2й ребёнок. Кораблики по лужицам

Бегут, бегут, бегут.

И травка зеленеет

Везде – и там, и тут.

Теплу и солнцу рады

Берёзка и сосна,

Домой вернулись птицы,

Домой пришла весна!

Ведущий: С приходом весны всё оживает вокруг, зеленеет первая трава, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко чирикают воробьи.

Проводится хороводная игра «Ручеёк».

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Ведущий: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. 22 марта - этот день совпадает с астрономическим днём весеннего равноденствия - днём, когда наступает Весна, днём, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

3й ребёнок. Полно, беленький снежочек,

                     На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

4й ребёнок. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

5й ребёнок. Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

6й ребёнок. С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

7й ребёнок. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

8й ребёнок. Жаворонки, прилетите,
Красну  Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Ведущий: Весной домой возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетали в тёплые края. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Какие же птицы прилетают первыми? Отгадайте загадки.

Презентация «Загадки о перелётных птицах».

Ведущий: Одними из первых птиц прилетают к нам скворцы. Прилет скворцов в Сибирь зависит от погодных условий. Каждый год дата прилета разная. Чем раньше наступит весна, и дневная температура воздуха будет плюсовой, тем быстрее мы увидим и услышим скворцов. Обычно скворцы в Сибири появляются уже в первых числах апреля. Но основной датой прилета можно считать середину апреля.

Игра-эстафета с прищепками «Птички на проводах»

Игроки 2 команд поочередно добегают до натянутой верёвки-«провода» и прикрепляют на неё прищепку-«птичку». Побеждает команда, первая закрепившая всех птичек на проводах.

Ведущий: Вернувшись, домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок своё жильё, строить новое. Жаворонок вьёт гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях, зяблики селятся в парках, садах, лесах. А вот скворцы любят более прочные дома – скворечники, которые строят для них люди. А вы знаете, почему домики для птиц называются «скворечники»?

На Руси люди делали из глины «домики» и развешивали их поблизости от своих жилищ, чтобы отпугнуть вредителей. В них заселялись птицы, которые употребляли насекомых в пищу и спасали тем самым урожай. Следует отметить, что на Руси придавалось огромное значение декоративному оформлению птичьих жилищ. Считалось, что чем ярче и красивей будет домик, тем скорее птичка выберет его, и тем радостнее ей там будет житься. Из-за того, что первыми прилетали весной скворцы, и именно они занимали подготовленные людьми домики, их и стали называть «скворечники».

Творческая мастерская «Скворечник». (Аппликация совместно с родителями).

Ведущий: Какие замечательные скворечники у вас получились. Скоро в них появятся птенцы и скворцам придётся очень много трудиться, чтобы накормить их.

Эстафета «Накорми птенца»

У каждой команды изображение птенца с открытым клювом. Перед каждой командой полоса препятствий.

Надо пройти боковым приставным шагом по шесту, подлезть под дугу, пробежать по гимнастической скамье, взять из корзины ленточку - «червячка» и также вернуться к своей команде, покормить птенца и передать эстафету следующему игроку.

Ведущий: Ребята, сегодня вы узнали много нового о весне, о перелётных птицах, о скворцах. Нужно всегда беречь пернатых, заботиться о них, помнить, что птицы – наши друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Пришла весна в лес Пермского края" (для детей старшей группы)

Конспект НОД для детей старшей группы, обобщающий представления у детей о весеннем лесу Пермского края и его обитателях....

Занятие – развлечение: «Посиделки» для детей старшего возраста.

- Развивать у детей интерес к народной вышивке;- Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного;-Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов вышив...

Конспект занятия-развлечения по конструированию в старшей группе "Волшебные кирпичики".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия-развлечения по конструированию в старшей группе "Волшебные кирпичики". ...

Тематическое занятие-развлечение «Праздник Осени» в старшей группе

Тематическое занятие-развлечение   «Праздник Осени»  в старшей группе...

"Правила дорожные, знать их всем положено". Конспект НОД для детей старшей группы

ЦельУточнить знания детей о правилах дорожного движения (дорожных знаках и сигналах светофора)ЗадачиОбучающие Закреплять умение детей различать и называть дорожные знаки: сервиса, разрешающие, запреща...

Познавательно-исследовательский проект: «Видишь скворца – знать весна у крыльца»

Экологическое воспитание является одним из ведущих направлений деятельности в дошкольном возрасте. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при услови...

Конспект занятия-развлечения по рисованию в старшей группе «Грибная полянка».

Цели: продолжать формировать представления детей о временах года, называть признаки осени; закреплять умение работать с углём; учить располагать объекты на рисунке; развивать творческое воображение; с...