Педагогический проект Лаборатория «Юные астрономы» как средство формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
проект

Никерина Виктория Андреевна

Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются. Потребность в передаче постоянно обновляющейся образовательной информации вытесняется необходимостью формирования средств и способов управления информационными потоками, т.е. вопрос стоит не столько о сообщении знаний, сколько о технологии формирования навыков мышления и деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

(МБДОУ «ДС «СОЛНЫШКО»)

ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ,  629603,

Телефон/факс (34938) 56-9-62, 26 – 4 - 90  E-mail: solnce@muravlenko.yanao.ru

ОКПО 35341737, ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП  8906005588/ 890601001

Педагогический проект

Лаборатория «Юные астрономы» как средство формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

по характеру доминирующей деятельности: исследовательский

по количеству участников: групповой

по характеру контактов: среди детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

по продолжительности: долгосрочный (3 года)

заявитель: МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Муравленко

автор проекта: Никерина Виктория Андреевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Муравленко

2022 год


Содержание

Введение

3

Информация о проекте

5

Этапы проекта

6

Ожидаемый результат

7

План мероприятий по реализации проекта

8

Материально – техническое обеспечение

10

Прогноз возможных угроз и их устранение

11

Список используемой литературы

12

Приложение

13


Введение

Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются. Потребность в передаче постоянно обновляющейся образовательной информации вытесняется необходимостью формирования средств и способов управления информационными потоками, т.е. вопрос стоит не столько о сообщении знаний, сколько о технологии формирования навыков мышления и деятельности.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 506 в современных школах начал преподаваться предмет «Астрономия», что свидетельствует об актуальности формирования астрономических знаний у подрастающего поколения. Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать научную пытливость мышления, аналитический ум и достигнуть такого личностного образовательного результата, как сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

В МБДОУ «Детский сад «Солнышко» реализуется Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой, являющаяся инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с ФГОС ДО (приказ МО и Н РФ от 17 октября 2013 года №1155). Однако в ней нет конкретных задач по ознакомлению старших дошкольников и по развитию у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (Солнце и вращающиеся вокруг него планеты; звёздное небо и Луна; кометы и метеориты; затмение Солнца, Луны). В связи с этим наблюдаются следующие показатели:

- сравнительный анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования по группам показателей области познавательное развитие;

- недостаточность мотивации к изучению естественно-научных дисциплин в начальной школе;

- отсутствие мотивации у воспитанников в участии в проектно-исследовательской деятельности по естественно-научному направления, а именно связанных с астрономией – результаты XV городской исследовательской конференции дошкольников и учащихся начальной и основной школы «Малая Академия», 13 участников кафедры «Наука 0+» - 1 проект, связанный с астрономией.

Таким образом, выявлена проблема: потребность в создании образовательного пространства, способствующего реализации детской активности и формированию познавательно-исследовательских навыков у воспитанников в области астрономических знаний.

Объектом исследования является формирование элементарных астрономических представлений у детей 5-7 лет.

Предмет: формирование элементарных астрономических представлений у детей 5-7 лет посредством парциальной образовательной программы «Юные астрономы»

Гипотеза: мы предполагаем, что реализация парциальной программы средствами лаборатории «Юные астрономы» позволит успешно сформировать элементарные астрономические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование предпосылок элементарных астрономических представлений у детей 5-7 лет средствами познавательно-исследовательской лаборатории «Юные астрономы».

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме;
  2. Провести диагностическое обследование по определению уровня сформированности астрономических представлений у дошкольников;
  3. Разработать и реализовать парциальную программу «Юные астрономы» по формированию элементарных астрономических представлений;
  4. Представить результаты реализации проекта.

Новизна и социально-экономическая значимость проекта заключается в организации развивающего образовательного пространства в рамках самостоятельной образовательной деятельности, которое обеспечит непрерывность естественнонаучного образования, качественную реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и станет инструментом формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.

Периодичность реализации проекта – долгосрочный  

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста – 5 – 7 лет

Информация о проекте

Создавая познавательно-исследовательскую лабораторию «Юный астроном» мы предполагаем, что:

  • лаборатория дополнит естественнонаучное образовательное пространство детского сада, а также позволит педагогам повысить свою квалификацию в области использования интерактивного и иного оборудования лаборатории;
  • повысить результативность детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок, в частности в области астрономических знаний;
  • воспитанники получат возможность развивать свои интеллектуальные, познавательно-исследовательские способности, создавать свои коллективные и индивидуальные проекты

Этапы проекта

Для реализации задач мы определили следующие этапы реализации проекта:

  • Подготовительный этап (август – декабрь 2021 г.)
  • Анализ проблемной ситуации, определение проектной идеи, выявление ресурсных и организационных условий, возможностей образовательной организации по реализации проектной идеи;
  • Изучение теоретической базы и практического опыта реализации проектной идеи;
  • Повышение компетентности педагога в вопросах реализации проектной идеи;
  • Приобретение необходимой научно-методической, учебной литературы,  технического и программного оснащения.
  • Аналитический этап (январь – август 2022 г.)
  • Проведение диагностики по выявлению уровня астрономических знаний у старших дошкольников.
  • Повышение компетентности педагога через участие в научно-методических мероприятиях институционального и муниципального сетевого пространства (семинарах, конференциях, вебинаров и пр.)
  • Разработка парциальной программы «Юные астрономы» и апробация его отдельных элементов на занятиях по формированию познавательно – исследовательской деятельности в старших дошкольных группах;
  • Проведение экспертизы и корректировок, представление проекта экспертной комиссии.
  • Основной этап (сентябрь 2022 – июнь 2025 г.)
  • Реализация парциальной программы «Юные астрономы».
  • Презентация опыта учащихся посредством участия в различных мероприятиях (конкурсах, конференциях, форумах  и пр.)
  • Участие педагога в различных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др.
  • Участие педагога в мероприятиях по презентации промежуточных результатов и опыта реализации проекта.
  • Проведение мониторинговых и диагностических исследований, направленных на получение промежуточной оценки изменений, с момента начала реализации проекта.
  • Заключительный этап (рефлексия; июнь – август 2025 г.)
  • Проведение диагностики по выявлению уровня астрономических знаний у старших дошкольников.
  • Подведение итогов, предоставление ежегодных отчетов по работе над проектом, согласно установленному порядку будут предоставляться в Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
  • Представление результатов проекта экспертной комиссии.
  • Анализ реализации проекта на заседании Экспертно-методического Совета Управления образования.

Ожидаемые результаты и критерии эффективности

Ожидаемые результаты для участников проекта:

  • Сформированность астрономических знаний у старших дошкольников;
  • Устойчивый познавательный интерес к астрономии
  • Получение первоначальных представлений о профессиях  естественнонаучной направленности (ранняя профориентация воспитанников);
  • Результативное участие воспитанников в реализации проектов, проведении опытов естественнонаучной направленности с использованием цифрового оборудования, представлении результатов исследования на научно-практических конференциях и других конкурсах для дошкольников.

Критерии эффективности

Наименование критерия

Период

2021-2022 гг.

2022-2024 гг.

В области формирования астрономических знаний у старших дошкольников – результаты мониторинга.

10%

85%

Участие воспитанников в мероприятиях различного уровня.

15%

50%

Участие воспитанников в научно-исследовательской конференции «Малая Академия» со стендовыми докладами по теме проекта, чемпионате «BABYSKILLS» в смежных дисциплинах.

7%

20%

План мероприятий по реализации проекта

Этап

Мероприятия, проводимые в рамках этапа

Сроки

Подготовительный этап

Анализ литературы по выявленной проблеме

Октябрь – декабрь 2021

Поиск и приобретение необходимого оборудования

До декабря 2021

Представление проектной идеи экспертной комиссии

Ноябрь 2021

Повышение компетентности педагога в вопросах реализации проектной идеи

Ноябрь 2021 – май 2022

Аналитический этап

Проведение диагностики по выявлению уровня астрономических представлений у старших дошкольников

Январь 2022

Прохождение педагогом курсов, участие в вебинарах и конференциях, профессиональных конкурсах

Ноябрь 2021 – май 2022

Разработка парциальной программы «Юные астрономы» и апробация его отдельных элементов на занятиях по формированию познавательно – исследовательской деятельности в старших дошкольных группах

Январь – май 2022

Проведение и анализ результатов:

- проведение итогового мониторинга познавательной деятельности старших дошкольников;

- мониторинг сформированности астрономических представлений у дошкольников (Приложение 1)

Апрель – май 2022

Презентация промежуточных результатов работы над проектом

Май – июнь 2022

Основной этап

Организация познавательно-исследовательской лаборатории по формированию астрономических представлений «Юные астрономы»

Август 2022

Реализация парциальной программы «Юные астрономы» в рамках работы познавательно-исследовательской лаборатории

Сентябрь 2022 – май 2025

Участие воспитанников в различных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, и пр.);

Проведение открытого занятия «Вселенная – это интересно», организация выставок в свободной образовательной зоне «Музей астрономических открытий»

Участие педагога в различных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др.

Проведение мониторинговых исследований, направленных на  получение промежуточной оценки изменений, произошедших с момента начала реализации проекта – 2 раза в год.

Ежегодный отчет по результатам внедрения проекта направленного на формирование астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Заключительный этап (рефлексия)

Мониторинг сформированности  астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Май – июнь 2025

Представление результатов проекта экспертной комиссии.

Анализ реализации проекта в рамках институциональных структур.

Материально – техническое обеспечение

Вид оборудования

Количество (шт.)

Стоимость каждого предмета (руб.)

Общая стоимость (руб.)

Обоснование для приобретения

Детская парта для со стульчиком

6 шт.

10545,00

63270,00

Растущая детская парта со стульчиком.  Стол и стул могут быть легко отрегулированы по высоте, что позволяет оптимально адаптировать его под соответствующий рост ребенка.  Поверхность учебного стола можно наклонять до 45 ° для рассматривания иллюстраций и рисования. Отсеки ящика в нижней части стола предоставляют достаточное количество пространства для книг и канцелярских принадлежностей. Антибликовая поверхность стола помогает защитить глаза ребенка. Специальное углубление на столе служит для хранения ручек и карандашей.  Стул имеет перфорация для обеспечения доступа воздуха к телу ребенка. Регулировка высоты позволяет столу и стулу расти вместе с ребенком.

Кабинет астрономии №1 Начальный уровень

1 шт.

98000,00

98000,00

Оптическая техника и наглядные пособия для школы сделают уроки астрономии познавательными и яркими. Лучший способ понять суть предметов и вещей – увидеть их своими глазами. Звездное небо можно увидеть только в ночное время при отсутствии облаков, поэтому для изучения астрономии целесообразно использовать приборы и средства визуализации.

14" Ноутбук Lenovo Ideapad 5 14ALC05 серый Windows 10 Home

1 шт.

68923,00

68923,00

Введение ноутбука в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития ребенка. Ноутбук благодаря особенностям своего устройства (наличие клавиатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация, вызванная ребенком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой, обучающей программой, начинает сначала думать, а потом действовать.

МФУ лазерный Kyocera M2040DN, A4, лазерный

1 шт.

69807,00

69807,00

Использования современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, подготовка дидактического, демонстрационного материала; подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов

ИТОГО

300 000,00

Прогноз возможных угроз и их устранение

Риски

Минимизация рисков

Недостаточный уровень подготовки педагога для реализации проекта

Курсы по проектной деятельности

Отсутствие мотивации у воспитанников

Изменение формата проведения педагогических мероприятий

Слабая инициатива родителей

Проведение совместных педагогических мероприятий, проведение мастер-классов, консультирование, вебинары для родителей.


Список используемой литературы

  1. Архипкин В.Г., Тимофеев, В.П. Естественно-научная картина мира: учебное пособие [Текст] / В.Г. Архипкин, В.П. Тимофеев. - Красноярск, 2019. - 320 с
  2. Барекова Ю, Модели М.В. астрономического образования в системе учебно-воспитательной работы [Текст] / М.В. Барекова // Внешкольник. - 2020. - № 4. -С. 19-20.
  3. Диагностика умственного развития дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской . – М.: Педагогика, 2021.
  4. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе «детский сад - начальная школа»: Программа «Астрономия для малышей» [Текст] / О.И. Донина, Л.А. Хамидуллина. -Ульяновск: УИП ПРО, 2018. - 64 с.
  5. Дьяченко О.М. О возможностях использования схематизированного образа детьми дошкольного возраста. Автореф. канд. диссер., М., 2018.
  6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
  7. Левитан Е. П. Сказочная Вселенная М.: ИД Мещерякова: Эксмо, 2018. – 512 с.
  8. Поддъяков Н.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2021. 24 с.
  9. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, Академия развития, 2020.
  10.  Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара, Учебная литература. 2018.
  11. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М, Ось-89, 2018.
  12.  Савенков А.И. Развитие у детей навыков исследовательского поведения. http://parent.fio.ru/news.php?n=24769&c=1431


Приложение 1

Диагностика знаний детей о космическом пространстве и покорителях космоса О.И. Дониной, О.В. Дыбиной.

  • Кто изучает космос? (астроном)
  • Кто первым побывал в космосе? (собаки Белка и Стрелка)
  • Назовите первого космонавта? (Ю. А. Гагарин)
  • Как назывался корабль, на котором Гагарин полетел в космос? (Восток)
  • Что находится в космосе? (планеты, звёзды и др.)
  • На какой планете мы живём? (Земля)
  • Какую форму имеет Земля? (шар)
  • Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
  • Почему на Земле происходит смена времён года?
  • Какие ещё планеты вы знаете?

Шкала определения результатов
Высокий уровень – 3 балла – ответил на все вопросы
Средний уровень – 2 балла – ответил от 6 до 8 вопросов
Низкий уровень – 1 балл – ответил от 1 до 5 вопросов


Приложение 2

Мониторинг знаний детей о космическом пространстве и покорителях космоса

Ф.И.О.

Кто изучает космос?

Кто первым побывал в космосе?

Назовите первого космонавта

Как назывался корабль, на котором Гагарин полетел в космос

Что находится в космосе?

На какой планете мы живём?

Почему на Земле происходит смена дня и ночи?

Почему на Земле происходит смена времён года?

Какие ещё планеты вы знаете?

Итог

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...

Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал....

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...