"Золотая хохлома."
материал (подготовительная группа)

Цель: Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; к художественному творчеству в декоративном рисовании.

Задачи:

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов.

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

- Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия.

Наглядный материал.

Иллюстрации с образцами хохломской росписи.

Раздаточный.

Краски, баночки, тонированные шаблоны посуды.

Ход:

Воспитатель: Посмотрите ребята, что это у нас на столе стоит, что то спрятано под красивой скатертью.

Дети: посуда.

Воспитатель: А какая она красивая расписная!

Наверное, к нам приходил таинственный незнакомец и оставил посуду. Интересно для чего она нам нужна? Ребята, а разве мы едим из такой посуды? (Нет). А для чего тогда?

Дети: Полюбоваться и рассмотреть.

Воспитатель: Ну хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?

Дети: из дерева.

Воспитатель: А чем же она необычна?

Дети: Посуда расписана узорами.

Воспитатель: Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.

Дети: Тарелки, ложки, вазы, чашы, кувшины, блюда.

Воспитатель: - И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где делали такую посуду? Вам знакома такая роспись?

Отгадайте загадку.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А как вы думаете, от чего и почему, очень часто называют Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки. Показ иллюстраций.

- А как вы думаете, какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Мотивация деятельности.

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту посуду хохломским узором.

Детям предлагается на выбор заготовки посуды.

- Вы согласны?

Выберите любой понравившийся предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.

- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).

- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.

Идет индивидуальная работа с детьми.

Физминутка.

Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)

Наше чудо дивное

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....