«Клубный час» – современная технология эффективной социализации ребенка в ДОУ»
статья

Ковач Людмила Владимировна
Автор технологии: Гришаева Наталья Петровна. Клубный час – это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности. Клубный час (для ребенка) –это передвижение по детскому саду с выбором занятий по интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Клубный час» –

современная технология

эффективной социализации ребенка в ДОУ»

Подготовил: Ковач Л. В., воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №12 «Вишенка»

Автор технологии: Гришаева Наталья Петровна.

Клубный час – это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Клубный час (для ребенка) –это передвижение по детскому саду с выбором занятий по интересам.

Цели данной технологии:

 - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

-учить детей ориентироваться в пространстве.

-воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

-учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

-учить планировать свои действия и оценивать их результаты.

-учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

-развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

 -учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

-поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

-приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Типы «клубного часа»:

- «Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

- «Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт». - «Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е., например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Методика организации и проведения «Клубного часа».

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К. Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К. Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.

5. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.

Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

   Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

   Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

   Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

   Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

   Говори спокойно.

   Ходи спокойно.

   Возвращайся в группу по сигналу звонка.

  Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.:

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения.

На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад.

Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

Педагоги определяют сигнал окончания К. Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа:

·        Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»

·        Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

·        В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

·        В-четвертых, выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К. Ч.

Непосредственно перед проведением первого К. Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К. Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

- Где ребенок был?

- Что ему запомнилось?

- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

- Планировал ли он перед К. Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

         После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей,

- соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

- какие задачи необходимо решать на предстоящем К. Ч

Вывод:

В целом регулярное проведение К. Ч. раз в неделю, уже в течении 5-ти месяцев позволит зафиксировать следующие изменения у детей:

Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21

Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....

Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9      Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается процесс социализации детей  в условиях внедрения современных педагогических технологий успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации....

Опыт использования современной технологии эффективной социализации ребенка Гришаевой Н.П. «Ситуация месяца» в практике МБОУ «Начальная школа –детский сад М.Монтессори»

В Федеральном государственном образовательном стандарте  на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении соц...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

Детские дошкольные  организации играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социально...