Значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека
статья

Буштинская Ирина Михайловна

Статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Очень важно с раннего возраста развивать творческие способности детей, ведь это залог будущих успехов. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, закрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Изучение декоративно-прикладного искусства приобщает детей к русской народной культуре.

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной России. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях, что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Семенова, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки. Красоту форм и оптимистического мироощущения использую в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков. Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства.

Основной целью художественного образования считаю развитие творческой личности ребёнка, которое способствует психическому и физическому оздоровлению. В процессе занятия прикладным творчеством дети постепенно учатся разговаривать на языке художников, воспринимать терминологию по изобразительному искусству. Данная программа составлена с учётом интересов детей к декоративно-прикладному искусству, его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Занятия по данной программе включают разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные, познавательные), направленные на развитие творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно-эстетического вкуса детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной обстановки в детском творческом объединении, когда дети входят в образы художника, мастера, гончара, скульптора (появляются возможности для профессиональной ориентации). Новые области народного творчества раскрывают перед детьми разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной композиции. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить родную природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. В содержание программы включены различные виды деятельности:

  • -Работа с бумагой и картоном (аппликация, бумагопластика);
  • -Художественная обработка ткани (аппликация, вышивка лентами);
  • -Роспись по мотивам народных промыслов (городецкая, хохломская, гжель);
  • -Лепка из глины и солёного теста (дымковская игрушка, барельеф, маска, гжельская керамика);
  • -Проект (праздник, компьютерная презентация).

Каждый вид деятельности имеет свои выразительные особенности. Лепка способствует развитию наблюдательности, воображению, эстетического отношения к предметам и явлениям. Аппликация вырабатывает умение видеть и передавать красоту действительности в композиции творческой работы, учит чувствовать материал, фактуру, развивает умение правильно выбирать тот или иной материал. Вышивка развивает чувство прекрасного, формирует эстетический вкус, воспитывает усидчивость, терпение, уважение к труду. Работы, выполненные на занятиях, часто имеют практическое применение: они украшают комнату ребёнка, могут быть подарком. Это радует не только детей, но и взрослых.

Важно в процессе подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он является частью русской культуры. Одной из важных задач работы по данной теме является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. Для этого необходимо подобрать материалы и оформить развивающую предметно-пространственную среду: подобрать дидактические и развивающие игры; различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, различный иллюстрированный материал, народные игрушки, модели-плакаты.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России.

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России...

Значение декоративно-прикладного искусства для нравственно-патриотического воспитания детей

Презентация рассказывает о развитии нравственно-патриотического воспитания детей с помощью ДПИ...

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...