Методическая разработка интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему «Животные леса»/
методическая разработка (старшая группа)

Котова Наталья Васильевна

Систематизировать и расширять представления о диких животных.

 Приобщать детей к словесному творчеству.

Способствовать закреплению знаний об особенностях и повадках диких животных. 

Продолжать развивать у старших дошкольников мыслительные способности, любознательность, коммуникативные навыки, речевую активность.

Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).

Продолжать развивать у старших дошкольников познавательную активность, интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему «Животные леса»

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

НА ТЕМУ «Животные леса»

Вид интеллектуальной игры: познавательно-игровой.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Образовательные задачи: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»

1. Систематизировать и расширять представления о диких животных.

2. Приобщать детей к словесному творчеству.

3. Способствовать закреплению знаний об особенностях и повадках диких животных.

4. Продолжать развивать у старших дошкольников мыслительные способности, любознательность, коммуникативные навыки, речевую активность.

5.Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).

6.Продолжать развивать у старших дошкольников познавательную активность, интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.

Материалы и оборудование:

1.Стимульный материал:

– объявление;

призы победителям (памятный подарок – настольная игра «Лесные жители»);

– символика интеллектуального клуба знатоков (эмблема, значки)

2. Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности:

–жетоны-грецкие орехи;

– магнитная доска;

– оценочные листы и экраны для жюри, экспертов.

2) материальные средства для деятельности детей

- аудиозаписи музыкальной паузы, звукозаписи заданий;

– видеозапись вопроса;

– текстовый материал– конверты с заданиями

3.Дидактический материал:

 наглядный алгоритмы деятельности (по выполнению заданий)

наборы предметных и сюжетных картинок  (животные, следы, небылицы)

4.Оборудование для деятельности детей:

ноутбук, проектор, экран, игровой стол, волчок, вопросы в конвертах, чёрный ящик, модель скрипичного ключа, фонарики, лупы.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Этапы

Содержание деятельности

Время реализации

Методические указания

Мотивационно-целевой этап

Педагог в группу приносит объявление о том, что в музыкальном зале состоится интеллектуальная игра по теме: «Животные вокруг нас», стимулирует детей принять участие в игре. Знакомит детей с положением о проведение игры, обсуждает его с детьми. Создает у детей позитивный настрой на участие в игре.

3 мин.

– Здравствуйте ребята! Мы с вами прочитали объявление об игре «Что? Где? Когда?». Тема игры «Животные вокруг нас». Давайте примем участие и отправимся в игровую студию.

Проектировочно-организационный этап

Дети и взрослые проходят в импровизированную игровую студию «Что? Где? Когда?». На столе разложены конверты с вопросами– заданиями.

Ведущий напоминает, какие необходимо выполнять правила во время игры.

Ведущий знакомит знатоков с соперниками (на экране) – Белоснежка и семь гномов приветствуют ребят

5 мин

– Мы рады приветствовать Вас в клубе «Что? Где? Когда?».

– Сегодня состоится командная игра, где каждый может показать свой ум и находчивость. Тема нашей игры  – «Животные леса».

- Я хочу познакомить вас с правилами игры: на игровом поле стоит волчок со стрелкой, и лежат конверты. В каждом конверте находится вопрос или задание, на которые вы должны ответить или выполнить. Мы крутим волчок, когда стрелка останавливается, мы вскрываем конверт и выполняем задание.

– игра продолжается 7 раундов;

– вопрос обсуждается минуту, после звукового сигнала обсуждение прекращается, капитан выбирает отвечающего знатока;

– за правильный ответ, будет вручаться волшебный орешек,

– победителем в игре будет та команда, у которой будет больше орешков.

Удачи вам!

Напоминаю, правила игры для зрителей:

– соблюдать тишину и не подсказывать.

Вы все прослушали правила, и теперь пришло время начинать игру.

– Уважаемые Знатоки, представьте свою команду.

Капитан команды «Знатоков»:

Наш девиз: «Мы - пытливые умы,

мы с вопросами на «ты»

«Почему?» - вопрос любимый

Помогает нам расти.

- Уважаемые Знатоки, сегодня с Вами играет команда Белоснежки и гномов. Давайте поприветствуем их.

Содержательно-деятельностный этап

1 раунд. Счет 0:0. Гонг.

Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе…, против знатоков играет Мудрая Сова.

Время обсуждения заканчивается через минуту, ведущий обращается к капитану с  просьбой объявить игрока, отвечающего на вопрос.

Ведущий объявляет правильный ответ.

2 мин

Ведущий: Итак 1 раунд. Против знатоков играет гном Простачок.

По предложенным предметам (картинкам), назовите 4 лишний предмет

1. Корова – волк – лиса – медведь

2. Волк – лиса – еж – заяц

3. Лиса – медведь – олень – дятел

Я прошу капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Уважаемые знатоки, вы готовы?

 

- И это правильный/не правильный ответ.

- Счёт становится…….в пользу команды «Знатоков»/ «Зрителей».

2 раунд. Гонг. Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. секторе …

Открывается конверт и вносится чёрный ящик.

Заканчивается минута обсуждения и ведущий просит капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Игрок отвечает на вопрос.

2 мин

- Против знатоков играет  гном Умник.

 Выносится «Черный ящик»

-  В черном ящике лежит предмет, с помощью которого мы можем узнать о редких и исчезающих животных нашей планеты.

Я прошу капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Уважаемые знатоки, вы готовы?

 

- И это правильный/не правильный ответ.

- Счёт становится…….в пользу команды «Знатоков»/ «Зрителей».

3 раунд. Гонг. Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе…. Открывается конверт и зачитывается вопрос.

Заканчивается минута обсуждения и ведущий просит капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Игрок отвечает на вопрос.

2 мин

Против знатоков играет гном Ворчун.

Мультимедийная игра.

Посмотрите на экран и узнайте животных по силуэту.

Я прошу капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Уважаемые знатоки, вы готовы?

 

- И это правильный/не правильный ответ.

- Счёт становится…….в пользу команды «Знатоков»/ «Зрителей».

4 раунд.

Музыкальная пауза. 

Ведущий ставит знак музыкальной паузы. Приходит Белоснежка и проводит с детьми физкультурную минутку «Зарядка семи гномов»

2 мин

Физкультминутка

- Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала»

 (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом – вместе с персонажем.)

5 раунд. Гонг.

Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. Секторе Блиц

Заканчивается минута обсуждения и ведущий просит капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Игрок отвечает на вопрос.

3 мин

Против знатоков играет гном Скромник:

1. На ветке не птичка – зверек невеличка, мех теплый как грелка. Кто же это?

2. Стройный, быстрый. Рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это?

3. Шубка – иголки, свернется он - колкий, Рукой не возьмешь. Кто же это?

4. Меня слепым зовут всегда, Но это вовсе не беда: Я под землёй построил дом, Все кладовые полны в нём.

5. Предок всех собак, поверь, Этот серый хищный зверь. Знает в овцах, козах толк Страшный, хитрый, лютый

Я прошу капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Уважаемые знатоки, вы готовы?

 

- И это правильный/не правильный ответ.

- Счёт становится…….в пользу команды «Знатоков»/ «Зрителей».

6 раунд. Гонг. Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. секторе  Супер блиц

2 мин

Ведущий: Против знатоков играют гномы Чихун, Соня и Простачок

Я прошу капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Уважаемые знатоки, вы готовы?

1. Для чего белке длинный хвост?

  2. Хорошо ли видит заяц?

3. Боится ли еж змей?

   1. Мохнатый зверь. Тяжеловес среди хищников, а когти огромные и являются страшным оружием, в спячке посасывает лапу?

   2. Почему волка называют санитаром леса

   3. Почему белке все время надо что-то грызть?

   1. Что животным страшнее - холод или голод?

   2. Любимая пища лисы полевые мыши, как хитрая плутовка выманивает их из нор?

   3. Дикий родственник свиньи

- И это правильный/не правильный ответ.

- Счёт становится…….в пользу команды «Знатоков»/ «Зрителей».

7 раунд. Гонг.   Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. секторе.. Решающий раунд

2 мин

Против знатоков играет Белоснежка

1. Кошка, с кисточками на ушах

2. Место зимовки медведя

3 Собака стала домашним животным, но многие её родственники так и остались дикими. Кто они?

Я прошу капитана команды назвать имя игрока, который будет отвечать на вопрос. Уважаемые знатоки, вы готовы?

 

- И это правильный/не правильный ответ.

- Счёт становится…….в пользу команды «Знатоков»/ «Зрителей».

Оценочно–рефлексивный этап

Ведущий подводит итог игры и озвучивает результаты.  Проводит награждение (медали и призы). Оформляет информационный лист, вывешивает  поздравления  в уголок родителям

3 мин

 - Молодцы, ребята! Дружно работали в команде, показали хорошие знания.

2. Кластер вопросов для тренировки команды интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

на тему «Животные вокруг нас»

Виды вопросов

Содержание

Ответы

Блиц

Загадки

1На ветке не птичка - зверек невеличка,

             мех теплый как грелка. Кто же это?

2 Стройный, быстрый. Рога ветвисты,

             пасется весь день. Кто же это?

3 Шубка – иголки, свернется он - колкий,

             Рукой не возьмешь. Кто же это?

4. Меня слепым зовут всегда, Но это вовсе не беда: Я под землёй построил дом, Все кладовые полны в нём.

5. Предок всех собак, поверь, Этот серый хищный зверь. Знает в овцах, козах толк Страшный, хитрый, лютый

1. Белка

2. Олень

3. Ёж

4.Крот

5.Волк

 

Суперблиц

1. Для чего белке длинный хвост?

2. Хорошо ли видит заяц?

3. Боится ли еж змей?

1. Мохнатый зверь. Тяжеловес среди хищников, а когти огромные и являются страшным оружием, в спячке посасывает лапу?

2. Почему волка называют санитаром леса

3. Почему белке все время надо что-то грызть?

1 Что животным страшнее - холод или голод?

2 Любимая пища лисы полевые мыши, как хитрая плутовка выманивает их из нор?

3 Дикий родственник свиньи

1. белки используют хвост как парашют при прыжках с дерева на дерево).

2. у зайца острый слух, а зрение у него слабое

3. нет, не боится, он ими питается, яд змей на ежа не действует

1. Медведь

2. волк охотится только на слабых или больных    животных

3. у белок четыре передних зуба постоянно растут, поэтому им постоянно нужно что-то грызть, чтобы зубы не сильно отрастали

1 Голод

2 лиса тихо подкрадывается к норе, подпрыгивает и быстро стучит передними лапами, перепуганные мыши выскакивают из норы, лиса их ловит

3 Кабан

Мультимедийные вопросы

1.Посмотрите на экран и объясните,

Кто сильнее лев или тигр?

2.   Посмотрите на экран и объясните, куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору? Почему?

3.Посмотрите на экран  и  «Узнайте по силуэту»

1.Тигр. Вес льва от 100 до 250 кг, а у тигра от 300 до 360 кг, длина льва до 3.5 м, тигр до 4 м с хвостом

2.В гору: у зайца передние лапы короче, задние длиннее, задними лапами он отталкивается и ему легче бежать в гору.

3 Силуэт- лось, волк, заяц, белка

Вопрос с предметом

По предложенным предметам (картинкам), назовите одним словом:

1 Логово, нора, берлога

2.Орешки, грибы, кора дерева, мыши, рыба.

3.Река, деревья, бобр.

По предложенным предметам (картинкам), назовите 4 лишний

1. Корова – волк – лиса – медведь

2 Волк – лиса – еж – заяц

3 Лиса – медведь – собака – дятел

  1. Жилище животного
  2. Корм

3Плотина

1Лишняя корова, потому что она домашнее животное; а волк, лиса и медведь – дикие

2Лишний ёж, потому что он колючий, а волк, лиса, заяц покрыты шерстью

3Лишний дятел, потому что он птица, а лиса, медведь, собака – животные

Вопрос с черным ящиком

1. Предмет, с помощью которого мы можем узнать о редких и исчезающих животных нашей планеты.

1.Красная книга

Решающий раунд

1Кошка, с кисточками на ушах

2 Место зимовки медведя

3 Собака стала домашним животным, но многие её родственники так и остались дикими. Кто они?

1Рысь

2 Берлога

3 Волк, лиса, гиена

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анфисова С.Е. Реализация технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора) в образовательном процессе ДОО [Электронный ресурс] // Вестник научных конференций. 2015. № 2–4 (2). Перспективы развития и образования: по материалам международной научно-практической конференции, Россия, г. Тамбов, 31 октября 2015 г. Часть 4. 164 с. С. 16–19. // URL: http://ucom.ru/doc/cn.2015.02.04.pdf
  2. Крылова Н.Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И.М. Быховская. М.: Смысл, 2010. С. 547–559.
  3. Сидякина Е.А. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» как культурная практика / Е.А. Сидякина, Л.П. Горбунова, А.В. Семянникова // Психолого-педагогические и технологические аспекты орга.низации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов : материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.) под ред. О.В. Дыбиной и др., Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич. 2016. С.597-603
  4. Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2014. 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе по теме " Животные жарких стран"

Методическая разработка плана занятия в подготовительной группе для детей с ОНР " Животное из жарких стран"...

Методическая разработка интеллектуальной игры "Город мой над Невой".

Проведение интеллектуальной игры на тему: "Город мой над Невой", позволит расширить и углубить знания детей о Санкт-Петербурге, закрепить знания детей об уникальных особенностях Санкт-Петерб...

Методическая разработка НОД в средней группе (Познавательное развитие) "Дикие животные леса"

В занимательной форме дети вспоминают лесных жителей, а также  знакомятся  с новыми для них зверями: лосем, кабаном , и их детёнышами; учатся  определять следы разных животных...

Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знайки"

Интеллектуальная игра "Знайки" для воспитанников старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Цель: развитие речи у детей старшего дош...

Методическая разработка интеллектуальной игры для родителей «Устами младенца»

Методическая разработка интеллектуальной игры для родителей«Устами младенца»,по теме   «Профориентация»....

Методическая разработка «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.  Логико–математические игры развивают у  детей:...