Статья "Духъовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой"
статья

Сергель Наталья Александровна

Статья предназначена для воспитателей, психологов и родителей. Содержание статьи содержит в себе основы духовно-нраавственногог воспитания через общение с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой»

«Без глубокого духовного и нравственного

чувства человек не может иметь ни любви, ни

чести – ничего чем человек есть человек.»

                                                                                                                          В. Г.  Белинский

 Условия жизни в современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребенка через СМИ пропаганды зла, агрессии, насилия, культа силы, диктуют свои правила, навязывают совершенно чуждые детскому сознанию стереотипы. Очень актуальной проблемой на сегодняшний день является духовное воспитание детей, развитие их душевности, отзывчивости, доброты.

Как часто мы видим «плоды» влияния современных героев фильмов и мультфильмов в реальной жизни! Приходится наблюдать детей, беспощадно срывающих головки цветов, ломающих зеленые ветви деревьев и кустарников, пинающих грибы или сжимающих в своих маленьких ладошках беззащитное насекомое. Это зрелище не может оставлять равнодушным, как можно пройти мимо и промолчать? Но в этом же современном мире есть мамы и папы, которые стоят рядом и безмолвно наблюдают за этим. А могут еще и вступить в полемику, при этом не церемонясь в выражениях: «Что тут такого? Это не ваше дело! Жучка какого- то жалко, подумаешь.» А как же сострадание, доброта, забота о живых существах, как же чувство прекрасного?  Поэт Г. Павол очень точно сказал в своем стихотворении «Я сорвал цветок -  он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял. Что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Сердцем, именно сердцем можно прикоснуться к природе, любящим и понимающим сердцем. Безусловно, нужно еще много работы проводить над тем, чтобы сердце стало любящим и добрым.

Именно поэтому, считаю нужным уделять особое внимание приобщению своих воспитанников к прекрасному миру природы и стараюсь максимально привлечь к этому родителей. Дошкольная пора детства самая благодатная пора для того, чтобы взрастить в сердцах наших малышей чувство заботы, доброты и сострадания к окружающему миру природы и людям вокруг. Дети дошкольного возраста обладают рядом особенностей (восприимчивость, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее полно воспринимать природные явления. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств – гуманизма, добросердечности, сочувствия.  Для этого, конечно, ребенку нужно показать всю прелесть и красоту окружающего нас мира, научить видеть и чувствовать природу. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в духовно- нравственное чувство, предполагающее активную действенную позицию ребенка. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развития навыков ухода за живой природой зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

Как же приобщать дошкольников любви к природе в условиях детского сада? Для этого есть очень много способов и приемов: изучая лексические темы, проводя тематические прогулки, читая художественную и научную литературу, просматривая иллюстрации и картины, проводя беседы и т.д. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения, природа – не только великий учитель и великий воспитатель, она – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека.  Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой: движущиеся облака, падающие хлопья снега, журчащие ручьи, трели птиц – все это не может оставить ребенка равнодушным, но важно научить «слышать» и «чувствовать». В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Владея нужными знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.

Очень важно дать понять ребенку, что человек – это часть природы, а не ее хозяин, господин. Он должен уметь соизмерять свои потребности с возможностями окружающего мира, ребенка нужно настраивать на разумное потребление, учить не нарушать основные законы природы. Конечно, эмоциональное отношение к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок, наблюдений, бесед. Художественная литература способствует знакомству с миром природы. С ее помощью мы учим детей доброте, сопереживанию, пробуждаем чувство любви к живому, учим получать удовольствие от общения с животным миром. Роль воспитателя при знакомстве ребенка с миром природы также очень важна. При прочтении какого-либо произведения педагог проводит эстетические беседы, целью которых является закрепление норм поведения в природе, перенос ситуации в жизненный опыт детей. Такая беседа положительно сказывается на воспитанника – у них формируются представления о том, как нужно поступать в тех или иных ситуациях в реальной жизни. При такой работе педагог обязан продумать вопросы, которые будет задавать детям. Они должны активизировать их опыт, подтолкнуть к мыслительной работе. Создать ситуацию и как он поступил бы в этом случае. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребенком так, чтобы он оказались друзьями, сотрудниками, спутниками по дороге познания. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к личности самого педагога.

Одной из основных форм работы по ознакомлению с миром природы в детском саду является непосредственна образовательная деятельность. Творческое рассказывание на занятиях способствует развитию логического мышления, формированию нравственно- экологическому отношению к природе. Также речевая деятельность дошкольника дает картину динамики изменения мотивов, характеризующих отношения детей с природой. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Он подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений и т. д. Одна из главных нравственных  задач, стоящих перед педагогами - воспитать любовь к родине, значит, и бережное отношение к родной природе. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.  «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», - советовал русский педагог К, Д. Ушинский.

Если человек ощущает себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а также удовлетворенность творчеством, выступают главными мотиваторами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание ее сфер, побуждает к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничем, потому что человеку хочется сохранить все, что вызывает позитивные чувства. Это мы и называем нравстенностью. Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Сделать это – значит открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремится жить по законам природы. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Только в наших руках, руках взрослых, находится будущее нынешнего подрастающего поколения и мы должны приложить все усилия, чтобы наши дети выросли духовно-нравственными и полноценными личностями. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно и осуществляться в дошкольный период в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой в семье. Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу- воспитание человека с большой буквы.

               

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через общение с природой".

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы,  наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является ду...

Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.

В настоящее время работе по эколого-эстетическому воспитанию отводится особое место.  Для оптимизации этого процесса используются  разные формы работы. Общение с природой - основное условие ...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».

Статья по теме:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.       Природа- ребёнок- творчество»....

Перспективный план по самообразованию по теме "Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой"

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы,формировать эстетические чувства;-воспитывать интерес к родной природе,желание больше узнать о природе своего к...

Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой"

Данная статья предназначена для работы педагогов, психологов, а также родителей дошкольников...