Конспект прогулки "Зимняя экскурсия к березе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Вайман Светлана Валериевна

Конспект прогулки в подготовительной группе "Зимняя экскурсия к березе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_ekskursiya_k_bereze.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в подготовительной группе – «Зимняя экскурсия к березе»

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

  • развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • продолжать знакомить детей с березой, с ее характерными особенностями, признаками дерева;
  • формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
  • воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются);
  • развивать умение отгадывать загадки, различать деревья по их характерным признакам; закреплять названия деревьев.

Речевое развитие:

  • развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
  • пополнять литературный багаж загадками, стихами, считалками;
  • обогащать словарь: береста, изящная, причудливая, раскидистая, сплетения .

Физическое развитие:

  • развивать быстроту реакции, произвольность движений, координацию коллективных действий;
  • развитие координации движений рук и ног;
  • совершенствовать умение ходить по кругу и повторять различные движения;
  • упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие;
  • воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр;
  • развивать силу, выносливость, быстроту реакции в играх.

Социально-коммуникативное развитие:

  • совершенствовать игровые навыки детей;
  • закреплять дружеские отношения между детьми;
  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать умение любоваться красотой окружающих деревьев;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: игрушки для самостоятельной деятельности детей.

Ход прогулки:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 Вводная часть.

Дети с воспитателем выходят на прогулочную площадку и встают в круг.

Мотивация.

Цель: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и настроить на дальнейшую деятельность.

Цель: организоваться и переключиться на новую деятельность.

- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, какие деревья растут возле детского сада?

- Береза, липа, ель, рябина и т.д.

- Одно из этих деревьев пригласило нас сегодня в гости. А для того чтобы узнать какое дерево, нам нужно отгадать загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

- Береза.

- Хотите, сходить к березе в гости?

- Да.

- Ребята, скажите, что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?

Ответы детей.

- Где растет на нашей площадке береза? Идем в гости.

Показывают на березу и идут к ней.

Основная часть.

Наблюдение за березой.

Цель: продолжать знакомить детей с березой, с ее характерными особенностями, признаками дерева; формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Цель: побывать у березы в гостях; вспомнить ее характерные особенности; узнать что-то новое.

- Посмотрите, прекрасная береза зимой не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую мельчайшую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения. Береза зимой – будто королева красоты: стройная, изящная, с пышными белыми кудрями по пояс, сияющими в солнечном свете. 

- Ребята, посмотрите, что есть у березы? Какие части дерева?

- Корни, ствол, крона-ветки, почки.

- Какой по величине у березы ствол?

- Внизу широкий, а вверху узкий и переходит в ветки.

- А каким цветом ствол?

- Ствол белый, с черными черточками. 

- Скажите, как называется кора березы?

- Берестой.

- Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?

- Ствол белый.

- Как чувствуют себя деревья зимой?

- Деревьям холодно.

- В каком состоянии находятся деревья зимой?

- В покое.

- Как нужно себя вести около деревьев зимой? Почему?

- Не задевать хрупких от мороза веточек, так как они ломаются.

- Почему березу называют русской красавицей, и она является символом России?

- Берёза - это распространённое дерево России, оно растёт почти на всей территории нашей страны.

- Берёза является символом нашей страны. Её красотой можно любоваться в любое время года. О ней сложено много стихов, вот послушайте, как о березе пишет И. Агеева:

Белоствольная берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть и порадовать нашу березку. Ведь она каждый раз наблюдает за тем, как вы играете на площадке.

- Порадуем нашу березку?

- Да.

Подвижная игра «Во поле береза стояла».

Цель: развивать быстроту реакции, произвольность движений, координацию коллективных действий. 

Цель: познакомиться с правила игры и принять в ней участие.

- Игра называется «Во поле береза стояла».

Для этой игры нам нужно выбрать две березки. А выберем мы их с помощью новой считалки:

У лесочка, на опушке,

Раскрасавица - подружка.

 Раз – берёзка подрастает,

Два – листочки распускает.

Три – она зазеленела,

А четыре – зашумела.

Пять – и соком налилась,

Шесть – и к солнцу поднялась.

Семь – серёжки распустила,

Восемь – всех заворожила.

Девять – золотом покрылась,

Десять – снегом принакрылась.

Кто не видел – выходи,

На берёзку погляди.

Дети вместе с воспитателем произносят считалку и выбирают водящих.

- Березки, поднимают обе руки вверх и берутся за руки, образуя «ворота». Остальные ребята, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь проходит через «ворота». Березки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле береза стояла»:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стояла. 

Как только все пропели последнюю строчку, руки у березок опускаются, чтобы поймать детей из хоровода. Пойманные дети становятся «березками» и встают в круг к остальным «березкам». Игра продолжается до тех пор, пока «березки» не «переловят» всех детей.

Слушают правила игры.

Воспитатель следит за ходом игры.

Играют в игру.

- А сейчас мы березке расскажем, какие еще деревья вы знаете. Я буду загадывать вам загадки, а вы, ребята, отгадаете, что это за дерево.

Дидактическая игра «Угадай дерево по описанию»

Цель: развивать умение отгадывать загадки, различать деревья по их характерным признакам; закреплять названия деревьев.

Цель: отгадать загадки.

- Я ношу другие шишки,

Не такие, как у елки,

Ветки около макушки,

И длинней мои иголки (сосна).

- Красавцы – великаны

Вошли во все дворы.

С них летом много пуха,

А осенью – листвы.

Растут они не просто так,

А воздух очищают (тополь).

- Великан в нашем парке живет,

Но совсем никого не пугает!

И кто осенью в гости придет –

Желудями он всех угощает (дуб).

- Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки (береза).

- Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ель).

- С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа).

- Молодцы, ребята, березка видит, как вы хорошо знаете деревья, и предлагает нам сыграть еще в одну игру «Дерево, кустик, сугроб». Поиграем еще с березкой?

- Да.

Игра малой подвижности «Дерево, кустик, сугроб».

 Цель: развитие координации движений рук и ног; совершенствовать умение ходить по кругу и повторять различные движения.

Цель: познакомиться с правила игры и принять в ней участие.

- Для этого нам нужно встать в круг. Идя по кругу, мы будем выполнять движения. На слово «дерево»   нужно поднять руки вверх, на слово «кустик»  развести их в стороны, на слово «сугроб» присесть. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Слушают правила игры.

Воспитатель проводит и следит за ходом игры.

Играют в игру.

- Как хорошо мы поиграли у березки, даже жарко стало. А вот нашей березке теплее не стало. Как же нам ей помочь?

- Нужно укрыть ее снегом.

- Правильно. Для деревьев снег, как для людей одеяло. Под снегом образуется воздушное пространство, и мороз им не страшен. Для этого достаточно укрыть только корни деревьев.

Трудовая деятельность.

Цель: закреплять умение работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Цель: укрыть деревья и кустарники снегом.

- Давайте возьмем лопатки и укроем нашу березку. А также и другие деревья, и кустарники на нашей площадке.  

Дети укрывают снегом деревья и кустарники.

- После того как вы все сделаете, можете пойти играть самостоятельно.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений во время игр; развивать умение определять игру, договариваться.

Цель: поиграть в игры самостоятельно.

Индивидуальная работа.

«Не задень». Упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие.

Заключительная часть.

- Ребята, наша прогулка подошла к концу. Прошу всех собрать игрушки и встать в круг. 

Дети собирают игрушки и встают в круг.

Подведение итогов.

Цель: уточнение  уровня  достижения детьми целей и задач, получение обратной связи.

Цель: получить положительную оценку своей деятельности.

- Итак, к кому мы сегодня ходили в гости?

Ответы детей.

- Что мы там делали?

- В какие игры играли?

- Какое хорошее дело вы сделали для наших деревьев?

Рефлексия.

Цель: выявить отношение детей к прогулке.

Цель: выразить свое отношение к прогулке.

- Ребята, что интересного было в сегодняшней прогулке?

- Какая игра вам понравилась?

Ответы детей.

- А сейчас нам пора возвращаться в группу.

Возвращение в группу.

Список источников:

  • Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. М.: ТЦ Сфера, 2015г.;
  • Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014г.;
  • Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. М.: ТЦ Сфера, 2016г.;
  • Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 20».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Экскурсия к березе поздней весной"

Учить детей устанавливать простейшие связи: изменение условий  в окружающей среде  (солнечный свет, тепло, влага)Углублять знания о березе поздней весной: цветение - сережки, распустились ли...

Конспект НОД «Поэтический образ березы»(образовательные области «Художественное творчество" и "Художественная литература").Подготовительная группа.

Основная задача данного конспекта -  продолжать развивать образное восприятие и образное представление о деревьях....

Конспект занятия по аппликации "Береза"

Конспект занятия по аппликации из природного материала "Березка". Материал может быть использован для страшей группы, при условии, что заготовки  (ствол и веточки дерева) дети изготавливают самос...

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...

Конспект ОД по экологии "Березы тоже плачут"

Наблюдение на прогулке за березой в средней группе...

Конспект интегрированного занятия "Белая береза по моим окном".

Конспект интерированного занятия для подготовительной группы по закреплению знаний о творчестве С. А. Есенина.....