Технологическая карта занятия
план-конспект занятия (средняя группа)

 Копылова Инга Викторовна

 

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Основные свойства воды»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_kopylova.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А». Телефон: 8 (3952) 495 – 469, e-mail: doyrik@mail.ru

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Основные свойства воды»

Копылова Инга Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

Тема: «Основные свойства воды»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с основными свойствами воды (запах, цвет, вкус);
  • уточнить представления детей о назначении воды в нашей жизни;
  • формировать умение детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру, желание помогать тем, кто оказался в беде.

Образовательные области: «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Используемые методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросы проблемного характера, рассказ-сопровождение по картинкам, художественное слово, рассуждение, указание, пояснение.

Наглядные: показ картинок для игрового задания, показ способа действий.

Практические: игровые упражнения, дидактическая игра, опыты и экспериментирование с водой; сюрпризный момент.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды для всего живого;
  • Дидактические игры «Кому нужна вода» и «Где находится вода»
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
  • Проведение занятий – экспериментирование с водой
  • Работа с алгоритмами, схемами способов исследования
  • Чтение художественной литературы о воде.

Используемый материал и оборудование:

  • Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, форма, текучесть, прозрачность, растворимость)
  • Карточки – схемы (правила поведения в лаборатории)
  • Карточки к дидактическим играм «Где находится вода?» и «Кому нужна вода?»
  • Одноразовые стаканы с водой, апельсиновым соком, молоком, песком (по количеству детей), чайные ложки, камешки, гуашь разного цвета, кисточки, трубочки, сахар, соль, бутылка с водой, салфетки, запись музыки «журчание воды», капельки из бумаги по количеству детей, солнышки и тучки из картона по количеству детей)
  • Игрушка Капелька

Планируемый результат: дети проявляют познавательную активность в совместной деятельности с взрослыми и в самостоятельной деятельности. Интересуются новым, задают вопросы взрослому, любят экспериментировать. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеют сравнивать предметы, выделяя характерные детали. Самостоятельно строят высказывания, эмоционально рассказывают об интересных фактах, делают простейшие выводы

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап (1 минута)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель приветствует детей.

Дети заходят в группу, здороваются.

Постановка проблемы и мотивация детей

-Ребята посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости? (показывает Капельку) Кто это?

- Да, ребята, это Капелька воды. Но посмотрите, какая она грустная. У неё случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. Она очень хочет найти своих сестричек, но не знает как. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что дети в детском саду знают всё и обо всём, правда?

-Вы хотите помочь нашей Капельке? Как мы можем ей помочь? Правильно, я тоже так думаю. Мы Капельке расскажем всё, что знаем о воде и поможем ей найти сестричек.

Делают предположения, отвечают на вопросы, выражают различные эмоции

II. Основной этап (18 минут)

Актуализация представлений

Задача: актуализировать представления детей о воде.

- Садитесь, ребята на стульчики, а ты, Капелька, внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать! Скажите, капелька из чего состоит?

- А где же она живёт?

Воспитатель: Молодцы, правильно. Капелька это часть воды. А где мы можем увидеть воду?

Дети: В реке, в море, в кране.

Дидактическая игра « Где находится вода?»

Воспитатель: Ребята, а Капельке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна?

Дидактическая игра  «Кому нужна вода?»

Дети поочерёдно выбирают картинку и выставляют на стенд.

Картинки: деревьев, цветов, людей, животных, птицы, растения и т. д.

Воспитатель: Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома в детском саду?

- Молодцы, ребята! Вы сказали всё правильно.

Дети сидят на стульчиках полукругом напротив доски.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

Вступают в диалог.

Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы.

Фиксация затруднений

Задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у нас есть своя волшебная лаборатория воды, в которой можно проводить разные опыта с водой.
Давайте превратимся в ручеек из маленьких капелек  и отправимся в наше путешествие в страну волшебной воды (одеваем на голову капельки и звучит музыка ручейка). Сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории», а наша Капелька будет за нами наблюдать.

Воспитатель: А чтобы опыты получились даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения. Ребята, знаете какие? Назовите их.

(воспитатель показывает карточки с правилами поведения в лаборатории)

- А сейчас проходите в лабораторию, надевайте фартуки и шапочки и занимайте места за столом. (Дети садятся за столы)

Дети:

1.        Внимательно слушать воспитателя.

2.        Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3.        Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Открытие детьми новых представлений

Опыт №1 «Вода - жидкость»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

Дети: Да!

Вывод: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Она жидкая, текучая  (выставляем карточку с этим свойством воды на доску).

Опыт №2«Какую форму имеет вода?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столе бутылка с водой. Обратите внимание, вода приняла форму бутылки. А теперь откройте бутылку и налейте ее в стакан. Обратите внимание, вода приняла форму стакана. Скажите,  вода имеет форму? (ответы детей)

(На доску вешаем картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

Вывод: Правильно,  вода не имеет форму, она принимает форму того сосуда в который ее налить.

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды? Как вы думаете? (ответы детей)

- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт:

-Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды? (Нет)

(На доску вешаем картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

Вывод:У воды нет запаха!

Опыт №4

Воспитатель:- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (Сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.

- Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)

-А сейчас я насыплю вам в стакан вещество (сахар). Возьмите ложечки и размешайте. Попробуйте ложечкой на вкус. Какая вода стала? (сладкая).

Поставьте стакан на поднос и возьмите другой. Я снова насыплю в стакан с водой вещество (соль), а вы размешайте и попробуйте на вкус. Какая вода стала? (солёная).

-Так есть ли вкус у воды? (Нет)

(На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод)

Вывод:У воды нет вкуса! (она приобретает вкус того вещества, которое в ней растворили).

Воспитатель: Вы правы ребята. У воды нет вкуса.

Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.

Опыт №5 «Определение прозрачности воды»

Воспитатель: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода?(дети показывают). А как вы догадались?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Теперь, в стаканы с водой и с молоком я опускаю камушки. Посмотрите, что вы заметили? Видно их?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте спрятать в стакане ложку, получилось?

Дети: ответы детей.

(На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод)

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть

Вывод: вода прозрачная.

Опыт №6

Воспитатель: А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)

- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)

Давайте попробуем, возьмите кисточку и наберите гуашь любого цвета, хорошо размешайте. Какого цвета стала вода? У всех разного? Почему? (ответы детей)

(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)

Вывод:У воды нет цвета – она безцветная(вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили).

Опыт №7

Воспитатель: Перед вами два стакана - один с солью, второй с песком. Налейте из кружки в оба стакана воду, размешайте хорошо. Что произошло? (ответы детей)

(На доске картинка с изображением этого свойства воды.Дети делают вывод).

Вывод: Да, в первом стакане соль растворилась в воде, а во втором песок не растворился, снова осел на дно. Это ещё одно свойство: вода – растворитель для некоторых веществ.

Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т.д.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Дети смотрят карточки  и слушают педагога.

Выполняют практическую работу.

Рассуждения детей.

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами).

Составляют словесные конструкции из 4- 5 слов.

Закреплениес проговариванием во внешней речи

Воспитатель: Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода, и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства? Перечислите их, опираясь на наши картинки.

Переходят на стульчики к доске с картинками свойств воды.

Включение в систему представлений и повторение

Давайте все вместе повторим:

1) Вода – это жидкость, она текучая.

2) Вода не имеет форму, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

3) Вода не имеет запаха.

4) Вода не имеет вкуса, она приобретает вкус того вещества, которое в ней растворили).

5) Вода прозрачная.

6) Вода не имеет цвета, может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили).

7) вода – растворитель для некоторых веществ

Воспитатель: Молодцы  ребята! Капелька всё запомнила и в благодарность за вашу помощь приготовила вам сюрприз! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек «Капелек». Дружите с ними и берегите их! А Капельке пора прощаться с нами! До свидания, Капелька!

Отвечают на вопросы.

.

III. Заключительный этап (1 минута)

Рефлексивный компонент

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежат солнышки и тучки. Если вам было интересно, понравилось проводить опыты, то возьмите солнышко. Если было не интересно – возьмите тучку.

(Имя ребёнка, ты взяла солнышко, что тебе понравилось сегодня? Что было сложно?

Имя ребёнка, а тебе что запомнилось?)

Отвечают на вопросы.

Выражают собственные суждения. Делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах.

Организация перехода к другому виду деятельности

Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами сегодня работать! А кто хочет нарисовать Капельку и ее приключения? А вечером вы сможете глядя на свой рисунок, рассказать папе и маме о приключениях Капельки.

Дети рисуют Капельку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...