Наказание в АВА терапии
материал

Зайкина Наталья Алексеевна

Применение наказания в АВА терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для родителей и специалистов83.75 КБ

Предварительный просмотр:

Для родителей и специалистов ДОУ

Наказание в АВА     терапии.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1705407/pub_5e40e8a8c9fa58703c6291d7_5e40e9733268f574fb23c92c/scale_1200

Наказание – процесс, противоположный поощрению по результату воздействия на поведение. Это стимул, следующий непосредственно за поведением и снижающий вероятность проявления данного поведения в будущем. Если в результате последствий поведение исчезает или снижается, данные последствия служат наказанием для конкретного поведения. Это представление сильно отличается от «бытового» представления о наказании. Помните пример с отстранением ребенка от занятия? Педагог считает, что наказывает, а на самом деле, проанализировав ситуацию, мы видим, что функция поведения ребенка – избегание активности. А отстранение является негативным подкреплением, поскольку нежелательное поведение ребенка на занятии не уменьшается.

О наказании нужно знать следующее:

• Наказание не учит тому, что нужно делать. Оно показывает, что делать не нужно, однако не дает ответа на вопрос, какое поведение будет приемлемым.

•Эмоциональные реакции на наказание всегда негативны. Соответственно, человек, подвергающий наказанию, будет ассоциироваться с чем-то неприятным/плохим.

• Наказание часто вызывает агрессивные реакции.

• Наказание создает общий подавленный фон для ребенка. Поскольку оно не говорит, что делать, ребенок может испытывать страх делать вообще что-либо.

• Наказание моделирует поведение самого ребенка, как и подкрепление. В отличие от подкрепления оно учит ребенка вести себя негативно по отношению к окружающим. «Результаты исследований, накопленные более чем за 20 лет, показывают, что существует сильная корреляция между жестокими наказаниями в детстве и антисоциальным поведением и поведенческими расстройствами в подростковом и взрослом возрасте».

• Нельзя игнорировать этические аспекты использования наказания. «Успешное» наказание подкрепляет поведение наказывающего. Например, ребенок громко поет в общественном месте, родитель одергивает его и строго говорит: «Нельзя». Если ребенок тут же замолкает, это будет подкреплять поведение родителя, и тогда он будет использовать наказание в дальнейшем – в том числе и в тех случаях, когда это неоправданно.

• Поведенческие специалисты используют процедуру наказания только в том случае, если иные стратегии (подкрепление, проактивные методы) не помогли изменить поведение человека. В основном это касается тяжелых форм самоагрессии. В этом случае, чтобы человек не наносил себе повреждения, его руки могут на какое-то время блокировать. Если после данного вмешательства поведение снижается, блокирование является наказанием. Специалисты всегда выбирают наименее ограничивающую форму наказания. Это означает, что если эффективность блокировки на 3 секунды и на 5 секунд одинаковая, то будет использоваться блокировка на 3 секунды.

Наказание также бывает позитивным и негативным. В первом случае в среде возникают стимулы или события, в результате чего поведение снижается. Во втором – стимулы удаляются. Еще раз обратим внимание, что наказание в АВА – это действия, которые приводят к снижению поведения, а не любые негативные последствия поведения. Строгий выговор или лишение игрушки будет наказанием только в том случае, если это приведет к тому, что вероятность проблемного поведения снизится. Это не будет наказанием только потому, что взрослому кажется, что так он наказывает ребенка, хотя поведение при этом не меняется.

Составитель:             педагог-психолог          Зайкина Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...