Проект "Зеленый лук на подоконнике"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект "Зеленый лук на подоконнике"
28 сентября 2021
Что за зелень у окна,
Ведь за окнами весна?
Поговаривают, что лук,
Полезен от семи недуг.
Детвора лучок сажала,
Урожаем угощала.
Витаминов целый клад,
Приходите все к нам в сад!
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный.
Продолжительность проекта: 6 недель
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема проекта: дети в недостаточной степени знакомы со способом выращивания лука. Они ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? Можно ли вырастить зеленый лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком?
Актуальность проекта:
Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все они знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А то, что зеленый лук можно вырастить на подоконнике при соблюдении условий роста растений практически никто не знал. Дети задавали много вопросов и, чтобы ответить на них, мы предложили им самим посадить лук. Исходя из этого, решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике в благоприятных и неблагоприятных условиях и разработали данный проект.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Гипотеза: Из репчатого лука можно вырастить перья зеленого лука при соблюдении условий, необходимых для роста растений (свет, тепло, вода, земля).
Цель проекта:
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию зеленого лука в различных условиях. Узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта:
1. Закреплять знания о луке как овоще, особенностях внешнего строения луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой); находить «донце» с корнями и верхушку; узнать о его пользе.
2. Формировать умение посадки луковиц в землю и в стаканы с водой.
3. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, к процессу роста пера в зависимости от условий (вода, земля, свет, тепло), видеть результаты своего труда.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность; учить сравнивать, анализировать.
5. Активизировать внимание и память, обогащать словарный запас детей.
6. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Материалы и оборудование:
Земля, емкость с водой, контейнер для посадки лука, стаканчики, луковицы, лейки для полива, совочки, фартуки.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся сажать лук и ухаживать за ним, познакомятся с условиями его содержания;
2. Дети узнают о внешнем строении лука, о пользе зеленого витамина, где и в каких целях можно использовать лук;
3. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с землей, так и в стаканчиках с водой и без воды; дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
4. У детей сформируется опыт доброжелательного общения со сверстниками во время исследовательской деятельности.
5. Родители расширят возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Этапы проекта.
1 этап. Подготовительный:
- Определение цели и задач проектной деятельности, составление плана работы.
- Подбор научной и методической литературы о свойствах и пользе лука.
- Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
- Подбор мультфильмов про лук.
- Изготовление дидактических игр «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть», «Собери картинку»; атрибутов к подвижным играм.
- Разработка модели (схемы) по выращиванию лука.
- Подготовка материалов и оборудования для исследовательской деятельности по выращиванию зеленого лука на подоконнике.
- Привлечение родителей к организации и реализации проекта.
2 этап. Основной:
- Создание развивающей среды для реализации проекта.
- Посадка лука различными способами (в воду, в землю, без воды), помещение его в разные условия (на свет, без света), наблюдение и уход за луковицами.
- Наблюдение за ростом лука, проведение опытов, экспериментов. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото.
- Чтение художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на овощную тематику; сочинение сказки или рассказа «Путешествие моей луковки»; просмотр мультфильмов «Чиполино», «Лунтик».
- Проведение занятий, физкультминуток, разных видов игр, беседы о пользе лука.
- Взаимодействие с родителями:
- Консультации «Детям о луке», «О пользе лукового семейства», «Лечение луком: народные рецепты».
- Посадка лука в домашних условиях.
- Оформление фотоальбома «Лучок - позолоченный бочок».
3. Этап заключительный:
- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
- Презентация ««Зеленый лук на подоконнике».
- Сбор урожая, дегустация лука.
- Выставка детских рисунков «Вот какой у нас лучок!».
- Домашнее задание «Как мы вырастили зеленый лук дома».
- Папка – передвижка «Рецепты салатов от родителей».
План реализации проекта:
Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Работа воспитателей с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Образовательные области проекта.
Познавательное развитие
Развитие вкусовых качеств, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и в земле, при свете и в темноте; умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Социально-коммуникативное развитие
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к природе и к труду товарищей.
Речевое развитие
Совершенствование умений видеть окружающую красоту природы и отражение увиденного и прочитанного. Разучивание стихов, поговорок и пословиц о луке, сочинение сказки или рассказа.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие навыков раскрашивания и навыков лепки из пластилина, развивать чувство формы. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.
Физическое развитие
Формирование представлений о здоровом образе жизни.
1. Этап подготовительный:
Выявление знаний детей о луке, анкетирование родителей «Что вы знаете о луке?». Составление плана, определение целей и задач проектной деятельности. Подбор материала для реализации проекта.
Привлечение родителей к организации и реализации проекта.
2. Этап основной:
- Беседы: «Что такое лук?», «Для чего огород на подоконнике?», «Что нужно растениям для роста?»; «О пользе лука», «Что мама готовит из лука?».
- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций и фотографий по теме «Лук – наш друг».
- Обследование луковицы (цвет, форма, запах): «Расскажи-ка».
- НОД «Растительный мир», «Лук – наш друг», «Посадка лука», «Первая зелень», «Витамины для детей», «Полезная пища».
- Трудовая и исследовательская деятельность: «Посадка лука»; опыты «Где быстрее растет лук?» (благоприятные и неблагоприятные условия для роста).
- Дидактические игры: «Один - много», «Угадай по описанию», «Угадай, чего не стало»; «Что в корзиночке лежит»? « Во саду ли, в огороде»; «Что где растет»?; «Что лишнее»?; «Вершки и корешки», «Сложи картинку».
- Настольные игры: «Лото: овощи-фрукты», «Найди пару (овощи)».
- Словесные игры: «Назови ласково», «Полезно – не полезно», «У бабушки на грядке выросли загадки», «Доскажи словечко».
- Экологические игры: «Исправь ошибку художника», «Опиши, мы угадаем», «Советы Айболита».
- Сюжетно - ролевые игры: «Повар»; «Овощной магазин», «Кукла заболела».
- Пальчиковые игры «Огород», «Лук», «Овощи».
- Разгадывание загадок о луке; заучивание пословиц о луке.
- Чтение сказок про лук: «Три брата луковки», «Луковая семья», «Лук на грядке» И. Ревю; «Спор овощей».
- Разучивание стихотворений Л.Громовой «Лук», Е.Жуковской «Лук», Т.Казыриной «Лук»; чтение стихотворений «Тетушка Ау», «Луковое счастье», «Лук».
- Сочинение сказки или рассказа «Путешествие моей луковки».
- Прослушивание песни «Лук – лучок, золотая луковица».
- Рисование: «Зеленый лучок» (этапы роста); раскраски «Овощи», «Лук-лучок».
- Аппликация и конструирование «Лук - полезный овощ».
- Лепка и пластилинография «Лук - наш друг».
- Подвижные игры: «Лук - лучок», « Съедобное - несъедобное», «Передай овощи», «Кто больше соберет овощей», «Расти, расти, лучок».
- Физкультминутка: «Лук делает зарядку».
3. Этап заключительный:
- Подведение итогов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
- Презентация ««Зеленый лук на подоконнике».
- Сбор урожая, дегустация лука.
- Выставка детских рисунков «Вот какой у нас лучок!».
- Игра «Волшебный мешочек» (угадай название овоща на ощупь).
- Родители вместе с детьми представили домашнее задание: фотографии выращенного лука и рассказ «Как мы вырастили зеленый лук дома».
- Папка – передвижка «Рецепты салатов от родителей».
Результаты проектной деятельности:
Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности.
В результате проведения данного проекта «Зеленый лук на подоконнике» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у дошкольников целостного представления об овощах, о зеленом луке, его свойствах и полезных качествах. У детей сформировались определенные знания и умения при посадке лука, ухода за ним, наблюдали рост лука в благоприятных и неблагоприятных условиях; повысился познавательный интерес детей к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку; узнали, где еще кроме супа и салата можно использовать зеленый лук; произошло расширение кругозора, мыслительной деятельности; развития у детей творческих способностей.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в организации и выращивании зеленого лука на подоконнике у себя дома, поделились семейными рецептами салатов с луком.
Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания и осознание собственных умений. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопросы: «Как вырастить зеленый лук на подоконнике?», «Зачем нужен лук?».
Используемая литература:
1. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
3. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1990.
5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа». – М, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....