Разучивание с детьми дошкольного возраста танцев и музыкально-ритмических композиций
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Азанова Людмила Витальевна

Из опыта работы музыкального руководителя по разучиванию с детьми дошкольного возраста танцев и музыкально-ритмических композиций.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы:

Разучивание с детьми дошкольного возраста танцев и музыкально-ритмических композиций.

Я работаю в должности музыкальный руководитель уже 40 лет. Начинала  свой педагогический путь еще в далёкие  восьмидесятые годы.  Старое здание детского сада в посёлке, нет музыкального зала. Ходьба с  аккордеоном из группы в группу, в другое здание.  Проигрыватель, и  весь песенный и танцевальный репертуар исполняла сама. И наконец в 1996 году построили Сад! новый с залом, с пианино, с музыкальным центром. В помощь технологии А. Бурениной и Т. Суворовой с музыкальными дисками и новыми танцами и композициями. Конечно я была у них на курсах, благодарна им на разработки их методики обучения детей музыкально-ритмическим движениям, активно их использовала на своих занятиях.

 В настоящее время деятельность музыкального руководителя существенно облегчена наличием различных методик в помощь и  интернет, где можно просмотреть и показать уже готовые постановки детям, аудио записи музыкального репертуара, где я могу сама встать и показать детям движения. И я практикую показ собственный, иногда с помощью воспитателя, если движения нужны для исполнения в паре.

Я  практически не использую  с детьми отработку каких-то танцевальных движений на протяжении нескольких занятий, а сразу с детьми прохожу весь танец методом зеркального показа. Во-первых внимание детей сконцентрировано на показе движений, пусть даже если у них сразу не получится его исполнить правильно, но у детей складывается целая картина танца, он запоминает музыку, смену музыкальных фраз, последовательность перестроений. А к качественному исполнению движений приходим на последнем этапе, вот тут то и заостряю внимание детей на то, как правильно и чётко его исполнить.

И еще очень важный на мой взгляд момент. Многие молодые педагоги испытывают затруднение именно в этом виде деятельности  музыкального развития детей. Хорошо если танец сопровождается вокальным исполнением, дублируя движения текстом, особенно в младшем возрасте, но ведь есть и танцы под музыкальное сопровождение (Вальсы, польки, русские народные мелодии)..

И в это м мне помогает самый простой метод- мы с детьми просто поём движения.

Поверьте,  мы музыканты можем фантазировать и спеть любое движение и согласовать его с мелодией.

Например разучиваем с детьми 2младшей - средней группы  (У меня все группы смешанные, разновозрастные) танец «Белка с орешками» Т. Суворовой. Там звучит русская народная мелодия в прекрасной обработке: «Во саду ли в огороде» .

Я раздала по 2 погремушечки-болтушечки каждому ребёнку (пластиковые баночки из под витаминов с крупой рисом внутри, естественно показала как нужно правильно держать болтушку, стучать ей), встали в круг и:

Вступление:  Я  Пою: Побежалии, побежалии, на носочкахах побежалии и. т. Д

1 часть 1 фраза: Тук тук тук, и  тук тук тук  4 р (стучат в баночки у одного ушка и другого поочередно)

2 фраза: Покружились покружились, 1 раз вокруг себя (всё это пропеваете в соответствии мелодии, как бы своё пение коорденируете  с музыкой) и дети непроизвольно начинают тоже подпевать вместе с вами.

2 часть 1 фраза: Тук тук тук, и  тук тук тук  4 р (стучат в баночки у одного ушка и другого поочередно)

2 фраза: Покружились покружились, 1 раз вокруг себя (всё это пропеваете в соответствии мелодии, как бы своё пение координируете  с музыкой) и дети непроизвольно начинают тоже подпевать вместе с вами.

         Далее какие движения вы спланировали освоить в этом танце вы их тоже  поёте.

В конце последняя фигура-нужно двигаться  врассыпную:

Пою: А теперь рассыпались, как мячики на поле. Кружимся и бегам мы на носочках дружно..

(Если уж не найти подходящего слова, то вторую часть  мелодии пою просто на слог ля, та и т.д.) дети на стадии разучивания тоже подпевают себе, но когда танец освоен детьми они сами уже не поют, а получают удовольствие от собственного исполнения.

В старше - подготовительной группе мы тоже поём движения,в основном  это польки, вальсы, детские народные танцы.

Например, танец: «Весёлые дети» лит.нар.мел. (музыкальные руководители знают эту мелодию)

Пою, дети подпевают:

1 часть: Побежали, побежали траля, ля, траля, ля

Быстро, быстро побежали повернулись к другу..

2 часть: Отошлии (2 шага назад) топ, топ, топ

Подошлии топ,топ, топ

Хлоп, хлоп, хлоп

Хлоп, хлоп, хлоп                    2 раза

Покружились один раз!

Чем на мой взгляд удобен этот метод, а тем, что когда дети подпевают движения, то невольно вслушиваются в мелодию, её фразировку, быстрее переходят к смене движения в соответствии музыкальной темы. (Если в младшем возрасте – это смена частей музыки. То в подготовительной группе это предложения, фразы, отдельные такты).

А чтобы дети быстрее запоминали движения и перестроения в танцах и композициях, ориентировались на сценической площадке, я сразу в начале учебного года расставляю детей парами в рассыпную по залу, у каждой пары своё место, дети его запоминают, танцуют общие движения и по одному и в паре, переходят в общий хоровод по кругу и обратно возвращаются на свои места в соответствии рисунка танца. Потому, что некоторые песни мы исполняем не в шеренге стоя перед зрителями, а в шахматном порядке, так видно каждого ребёнка, а музыкальный проигрыш можно разнообразить танцевальными движениями.  

Такая расстановка в основном в танцах и музыкальных композициях под более современный  репертуар, который идёт с вокальным сопровождением. Тут всё понятно, дети запоминают определённые движения под текст, и я практикую зеркальный показ по методу А. Бурениной. Синхронность показываю детям с опережением куда двигаемся к зеркалу или к окну, небольшие знаки ко мне и назад, и всё это естественно под смену музыкальных фраз.

Подводя итог, мне хочется отметить, что нужно более активно использовать свои творческие способности, искать новые пути, формы, методы, приемы, которые адаптивны именно вашим детям. Буду рада, если моя статья кому-то поможет в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование на тему «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмических движений»

В данном исследовании представлены теоретические основы развития внимания и памяти у детей старшего дошкольног возраста, характеристика музыкально- ритмического развития детей дошкольного возраста.Дан...

Проект. Тема: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмического воспитания.

ип: развивающий, творческий. Участники: дети старшей группы, педагог, музыкальный руководитель, родители. Актуальность: В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных дет...

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

 Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности"

Презентация о развитии музыкальных способностей дошкольников в результате музыкально-ритмической деятельности...