Развитие речи через игровой материал
проект (старшая группа)

Шаехова Регина Альфитовна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.. Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 комбинированного вида городского округа город  Нефтекамск Республики Башкортостан 

        (МАДОУ детский сад № 31) 

Проектная работа

                 «Развитие речи через игровой материал»

     Подготовили:

Шакирова Лилия Исмагиловна

Шаехова Регина Альфитовна

Нефтекамск, 2022 г.

Актуальность проекта

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.. Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

2.        Проблема, на решение которой направлена проект.

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Гипотеза: речь детей станет более распространенной, эмоционально - выразительной, грамотной, благодаря обучению через игровую деятельность. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. 

Цель проекта:

развивать речь детейобогащать словарный запас через игровую деятельность.

Задачи проекта для  педагога:

- активизировать и расширять словарный запас детей;

- развивать разговорную и связную речь;

- развивать коммуникативные и познавательные интересы;

- развитие творческих и игровых способностей.

- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.

- обучение детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы

Задачи проекта для   родителя:

- способствовать развитию связной речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;

- расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;

- способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;

- обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей через игровой материал;

- способствовать у детей развитию объема памяти.

Статус проекта:  завершенный.

Срок исполнения проекта: октябрь – ноябрь 2022г.

Тип проекта: познавательный, с элементами игры.

Методы и способы используемые  в проекте: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.

Социальная значимость Проекта:

  1. Развитие монологической и диалогической речи.
  2. Обогащение словаря.
  3. Развитие творческих и игровых способностей.
  4. Обучение детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т.п.
  5. Воспитание личностных качеств, при выступлении на публику – раскрепощённость, эмоциональность, выразительность и т.д.

 Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение целей и задач проекта.

2. Изучение научно – методической литературы по данной теме.

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

4.Подбор пособий, атрибутов для театрализованных игр.

5.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

6.Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности по реализации проекта.

Практический этап:

 

Месяц

Мероприятие

Цель

Участники

1.

Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Мой дом, моя семья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Воспитатели, воспитанники старшей группы

Д/и «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания.

Воспитатели, воспитанники старшей группы

Д/и «Скажи наоборот». 

Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу.

Воспитатели, воспитанники старшей группы

Беседа на тему «Осень»

Обобщить знания детей по теме: “Осень”

Воспитатели, воспитанники старшей группы

Чтение и пересказ сказок

Создание условий для развития связной речи детей

Воспитатели, воспитанники старшей группы

Инсценировка сказки

Развитие связной речи детей, продолжать формировать у детей интерес к театрализованной игре

Воспитатели, воспитанники старшей группы

«Я начну, а ты закончи»

Развивать умение быстро находить точное, противоположное слово.

Воспитатели, воспитанники старшей группы

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Воспитатели, воспитанники старшей группы

«Мир эмоций»

Знакомить детей с настроением, с эмоциями (мимикой). Учить подбирать карточки с противоположным (радость- грусть) и одинаковым настроением.

Воспитатели, воспитанники старшей группы

Инсценировка сказки

Развивать речь, память, мышление, воображение, артистические способности.

Воспитатели, воспитанники старшей группы

2.

Ноябрь

Создание настольных игр по развитию речи «Четвертый лишний», «Варенье для Карлсона», «Теремок», «Подбери слова», «Куб»

Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игры

Родители, воспитанники

Заключительный этап:

  • Обобщить и систематизировать знания детей, родителей.
  • Формирование речевой и познавательной активности,
  •  Подведение итогов проекта.

Ожидаемый результат проекта:

  • Позитивное взаимодействие детей в коллективе.
  • Развитие коммуникативной функции речи.
  • Успешное овладение грамотной и связной речью.
  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.
  • Умение договариваться и работать слажено.
  • Умение обратиться к взрослому с вопросом.
  • Умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением.
  • Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.
  • Совершенствование звуковой стороны речи.
  • Правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка.
  • Хорошее владение устной речью, выражение своих мыслей, чувств,   эмоций в процессе сочинения сказки.
  • Развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи.
  • Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях, использование методов и приемов работы, выбора игр.

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернуты

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Это поможет нам правильно планировать, развивать и разнообразить игровую деятельность ваших детей.

Анкета для родителей

 1.Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

•        раз в неделю

•        раз в месяц

•        только по праздникам

•        не покупаю игрушки

2.Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

•        покупаю подарки к празднику

•        иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки

•        хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой

•        все старые игрушки ребенку надоели

•        в магазине появились игрушки-новинки

•        покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту

3.Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение последних 6 месяцев?

•        куклы, пупсы

•        аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки)

•        конструкторы, пазлы, мозаики, кубики

•        настольные игры, различные познавательные карточки, лото

•        технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.)

•        спортивные игрушки

•        музыкальные игрушки

•        радиоуправляемые игрушки

•        развивающие игрушки

•        народные игрушки

•        другое

4.Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку:

•        цена

•        качество

                                                                                

•        возрастные рекомендации

•        дизайн

•        страна - изготовитель

•        известность марки

•        наличие развивающей функции

•        скидки и бонусы при покупке игрушки

•        желание ребенка

•        другое

5. Удовлетворяет ли ассортимент предлагаемых игрушек целям развития вашего ребенка?

6.После просмотра мультфильма, Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма?_______

7. Существуют ли, по Вашему мнению,  антиигрушки и как Вы к ним относитесь?___________________________________________________________________________________

8. В какие игры играет ваш ребенок дома _____________________________________________________

9.  Участвуете ли вы в играх вместе с ребенком _________________________________________________

 10. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? __________________________________________________  

 11. Какая любимая игра и игрушка Вашего ребенка ________________________________

                                 Огромное спасибо!

Приложение 2

Дидактические игры

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Взрослый: красный – 

Ребёнок: мак, огонь, флаг

оранжевый - апельсин, морковь, заря; 

желтый - цыпленок, солнце, репа;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослыйбросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»…(кресло, сиденье, окно).

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

«Семья»

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья? 

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

• Кем ты доводишься маме и папе? 

• Кто ты для бабушки и дедушки? 

• У тебя сестра или брат?

• Назови двоюродных братьев и сестер. 

• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать. 

        


Приложение 3

Памятка для родителей: «Как учить стихи с детьми».

Вы все знаете, что с детьми надо учить стихи. Это развивает их память, расширяет кругозор, представляет собой основы интеллектуальных способностей детей, их интеллектуальной культуры. Как правильно учить с детьми стихи? Постараемся ответить на этот вопрос. Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребенка. Подвижным детям больше подойдут ритмичные и веселые стихи, а  спокойным -размеренные, напевные. Для ребенка важна мотивация. Хорошо, если стихотворение станет подарком кому-то.

Облегчить детям восприятие поэтических строк поможет предварительная работа, которую следует проводить в несколько этапов.

1. Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением (лучше наизусть).

2.Объясните ребенку незнакомые слова.

3.Прочитайте стихотворение еще раз медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

4.Покажите иллюстрации, которые художник нарисовал, и в это время прочтите стихотворение еще раз.

5.Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребенку: «Давай выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить. А я тебе помогу».

Для того чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо формировать у них чувство ритма и рифмы. Этому способствуют  разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома.

1.Для развития чувства ритма используйте музыку. Учите ребенка воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием.

2. Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

3.Рисуйте узоры и орнаменты из повторяющихся и чередующихся элементов, создавая симметричные композиции. Вырезайте бумажные салфетки и снежинки.

Приложение 4

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома»

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

 Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они.

 Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

 Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Упражнение "Повтори скороговорку"

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

 Упражнение " Выучи стихотворение"

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

 Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление.  В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п.

Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Педагогический проект по развитию речи через игровую деятельность.

Главный вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, изу...

Консультация для родителе "Развитие речи через игровую деятельность"

ldquo;И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.&rdquo...

Проект "Развитие речи через игровую деятельность "

Развитие речи через игровую деятельность...

Развитие речи через игровую деятельность

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком языка.Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспит...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...