Программа по театрализованной деятельности "Конек - Горбунок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Матюханова Любовь Викторовна

Программа по театрализованной деятельности "Конек - Горбунок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_konek_-_gorbunok.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИШИМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» ГОРОДА ИШИМА

(МАДОУ д/с № 10)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Конек-Горбунок» (Театральная студия)

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: стартовый

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 года

Разработчик:

Матюханова Любовь Викторовна,

Высшая квалификационная категория

г. Ишим

2021

Пояснительная записка

             Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду».

Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию. Специфическая цель Программы –воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Отличительные особенности и новизна. Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия,  обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.

Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.

Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Материал по основным направлениям программы повторяется периодически, что позволяет  освежать в памяти усвоенные знания. Занятия проводятся в игровой форме, где на протяжении всего курса с детьми путешествуют их любимые герои, что безусловно поднимает эмоциональное настроение ребёнка и поддерживает его интерес к дальнейшему обучению.

Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития  детей посредством театрализованной  деятельности.

 Задачи программы:

 Обучающие задачи:

  • Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 
  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Воспитательные задачи:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
  • Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
  • Воспитание аккуратности старательности.
  • Воспитание коммуникативных способностей детей.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
  • Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
  • Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Развивать  желание  выступать перед родителями

Ожидаемые результаты:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свобод но взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способно стей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

К концу года: дети 6-7 лет должны научиться:

 - иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;

- иметь навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;

- знать основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);

- уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;

- уметь свободно ориентироваться на сценической площадке;

- уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

- уметь сочинять этюды по сказкам.

-уметь применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.

Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся 6-7 лет.

Объём и срок освоения программы: Программа рассчитана на один год обучения, включает в себя 1 возрастную группу: дети 6-7 лет - 72 часа. Общее количество часов на освоение программы – 36 часов. Общее количество учебных недель - 36 недель.

Режим занятий: в рамках рабочей программы предусмотрено 1 занятие в неделю продолжительностью: для  детей 6-7 лет - 30 минут;

Форма организации образовательной деятельности – групповые очные занятия, наполняемость группы до 15 человек.

Приемы и методы организации занятий:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • Игры драматизации.
  • Упражнения эмоционального развития детей.
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры  –  превращения  («учись  владеть  своим  телом»),  образные
  • упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Беседы, чтение рассказов.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

УТВЕРЖДЕН:                                                                                                                                                                                           Приказ № 151 о/д от 31.08.2021 

Директор МАДОУ д/с № 10

________Т.В. Герасименко                                                                                                                                                                                      

Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Читай-ка»

Уровень сложности (возраст)

продолжительность обучения

Дисциплина

Трудоемкость инвариантной части (кол-во ак.ч.)*

Трудоемкость вариативной части (кол-во ак.ч.)*

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

всего

теория

практика

всего

теория

практика

стартовый

(6-7 лет)

1 год

Театральная студия «Конек-горбунок

72

36

36

36

18

18

Педагогическое наблюдение, проверочные задания, участие в выставке творческих работ

ИТОГО на стартовом уровне

72

36

УТВЕРЖДЕН:                                                                                                                                                                                           Приказ № 151 о/д от 31.08.2021 

Директор МАДОУ д/с № 10

________Т.В. Герасименко    

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Конек – Горбунок»

Наименование группы / год обучения

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия (мин.)

Наименование дисциплины (блок)

Всего ак. часов

Количество часов в неделю

1 год обучения (6-7 лет)

с 01.09.2021 по  31.05.2022

(36 учебных недель)

1 занятия по 30 минут

(1 академический час)

Театральная студия «Конек-горбунок

36

1

                               

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИШИМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» ГОРОДА ИШИМА

(МАДОУ д/с № 10)

   

УТВЕРЖДЕНА:                                                                                                                                                                                           Приказ № 151 о/д от 30.08.2021

Директор МАДОУ д/с № 10

___________Т.В. Герасименко                                                                                                                                                                                      

Рабочая программа  стартового уровня сложности

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«Конек-Горбунок»

Форма обучения: очная

Место реализации: здание № 2 по ул. Республики , 10

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 года

Количество учебных недель: 36 недель

Всего академических часов: 36

Продолжительность занятий: 30 мин.

                                                                

Педагог:

Матюханова Любовь Викторовна,

высшая квалификационная категория

2020-2021 учебный год

Аннотация

Рабочая программа театральной студии детей старшего дошкольного «Конек Горбунок»  имеет социально-педагогическую направленность.

Программа рассчитана на обучающихся 6-7 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель в год. Включает в себя 1 блок:— 36 часа. Продолжительность 1 занятия; для  детей 6-7 лет - 30 минут;

Форма занятий – групповые очные занятия, наполняемость группы до 15 человек.

К концу года: дети 5-6 лет должны научиться:

 - иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;

- иметь навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;

- знать основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);

- уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;

- уметь свободно ориентироваться на сценической площадке;

- уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

- уметь сочинять этюды по сказкам.

-уметь применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.

Календарно-тематическое планирование рабочей программы «Конек - Горбунок» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Конек-Горбунок».

Первый год обучения. Дисциплина (блок) «Театрализованная игра»

№ п/п

Наименование раздела, темы

количество часов

Содержание занятия

(раздел подготовки, тема, форма занятия, форма занятия, форма контроля и т.д.)

Мероприятия за рамками учебного плана

теория

практика

всего

Сентябрь

1

«Пока занавес закрыт»

0,5

0,5

1

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

2

 Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

0,5

0,5

1

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

3

 Сказка «Зайчик и Ежик»

0,5

0,5

1

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

4

 Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

0,5

0,5

1

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

Октябрь

5

1.Мы актёры

0,5

0,5

1

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

6

Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

0,5

0,5

1

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

7

Ритмопластика

 

(отработка движений)

0,5

0,5

1

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

8

Театральные игры

0,5

0,5

1

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Ноябрь

9

Действия с воображаемыми предметами

0,5

0,5

1

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

10

Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

0,5

0,5

1

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

11

 «Сказка о глупом мышонке»

0,5

0,5

1

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

12

Игра на действие с воображаемыми предметами

0,5

0,5

1

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно

Декабрь

12

Разыгрывание этюдов

0,5

0,5

1

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

13

Репетиция сказки о глупом мышонке  (театр кукол бибабо)

0,5

0,5

1

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

15

Разыгрывание этюдов

0,5

0,5

1

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

16

Ритмопластика

0,5

0,5

1

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

Январь

17

1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю»

0,5

0,5

1

Развивать память, воображение детей.

18

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

0,5

0,5

1

Воспитывать  интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

 

Учить детей владеть куклами марионетками

19,

20

Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол  би-ба-бо)

1

1

2

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

Февраль

21

Этюд  «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

0,5

0,5

1

Учить детей выражать основные эмоций.

22

Культура и техника речи (игры и упражнения)

0,5

0,5

1

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

23

Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

0,5

0,5

1

Игры на расширение диапазона

 

Упражнять во владении куклой.

24

Сказка «Морозко»

0,5

0,5

1

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

        Март

25

Репетиция сказки «Морозко»

0,5

0,5

1

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность).

26

Репетиция сказки «Морозко»

0,5

0,5

1

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

27

Репетиция сказки «Морозко»

0,5

0,5

1

Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.

28

Свет мой зеркальце скажи

0,5

0,5

1

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Апрель

29

Репетиция сказки «Морозко»

0,5

0,5

1

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

30

Репетиция сказки «Морозко»

0,5

0,5

1

Продолжать работу над эпизодами сказки.

31

«Игрушки»

Агнии Барто

0,5

0,5

1

Развивать  творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

 

32

Репетиция сказки «Морозко»

0,5

0,5

1

Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Морозко» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.

           Май

33

Показ сказки «Морозко»

0,5

0,5

1

Творческий отчет по театральной деятельности

34

Театральная игра «Любитель-рыболов»

0,5

0,5

1

Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

35

Театральная игра

0,5

0,5

1

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

36

Театральная игра

0,5

0,5

1

18

18

Методические материалы

Материал по основным направлениям программы повторяется периодически, что позволяет  освежать в памяти усвоенные знания. Занятия проводятся в игровой форме, где на протяжении всего курса с детьми путешествуют их любимые герои, что безусловно поднимает эмоциональное настроение ребёнка и поддерживает его интерес к дальнейшему обучению.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

  • Настольный театр игрушек.
  •  Настольный театр картинок.
  •  Стенд-книжка.
  •  Фланелеграф.
  •  Теневой театр.
  •  Пальчиковый театр.
  •  Театр Би-ба-бо.
  •  Элементы костюмов для детей и взрослых.
  •  Атрибуты для занятий и для спектаклей.
  •  Ширма для кукольного театра.
  •  Музыкальный центр, видеоаппаратура, ноутбук, проектор,  синтезатор.
  •  Медиотека (аудио - и CD диски).
  •  Декорации к спектаклям.

Структура планирования работы

Занятия закреплены в определенной последовательности с учетом возрастающей сложности.

Методы и приемы работы:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • Игры драматизации.
  • Упражнения эмоционального развития детей.
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры  –  превращения  («учись  владеть  своим  телом»),  образные
  • Упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Беседы, чтение рассказов.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Формы контроля и оценочные материалы

В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. Входной и итоговый контроль осуществляется при помощи пакета диагностических методик (приложение 1).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду».
  2. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 2001.
  3. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  5. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  8. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика.
  10. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985

Приложение 1

Оценка соответствия результатов поставленным целям обучения

Критерии отслеживания усвоения программы (дети 6-7 лет)

               Уровень

Вопросы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по театрализованной деятельности: "Юные артисты"

Театр– это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир.С.И. Мерзлякова.Театральная игра способствует развитию всех видов детского творчества: художественно-речевого, ...

программа по театрализованной деятельности

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Сове...

Программа по театрализованной деятельности " Мы играем в театр" для старших дошкольников

Программа по театрализованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы " МЫ ИГРАЕМ В ТЕАТР" в соответствии с новыми требованиями  ФГТ....

Программа по театрализованной деятельности

ПРОГРАММА по театрализованной деятельности детской театральной студии "Театральные ступеньки»...

Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности "Теремок"

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы  1год.  Основная её цель :  развитие у дошкольников психо-физических способностей  (...

Учебная программа по театрализованной деятельности

Рабочая программа по театрализованной деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения в ДОУ. Предназначена музыкальным руководителя, старшим воспитателям и педагогам - театралам....