"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"
методическая разработка

Настенко Юлия Николаевна

Реализация целей и задач образования, отмеченных в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», предполагает достаточный уровень развития  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, который, в свою очередь, определяет не только результативность обучения, но и их социализацию [18].

Значимость формирования коммуникативных навыков у дошкольников обозначена также «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», где  социальная среда обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения [24].  Поэтому одними из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» стали: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [24]. ФГОС ДО указывает на позитивную социализацию ребенка, как умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, где речь становится  компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации [24]. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: вступает в общение, поддерживает его, умеет общаться в паре, группе, в коллективе, проявляет инициативу при взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Настенко Юлия Николаевна, Порошина Татьяна Георгиевна

Муниципальное бюджетное учреждение

«Научно-методический информационный центр»

«РАЗВИТИЕ  У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА»

Настенко Юлия Николаевна,

 воспитатель МБДОУ д\с №88,

Порошина Татьяна Георгиевна,

воспитатель МБДОУ д\с №88,

        

                                                 

Белгород, 2019

Содержание

Информация об опыте………………………………………...3

Технология опыта……………………………………………..10

Результативность опыта……………………………………..15

Библиографический список………………………………….17

Приложение к опыту…………………………………………19

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №88 «Центр развития ребенка «Улыбка» города Белгорода расположен в южном микрорайоне города. В дошкольном учреждении функционирует пятнадцать групп.

В МБДОУ реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), с использованием УМК образовательных  программ «Детство» (авторы Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.), «Тропинки» (под редакцией В.Т.Кудрявцева), «Мозаичный парк» (авторы Белькович В.Ю., Гребёнкина Н.В., Кильдышева И.А.).

В период дошкольного детства у детей формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в период обучения в школе. Развиваясь, как личность, ребенок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими ее людьми, прежде всего, с детьми, которые окружают его на протяжении всего дошкольного детства [9].

Обучение дошкольников не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, где результатом обучения является побочный продукт деятельности, именно в данном контексте конструирование занимает особое место в развитии детей дошкольного возраста [17].  

Педагогические наблюдения, проведенные в 2015 году, среди   воспитанников старшего дошкольного возраста параллельных групп МБДОУ №88  показало, что дети более продуктивно и «мирно» общаются друг с другом в творческих играх (сюжетно-ролевых): дети объединяются общим сюжетом игры, между собой распределяют роли. Сюжет игры может свободно развиваться от воображения и фантазии ее участников, тем самым, снижая уровень конфликтов в группе детей.

Однако, больше причин для споров вызывает деятельность с конструированием.  Во время совместного конструирования между старшими дошкольниками наблюдается: неумение планировать совместную деятельность, видеть конечный продукт совместной деятельности (постройки), распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом, помогать друг другу, сопереживать друг другу, объяснять друг другу что либо при осуществлении совместного конструирования, выдерживать общий темп конструирования и другое. Наблюдаются конфликты, так как дети пытаются друг другу навязывать только свою точку зрения, свое мнение, видение. Чаще дети любят конструировать индивидуально или максимум в паре, потому что «….так проще», «……так мне никто не мешает».

Выявлено, что более 60% детей самостоятельно обыгрывают свои постройки не более полу дня пребывания в дошкольной организации, около 10% детей могут к ней вернуться и поиграть на следующий день, около 30% детей постройку ломают (разбирают) сразу же и приступают к строительству нового объекта. Достаточно часто наблюдаются ярке конфликты в группе детей, сооружающих постройки вместе.

По результатам анкетирования родителей воспитанников, проведенного в 2015 году, выявлено, что 91% семей имеются дома конструкторы различных видов и наименований. Из них 84% родителей отметили, что дети любят в процессе конструирования играть либо самостоятельно, либо совместно с родителями, но только учитывая их (детей) мнение, планы, пожелания, точку зрения. Из них же отметили, что в «мирные переговоры» готовы вступать не более 35% детей.

Анализ результатов анкетирования родителей и психолого-педагогического мониторинга привел к мысли о необходимости поиска эффективных средств, направленных на развитие у старших дошкольников умений взаимодействовать друг с другом.

Актуальность

Реализация целей и задач образования, отмеченных в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», предполагает достаточный уровень развития  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, который, в свою очередь, определяет не только результативность обучения, но и их социализацию [18].

Значимость формирования коммуникативных навыков у дошкольников обозначена также «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», где  социальная среда обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения [24].  Поэтому одними из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» стали: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [24]. ФГОС ДО указывает на позитивную социализацию ребенка, как умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, где речь становится  компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации [24]. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: вступает в общение, поддерживает его, умеет общаться в паре, группе, в коллективе, проявляет инициативу при взаимодействии.

Педагог в свою очередь должен организовать взаимодействие с детьми и между детьми таким образом, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника, используя для этого самые эффективные средства, такие как, например, совместная творческая  деятельность с конструктором, использование метода проектной деятельности и проблемных задач (20).

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта [17]. В играх и занятиях по конструированию дети советуются, помогают друг другу. Здесь зарождаются зачатки коллективной работы, взаимопомощи, критической оценки своей работы и работы товарищей. Коллективная деятельность дошкольников становится организованной за счет растущей способности к произвольности. Дети 6-7 лет способны к планированию действий, управлению своим поведением, уже в достаточной мере обладают навыками общения и знаниями нравственных норм, действующих при взаимоотношениях людей друг с другом. В этом возрасте дети начинают испытывать потребность помогать, поддерживать товарища [18]. Для старшего дошкольника, если его социальное развитие было успешным, характерны приоритеты коллективного общения. Это является показателем зрелости дошкольника. Некоторые дети к концу дошкольного детства способны в любой деятельности распределить действия внутри своей группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты. Ценность таких качеств личности, как мобильность, контактность, конформизм в современном обществе остается неизменной. Именно поэтому взрослым необходимо постоянное и направленное руководство этим процессом и использовать самые эффективные средства, в качестве одного из таких средств можно назвать конструирование с использованием метода проектной деятельности и проблемных задач [19].

Участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. По своему характеру проектная деятельность достаточно полно охватывает личность ребенка, отвечает специфике развития его психических процессов и обладает большим потенциалом коммуникативного развития ребенка.

Лиштван З.В. было отмечено, что конструктивная и проектная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом (16). Таким образом, возникло реальное противоречие:

-между потребностью в развитии у  старших дошкольников умения взаимодействовать друг с другом и наличием возрастных возможностей детей (сензитивный период 6-7 лет) для развития этих умений у старших дошкольников;

-между широким спектром развивающих возможностей конструктора в жизни старших дошкольников и его недостаточным использованием в образовательной деятельности педагогами как средство для  развития у них умений  взаимодействовать друг с другом;

-между наличием большого видового разнообразия конструктора на рынке и широком спектре его развивающих возможностей и отсутствием системного его применения педагогами и родителями в части позитивной социализации старшего дошкольника и развития его речи как продукта социализации.

Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы, поиска эффективных средств развития умений у старших дошкольников позитивному взаимодействию друг с другом.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у старших дошкольников умения взаимодействовать друг с другом посредством организации деятельности с различными видами конструктора.

Длительность работы над опытом

Работа по данной проблеме охватывает период с сентября 2015 года  по декабрь 2018 года и разделена на несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2015 – март 2016 года.

II этап – основной (формирующий) – апрель 2016 – март 2018 года.

III этап – заключительный (контрольный) – апрель 2018 – декабрь 2018 года.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, научно-методической литературы по данной проблеме, выявление уровня социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников, анализ материально-технических условий в группе (наличие конструктора, его видов и наименований), выявление интереса у детей к тому или иному виду конструктора, дружеских предпочтений у детей  к друг другу.

На основном этапе проведены педагогический мониторинг уровня развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников, определены виды конструктора как наиболее предпочитаемые детьми для коллективного конструирования, организация педагогических мероприятий и образовательных ситуаций с детьми с использованием конструкторов, включение конструктора в игровую деятельность детей, подбор наиболее оптимальных методов и приемов, направленных на  формирование умений взаимодействовать детей с друг другом.  

Заключительный этап включил в себя итоговый псисхолого-педагогический мониторинг уровня развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников, выявление уровня  включенности родителей в проектную деятельность со своими детьми, обобщение опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен этапами организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования с различным видом конструктора в специально-организованной и самостоятельной  деятельности с включением метода проектной деятельности и проблемных задач, направленных на развитие у у детей умения взаимодействовать друг с другом.  

Практические материалы опыта будут интересны и полезны в практической деятельности со старшими дошкольниками воспитателям групп общеразвивающей, комбинированной направленности, студентам педагогических колледжей и педагогических университетов.

Теоретическая база опыта

В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:

Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [7].

Развитие - это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, интеллектуальное) [7].

Социализация- это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её [7].

Взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более партнерами [7].

Конструктор (игрушка)-детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов [7].

Проблемная задача — это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Она является средством создания проблемной ситуации (свободная энциклопедия).

Ме́тод прое́ктов — это способ дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [7].

Согласно ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования любой дошкольной образовательной организации  должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей [7]. 

В отечественной науке наиболее распространены исследования роли общения как условия социализации ребенка. Концептуальные идеи исследований в этом направлении были разработаны Л. С. Выготским. Учеными проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия общения с различными сферами детского развития: интеллектуальной - Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин; эмоциональной - О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями, - Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Е. О. Смирнова, А. П.Усова.

Общение, как психологическая категория, интерпретируется как деятельность, и поэтому синонимом общения является термин «коммуникативная деятельность», следовательно, развивать необходимо коммуникативные навыки. В старшем дошкольном возрасте 5-7 лет общение детей со сверстниками становится ведущей потребностью [5]. Коммуникация способствует психическому развитию ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияет на общий уровень его деятельности (3.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин) [1].

Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле коммуникация становиться важнейшим фактором развития личности.

Проблема развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста далеко не нова. Ей посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских и др. Конструктор воспринимается детьми, прежде всего, как игрушка. Игровая деятельность является ведущей, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Конструирование как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности детей имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. Посредством конструирования дети учатся совместно выполнять общую работу. В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели [13]. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения, проговаривать свои действия, а значит владеть определенным уровнем развитой речи (ее монологической и диалогической стороны).  Конструктивная деятельность очень схожа по своим этапам с реализацией проекта и решением проблемных задач. Поэтому их использование в конструктивной деятельности лишь усиливает развитие вышеназванных навыков, свойств личности и психических процессов старших дошкольников. Идеи проектного метода использовали в своей деятельности А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский. А Л.К. Шлегер вᴨȇрвые применила метод проектов для обучения дошкольников.

Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет возможности для развития у детей коммуникативных навыков, а значит и умений взаимодействовать друг с другом: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Новизна опыта.

Новизна опыта  заключается  в развитии социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством использования метода проектов и проблемных задач при организации деятельности с различными видами конструкторов как в специально-организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.  

Раздел II

Технология описания опыта

Цель опыта: формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать друг с другом (социально-коммуникативных навыков) посредством организации деятельности с различными видами конструктора.

Для достижения цели были определены задачи:

1. материально-технической направленности:

1.1. Наличие в группе не менее 5-ти видов конструктора для детей в возрасте от 5 до 8 лет с наличием механизмов для соединения  в различных плоскостях. Возможность собирать плоскостные и объемные предметы и объекты, а также возможность собирать как индивидуально, так и небольшими подгруппами (до 6-8 человек). Например, Тико-конструктор «Школьник», «Пифагор», «Геометрия»; конструктор Полидрон «Магнитный», конструктор ЛЕГО, картонный 3D-конструктор Krooom  и другие.

1.2. Наличие конструктора (несколько видов) в семье воспитанника для закрепления у ребенка умений конструирования дома, а также тех коммуникативных новообразований, которых ребенок достиг в дошкольной организации.  

2. Организационно-методической направленности:

2.1. Разработка перспективного планирования совместной деятельности с детьми в паре и небольшими подгруппами в специально организованной и самостоятельной деятельности.

2.2. Разработка краткосрочных творческих проектов социальной направленности  с включением в них детей и их родителей с использованием конструктора.

3. В организации сотрудничества с родителями воспитанников:

3.1. Актуализация перед родителями воспитанников вопроса развития умения взаимодействовать детей  друг с другом как необходимое условие их успешной социализации в обществе и последующем обучении в школе.

3.2. Включение родителей воспитанников в проектную деятельность с использованием различных видов конструктора.

3.3. Обучение родителей воспитанников эффективным приемам и методам (проблемная задача) взаимодействия с ребенком во время конструирования.

4. В организации практической деятельности детей с конструктором:

4.1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

4.2. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения, монологической, диалогической сторон речи) в процессе совместного конструирования.

4.3. Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде.

4.4. Развитие у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) во время конструирования.

4.5. Развитие у детей умения слышать товарища, слушать, принимать его точку зрения, приходить к общему мнению, совместно принимать единое решение, действовать сообща, в одном темпе, умение договариваться, избегая конфликтов.

4.6. Развитие  у детей умения планировать, ставить цель (видеть конечный продукт труда – постройку), находить пути решения при создавшейся проблемной ситуации.

4.7. Развитие у детей умения действовать в паре и небольшой подгруппе, распределять между собой обязанности.

К принципам, с учетом которых развиваются социально-коммуникативные навыки, отнесены:

-Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения: легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование проблемно-поисковых методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных (показать соединение деталей в конструкторе, например).

-Принцип интеграции и комплексного подхода (взаимопроникновение образовательных областей и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

-Принцип воспитания в деятельности: организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.

-Принцип воспитания детей в коллективе: в коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни.

Содержание образования и средства достижения цели.

Развитие у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом должно стать одной из центральных задач деятельности воспитателя. Если воспитатель предлагает паре детей или небольшой группе задание для совместного выполнения, то ему следует создать для этого необходимые условия, которые можно разделить на следующие направления: мотивация пары или подгруппы на совместную деятельность, обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности, побуждение воспитанников к договору о том, что именно или каким способом они будут делать, побуждение детей по завершению совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и правильно благодаря тому, что пара или подгруппа договорилась о том, каким образом они будут действовать.

Деятельность строилась поэтапно:

1. Создание предметно-пространственной среды в группе для конструирования. При подборе конструктора, а также разработке перспективного планирования тем краткосрочных проектов воспитатель изучает путем бесед и наблюдений интересы и предпочтения детей, в том числе мальчиков и девочек, а также предпочтений в дружбе между собой. Результаты позволят учитывать факторы риска наличия конфликтов между детьми. Важно, чтобы дети самостоятельно объединялись в пары и группы, но важное условие – эти пары и малые группы не должны быть постоянными в течение ода или нескольких лет.

2. Организация конструирования в образовательной деятельности детей.

2.1. Специально-организованная деятельность с детьми (не реже 1 раза в неделю) интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». С учетом того, что конструирование развивает мелкую моторику рук, уместно учитывать и образовательную область «Физическое развитие».

2.1.1. Ознакомление детей со свойствами и возможностями конструктора (не менее 2-х мероприятий длительностью не более 15 минут): его техническими характеристиками и возможностями соединения, а также палитрой многообразия сбора построек, объектов и предметов, выявление интереса детей к этому конструктору (например, при ознакомлении детей с магнитным конструктором «Полидрон» воспитатель проводит ряд «экспериментов» вместе с детьми о свойствах и особенностях соединения деталей между собой, возможностью создания как плоскостных, так и объемных предметов, а также движущихся (например, транспорт). Используемые методы и приемы: игровой, сюрпризный, действие с конструктором, метод проблемной задачи (например, как, с помощью магнитного конструктора, выложив на плоскости фигуры получить объемный шар). На данном этапе дети могут действовать с конструктором индивидуально. Воспитатель ставит перед детьми игровые логические задачи, предлагая образец или схему постройки. На данном этапе дети «изучают» свойства конструктора, формируют к нему свой личный интерес.

(Приложение 1)  

2.1.2. Совместное изготовление объектов по схеме или образцу воспитателя, работая в паре (не менее 3-х мероприятий длительностью не более 15 минут). Основная развивающая задача – учить детей вместе договариваться и разделять обязанности во время выполнения постройки. Например, при изготовлении объемного домика из Тико конструктора дети могут разделиться: кто выполняет стены, а кто крышу и далее кто вместе все соединит в единую постройку. На данном этапе конструирования выполняемые объекты (постройки) должны быть более-менее легко выполнимы, понятны детям, чтобы интерес к конструктору не снизился. Важный момент – вызвать наиболее полный интерес детей к деятельности с конкретным видом конструктора. Основной метод – игровой, метод проблемной задачи, практическая деятельность.

2.1.3. Объединение детей в малые группы по интересам (не менее 5-ти мероприятий длительностью не более 20 минут). Воспитатель предлагает детям решить творческую задачу: придумать постройку, сюжет к ней. При этом, договориться между собой какой конструктор использовать (вид), что строить (объект), как распределить между собой обязанности и этапы (планирование). Здесь важно помогать детям справиться с количеством задач и избегать конфликтных ситуаций. В группе могут одновременно работать 4 подгруппы. Воспитатель косвенно руководит ходом конструирования, взяв на себя роль модератора.

2.2. Реализация  краткосрочных проектов (не менее 2-х мероприятий на реализацию одного проекта).

2.2.1. Как подготовительный этап - инициирование краткосрочного проекта воспитателем (не менее 2-х проектов). На данном этапе воспитатель демонстрирует детям «образец», «алгоритм» от инициации проекта (его темы), постановки цели, до представления защиты проекта (Приложение 2). Дети объединены в пары или малые подгруппы по 3 человека (на этом этапе по желанию и интересам). Воспитатель сам предлагает детям темы и сюжеты проектов, которые дети после совместного обсуждения принимаются реализовывать. На данном этапе воспитатель учит детей этапам реализации проекта (постановка цели, распределение обязанностей между членами подгруппы, распределение работ по дням: что сегодня выполняем, что в следующий день и так далее), выбор лидера, который следит за качеством конструирования и сроками выполнения этапов по дням. Воспитатель следит за качеством выполнения этапов проекта, выступает в роли модератора при взаимодействии детей друг с другом. Возможны детские конфликты, они предсказуемы. Здесь важно учить детей правилам взаимодействия, общения, распределения ролей и обязанностей. Воспитание сдержанности, эмпатии и рефлексии, уважения к собеседнику и партнеру. Реализация проекта может частично осуществляться в специально организованной деятельности и может быть продолжена или завершена в самостоятельной деятельности (на усмотрение воспитателя по ситуации).

2.2.2. Инициирование краткосрочного творческого проекта детьми (начало инициации начинается в специально организованной деятельности длительностью не более 25 мнут). Дети объединяются в малые подгруппы по случайному выбору (по считалке, по фишкам и другое). Детям нужна внешняя поддержка, поэтому для названия проекта и определения конечного продукта (коллективной постройки) воспитатель использует метод проблемной задачи в виде письма от героя (сюрпризный момент), где задается некая тематика и направленность проекта. Например, посмотрев фрагмент мультфильма или прочитав рассказ или фрагмент о приключениях Незнайки, у каждой подгруппы на столе письмо с обращением того или иного героя (Незнайки, Кнопочки, Пилюлькина, Винтика), который просит что-то построить для него и (или) его друзей (машину, город, автопаркинг, комнату, завод) (Приложение 3). В письме оговариваются сроки выполнения, описание материала и его цвет (проблемная задача с выбором вида конструктора), примерное описание конечного продукта (как в конце это должно выглядеть – прием на развитие представления памяти, воображения). Дети могут продолжать реализацию проекта между специально-организованной деятельностью в самостоятельной деятельности. Очень важно, чтобы в самостоятельной деятельности дети не отходили от конечного результата, а также важно следить за развитием конфликтов, которые могут иметь место. На данном этапе воспитатель обращает особое внимание на стиль взаимодействия детей друг с другом, так как здесь могут быть дети, которые не дружат друг с другом, конфликтуют, могут быть лидеры группы и «отверженные» дети (социальный  статус  детей в группе). Воспитателю важно проследить за «честностью»  распределения обязанностей между собой, стилем общения (исключения хамства и грубости в отношении друг к другу). На данном этапе необходимо применять технологию развивающего общения «Утренний и вечерний рефлексивный круг», а также технологию «Детский совет» (Приложение 4).

Очень важным этапом является обыгрывание своих построек в творческих играх в самостоятельной игровой деятельности. Важно, чтобы постройки «проживали свою жизнь» как можно дольше (от нескольких дней до недели). Воспитатель стремится помочь детям объединить постройки в единый сложный сюжет (тему), например, «Волшебная страна маленьких человечков» (если постройки осуществлялись по произведению Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).  

2.2.3. Инициирование краткосрочных творческих проектов детьми  и их родителями (не реже 1 проекта в месяц). Прежде, чем родители смогут полноценно включиться в творческую проектную деятельность, на данном этапе важна предварительная работа воспитателя с родителями. С этой целью проводятся беседы, консультации (в том числе в режиме онлайн), вебинары в режиме онлайн и офлайн о значении развития у старших дошкольников социально-коммуникативных навыков, о социализации ребенка в детском обществе (Приложение 5). Также воспитатель посредством мастер-классов обучает родителей этапам проектной деятельности согласно алгоритму. Важным условием на данном этапе является обсуждение с родителями воспитанников специфики общения с ребенком в рамках «партнерского взаимодействия» во время конструирования в рамках реализации проекта. Здесь же воспитатель дает рекомендации родителям воспитанников о необходимости наличия в семьях видов конструктора, с которыми дети конструируют в группе, их преимуществах над другими видами, их развивающих возможностях. На данном этапе дети с родителями инициируют и реализуют проекты дома. Защита проектов происходит в группе дошкольной организации не реже 1 раза в 1,5-2 месяца.

Ежеквартально родители заполняют анкету на предмет выявления положительной динамики или ее отсутствия в части развития у детей умений взаимодействовать с партнером по проекту в деятельности (Приложение 6).

Раздел III

Результативность опыта

В ходе обобщения опыта использовалось учебно-методическое пособие  автора Щетининой А.М. «Диагностика социального развития ребенка». В частности были использованы диагностика способностей детей к партнерскому диалогу и диагностическая карта за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников [26] (Приложение 7).

Срезы проводились педагогом-психологом МБДОУ №88 два раза в год в период с 2016 года по 2018 год, так как в силу возрастных возможностей и особенностей детей 5-ти лет развивать у них данные умения не представляется возможным.

В способности к партнерскому диалогу автор выделила три основных компонента: способность слушать партнера, договариваться с ним, способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию. Динамика полученных результатов диагностических срезов следующая: 

1. Уровень развития способностей детей к партнерскому диалогу. В 2016-2017 учебном  году (старшая группа) из 25 часто посещающих ДОУ детей, низкий уровень наблюдался у 11 дошкольников (проявляли недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимали его экспрессию и затрудняется договориться с ним), у 10 детей наблюдался средний уровень (иногда могут договариваться с партнером, идут легко на конфликт с партнером, часто перебивает во время диалога), и лишь 4 ребенка проявили высокий уровень умений к диалогу с партнером. В 2017-2018 учебном году (подготовительная к школе группа) отмечена положительная динамика в части снижения низкого уровня (6 детей) и увеличения среднего уровня (14 детей). Высокий уровень наблюдался у 5-ти детей.

2. Уровень развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Показателями диагностических срезов автор выделяет коммуникативные качества личности, коммуникативные действия и умения.  

В 2016-2017 учебном году (старшая группа) из 25 часто посещающих ДОУ детей числовой показатель практически не изменился: 3 ребенка проявили очень высокий уровень способностей к коммуникации с партнером, 3 ребенка –высокий уровень (в данном случае организационные и перцептивные умения еще не проявлялись стабильно у детей), 12 детей получили средний уровень (все компоненты иногда, но не стабильно проявлялись у детей, но быстро сменялись противоположными проявлениями)  и 7 детей  – низкий уровень (не развиты умения к коммуникации согласно возрасту). В 2017-2018 учебном году из 25 часто посещающих ДОУ детей отмечена положительная динамика в количественном показателе высокого уровня (7 детей), очень высокий уровень остался на том же уровне (4 ребенка), средний уровень наблюдался у 13 детей, низкий уровень у 1 ребенка. Очень стабильно и отчетливо проявлялись у детей с высоким и средним уровнем такие коммуникативные качества личности как эмпатийность, доброжелательность, искренность и открытость в общении. Организационные и перцептивные умения еще не проявлялись стабильно у детей со средним уровнем.

По результатам диагностических срезов можно сделать вывод о том, что при систематической организации активного коллективного взаимодействия детей друг с другом, объединенного одной целью и имеющей общую направленность к достижению конечного продукта данный аспект является успешным условием для развития на достаточно высоком уровне у старших дошкольников социально-коммуникативных навыков в соответствии с их возрастными возможностями.

Библиографический список

1.Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 86 – 89

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2013.

3.Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2006. – 177 с.

4.Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 32-38.

5.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.

6.Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2008, - 336 с.

7.Векипедия свободная энциклопедия.

8.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008.  272 с.

9.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

10.Выгодский Л.С.Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2012.- 215с.

11.Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.

12.Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА. Электронный научно-методический комплекс. © ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006

13.Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.

14.Козлова, С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 416 с.

15.Кулько И. Ю., Пистун Ю. В., Ильинова К. В., Ковачева Г. П. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 644-647. — URL https://moluch.ru/archive/86/16232/ (дата обращения: 12.05.2018).

16.Лиштван, З.В. Конструирование : пособие для воспитателя дет.сада. М., 2001. – 159 с.

17.Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – с.34-64.

18.Лисина М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 2012.- 23-31с.

19.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ.вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

20.Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803. — URL https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 06.01.2019).

21.Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. М.; Воронеж, 2001.

22.Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка.// Н.Н. Поддьяков, Вопросы психологии. 2010. - №9. - с. 68-75.

23.Педагогический словарь/ под,ред.В.В.Давыдова.; М.,Науч.изд.»Большая Российская энциклопедия»,1993,.- 608с.

24.Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3.

24.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155.

25. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.

26.Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Приложение к опыту:

Приложение №1 – Рекомендуемый перечень видов конструктора

(в группе и для семьи).

Приложение №2 - Алгоритм планирования, реализации и защиты творческого проекта  детьми старшего дошкольного возраста.

Приложение №3 – Перечень рекомендуемой художественной литературы для последующей инициации краткосрочных творческих детских, а также детско-родительских проектов.

Приложение №4 – Правила  организации общения педагога с детьми,

 используя технологию «Рефлексивный круг».

Приложение №5 – Консультация и (или) вебинар для родителей воспитанников в режиме онлайн и (или) офлайн

на тему: «О значении развития у старших дошкольников социально-коммуникативных навыков».

Приложение №6 – Анкета на предмет выявления положительной динамики или ее отсутствия в части развития у детей умений взаимодействовать с партнером по проекту в конструктивной деятельности.

Приложение №7 – Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина).

Приложение  1

Рекомендуемый перечень видов конструктора

(в группе и для семьи)

№ п\п

Вид конструктора

Его наименование

Тип соединения

1.

ТИКО (пластмасс)

Школьник

Пифагор

Геометрия

Класс

шарнирное

2.

ПОЛИДРОН (пластмасс)

Магнитный

Гигант (только для группы)

на магнитах,

шиповое соединение

3.

Йохокуб (картон)

105 деталей (базовый)

СТЕГО

 сборная игрушка -  трансформер. Соединения  - пазы

4.

ЛЕГО (пластмасс)

LEGO City

LEGO Duplo

укладка кубиков друг на друга  попадание в пазы

5.

ЛЕСОВИЧОК

(дерево не крашеное)

"Солнечная ферма",

 "Разборный домик" 

укладывание бревнышек

6.

Varis (дерево не крашеное)

444 детали

система крепления Lock-system

Приложение 2

Алгоритм

 планирования, реализации и защиты творческого проекта  детьми старшего дошкольного возраста

 

Участники проекта (дети называют свои имена и свой возраст) 

Цель: построить деревянную ферму для домашних животных.

Этапы реализации проекта:

Этап первый. Организационный этап.

  1. определение необходимых технических, информационных и методических ресурсов (что строим, зачем это делаем (кому и для чего), из какого конструктора можно это сделать, кто будет конструировать);
  2. формирование стратегии работы по проекту (с чего начать,  распределение между собой обязанностей, этапы конструирования), выбор лидера (ответственного лица), который будет руководить конструированием, нести за ее качество ответственность.

Этап второй. Практический этап.

На этапе конструирования деревянной фермы дети (в паре или малой подгруппе) либо конструируют по заданной схеме, либо разрабатывают свой чертеж будущей постройки (в данном случае принимается коллективное решение большинством голосов). Рассматривание деталей, их соединения между собой, разделение между собой обязанностей по сборке. Так как проект длится несколько дней, то дети могут воспользоваться внешней информацией о проекте, например, спросить у воспитателя или дома у родителей, вместе почитать в группе или дома, найти в интернете информацию о домашних животных, о ферме, и прочее.

Этап третий. Заключительный этап.

Лидер принимает решение об окончании конструирования, оценивает качество, дает оценку работе и личного вклада каждого из группы, подводит итоги проекта; защита проекта лидером подгруппы. Обыгрывание постройки в самостоятельной игровой деятельности.

Защита  проекта

на тему: «Деревянная ферма для домашних животных».

Формирование проблемы.

Обоснование темы проекта. Мы с ребятами  решили сделать ферму для домашних животных. Она будет деревянная. В ней животным будет тепло и уютно и летом и зимой. Мы были в деревне и видели такие домики, в которых живут овцы, коровы, курицы, гуси.  Обязательно в ферме должны быть стены, окна, чтобы проникало солнце и крыша, чтобы не попадал дождь и снег.

Варианты изделия.

  Мы подумали с ребятами, что ферму можно сконструировать из пластмассового и бумажного конструктора. Но мы узнали, что дивотным более комфортно живется в деревянных домиках, поэтому решили взять деревянный конструктор.

 Технология изготовления.

В нашем конструкторе есть схема сборки. На ней изображен красивый и просторный домик. Мы подумали и решили воспользоваться готовой  схемой. Технология и последовательность изготовления изделия.

1. Рассмотрение схемы будущей постройки.

2. Распределение между детьми кто какую часть постройки хочет или может выполнить.

3. Сборка фермы по схеме.

3.1. возведение стен

3.2. Установка крыши.

4. Установка ограждения для животных в месте, где они будут гулять.

5.Заселение животных в ферму.

 Готовое изделие.

Наша ферма готова. Она получилась уютной и просторной для птиц, коровы и поросят. Они не будут друг другу мешать. Мы позаботились о том, чтобы они могли гулять и не убежать далеко из фермы. Нам было трудно установить крышу, потому что схема оказалась для нас трудной. Мы обратились за помощью к нашему воспитателю.  Теперь мы можем поиграть с нашей фермой.

Приложение 3

Перечень

 рекомендуемой художественной литературы для последующей инициации краткосрочных творческих детских, а также детско-родительских проектов

№ п\п

Название произведения

автор

Предполагаемое содержание для конструирования\игровая задача для детей

1.

«Приключения Незнайки

Н..Носов

Сконструировать сказочный город, город на Луне, новый дом для героя, школу, автопарк для развоза продуктов и другое

2.

«Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»

К.Льюис

Сконструировать зазеркалье, лабиринты по которым гуляла Алиса и герои сказки

3.

«Золотой ключик или приключения Буратино»

Л.Толстой

Сконструировать новый театр кукол, дом для папы Карло, школу для Мальвины, кафе «Три пескаря», город, в котором жил Буратино и его друзья

4.

«Дядя Фёдор, пёс и кот»

Э.Успенский

Новый дом для дяди Федора и его друзей, деревню «Простоквашино», почту России для почтальона Печкина, ферму для теленка

5.

«Три толстяка»

Ю.Олеша

Домик для кукол, цирк, дворец

6.

«Маугли»

Р.Киплинг

Джунгли, заброшенный город, жилище  Балу, деревня

7.

«Сказка о мертвой царевне»

А.Пушкин

Дворец 7-ми богатырей, дворец царевны, комнаты во дворцах с мебелью

8.

«Цветик-семицветик»

В.Катаев

Антарктида, магазин игрушек, улица в городе, парк отдыха, квартира девочки, волшебный сад с цветочницей

9.

«Город добрых дел»

Р.Скарри

Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых, конструирование производственных цехов, заводов, объектов в городе: пекарня, магазин, кулинария,

10.

«Приключения капитана Врунгеля»

А. Некрасов

Конструирование морского порта, различных кораблей, порты разных стран

Приложение 4

Правила  организации общения педагога с детьми,

 используя технологию «Рефлексивный круг»

  1. Воспитатель говорит с детьми как партнер. То есть,  исключает авторитарный стиль поведения. Например, «Взяли карточки и послушали меня».
  2. Воспитатель напоминает, что в кругу есть правила и вспоминает (по необходимости) их с детьми.
  3. Воспитатель использует предметы, чтобы дети передавали друг другу из рук в руки.
  4. Воспитатель соблюдает ритуал начала круга и ритуал конца круга.
  5. Воспитатель не дожидается ответа от ребенка, если он замешкался, разволновался. Он помогает ребенку ответить или позволяет ему потом сказать, успокаивая его.
  6. Воспитатель учитывает социальную ситуацию в группе между детьми. Старается поднять «статус» не популярных детей группы. То есть, если в кругу говорят одни «лидеры» группы, то воспитатель использует приемы, позволяющие говорить самого ребенка или «заметить» его другими детьми. (Например: «Дети, а сегодня наконец-то к нам присоединилась Маша. Она так долго болела. Мы так рады тебя видеть, Машенька». Или: «Ребята, мы вчера говорили о весне и я не могу не поделиться с вами радостью. Посмотрите, какую прекрасную весну нарисовал Ваня (Ваня - «отстраненный», «непопулярный» ребенок в группе).
  7. Учитывать настроение детей.
  8. Учитывать опыт детей. Если дети «об этом знают достаточно» - зачем об этом снова говорить? Стараться обсуждать что-то новое, непонятное, неизвестное.
  9. Давать возможность высказаться детям.
  10.  Не превращать круг в «занятие на коврике».
  11.  Строить с детьми диалог, диспут, а не «допрос-опрос».
  12. Воспитатель задает вопросы детям таким образом, которые позволяют детям рассуждать, думать, размышлять, спорить, а не говорить одной фразой «да» или «нет».

«Рефлексивный круг» основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности.

Открытость обозначает: право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов; право участия или неучастия ребёнка в круге.

Принцип диалогичности заложен в самой технологии, построенной на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель или родитель) организует, ведёт разговор, но не подавляет детскую инициативу.

Каждый ребёнок получает право свободного высказывания по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора.

Воспитатель находит не директивные способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры, вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами.

Дети получают опыт сдерживания своих реакций, согласования своих интересов с интересами других, потому что диалог всегда предполагает взаимодействие двух сторон.

Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.

Приложение 5

Консультация и (или) вебинар

для родителей воспитанников в режиме онлайн и (или) офлайн

на тему: «О значении развития у старших дошкольников социально-коммуникативных навыков»

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) характерно развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию. Следует особо подчеркнуть возможности и значение подвижных игр: дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует такие качества личности, как воля, самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки и свое поведение в целом. Подвижная игра учит искренности, взаимопомощи, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения.

Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют  умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Высокий уровень коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми в игры как подвижные, так и в творческие, выступая рядом с ребенком не «опекуном», а «социальным партнером по игре». Читайте ребенку книги как можно чаще, обсуждайте прочитанное, дискутируйте с ним. Чаще бывайте с ребенком в общественных местах, где много детей разного возраста. Побуждайте своего ребенка стремиться к общению с ними. Первый шаг к общению – это умение знакомиться. Научите правилам и приемам предлагать ребенку познакомиться с другими детьми. Данный прием позволит стать ребенку более уверенным в глазах детского коллектива, будет способствовать формированию навыков общения. А разновозрастный коллектив детей – это универсальное «средство» передачи уже имеющегося жизненного опыта от старших к младшим, развитие эмпатии и рефлексии, что на сегодняшний день является дефицитом личностных качеств у современных детей.  

Приложение 6

Анкета

 на предмет выявления положительной динамики или ее отсутствия в части развития у детей умений взаимодействовать с партнером по проекту в конструктивной деятельности

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании. Необходимо ответить на ряд предложенных вопросов, выбрав один из вариантов ответа. Данные анкеты позволят нам скорректировать взаимодействие с Вашим ребенком в части его успешной социализации в детском  коллективе. Спасибо за сотрудничество.

1. Как часто Вы со своим ребенком конструируете дома?

1.1. один раз в неделю,

1.2.два раза в неделю,

1.3. редко,

1.4. иногда, очень редко,

1.5. не занимаемся этим вообще.

2. Напишите, пожалуйста, сколько видов конструктора у Вас дома?

2.1. один,

2.2. два,

2.3. несколько,

2.4. много,

2.5. нет ни одного.

3. Кто из родителей чаще всего с ребенком конструирует?

3.1. мама,

3.2. папа,

3.3. и мама и папа,

3.4. чаще бабушка,

3.5. все понемногу,

3.6. никто, он сам конструирует.

4. Кто чаще является инициатором конструирования?

4.1. ребенок,

4.2. один из родителей,

4.3. все вместе,

4.4. не знаю.

5. Во время конструирования кто является модератором процесса?

5.1. ребенок,

5.2. один из родителей,

5.3. все вместе,

5.4. даже не знаю.

6. Как строится взаимодействие между Вами и ребенком во время конструирования?

6.1. делаем все, что требует и диктует  ребенок,

6.2. ребенок делает то, что мы ему говорим,

6.3. не уступаем друг другу, ссоримся,

6.4.у нас диалог: мы слышим и слушаем друг друга, советуемся, вместе принимаем решения.

7.Как часто возникают конфликты между Вами и ребенком во время конструирования?

7.1. постоянно,

7.2. очень редко,

7.3.никогда,

7.4.не знаю.

8. Кто чаще всего является инициатором конфликта во время конструирования?

8.1. ребенок,

8.2. один из родителей,

8.3.все вместе вступаем в конфликт,

8.4. бабушка.

9. Легко ли строится диалог с ребенком во время конструирования: Вы вместе что-то обсуждаете, принимаете решение, договариваетесь друг с другом, умеете друг друга выслушать, принять точку зрения другого?

9.1. да, причем часто,

9.2. да, но редко такое общение складывается,

9.3. да, но «местами» между конфликтом и примирением,

9.4. очень редко,

9.5. никогда,

9.6. не знаю.

10. Даете ли вы своему ребенку проявить самостоятельность, лидерство, возможность принимать решение во время конструирования?

10.1. всегда,

10.2. иногда,

10.3. никогда,

10.4. не задумывался.

Приложение 7

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ПАРТНЕРСКОМУ ДИАЛОГУ

(А.М.ЩЕТИНИНА)

        В способности к партнерскому диалогу автор выделила три основных компонента:

1 - способность слушать партнера;

2 - способность договариваться с партнером;

3 - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние,

чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.

        Психолог или педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).

Таблица: Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу

Имя фамилия

ребенка

Умение слушать

Способность договариваться

Способность к эмоцио-нально-экспрессивной пристройке

Спокойно терпеливо слушает партнера

Иногда перебивает

Не умеет слушать

Договаривается легко и спокойно

Иногда спорит не соглашается, раздражается

Не умеет договариваться

Легко экспрессивно пристраивается к партнёру

Пристраивается с трудом с помощью взрослых

Совсем не может эмоционально-экспрессивно пристраиваться

        На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребенка способности к партнерскому диалогу.

Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.

Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:

а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру;

в) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.

Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.

Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРОЯВЛЕНИЯМИ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Проявления

Редко

Чаще всего

Всегда

1 балл

2 балла

5 баллов

1. Коммуникативные качества личности

1.1. Эмпатийность:

-ребенок проявляет эмоциональный отклик

на чувства и переживания партнера по общению;

-идентифицируется с партнером, заражается его чувствами;

-выражает сочувствие, сопереживание собеседнику;

-выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).

1.2. Доброжелательность

-ребенок проявляет расположенность слушать партнера;

-старается понять и ответить на вопросы собеседника;

-выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером);

-не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;

-проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник.

1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность:

-ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам;

-искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;

 -открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю");

-не "подхалимничает".

1.4. Открытость в общении:

-ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой);

- выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

1.5. Конфронтация:

-ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;

-доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.

1.6. Инициативность:

-ребенок сам проявляет инициативу в общении;

-понимает и поддерживает инициативу другого.

2. Коммуникативные действия и умения

2.1. Организационные:

-ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;

-является лидером в отдельных видах деятельности;

-владеет организаторскими навыками.

2.2 Перцептивные:

- ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");

-наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.

2.3. Оперативные:

-ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы);

-свободно владеет вербальными средствами общения (язык);

-увлекает партнера по общению своими действиями;

-умеет продолжительное время поддерживать контакт;

-умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.

        

Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Море эмоций, хорошее настроение, бодрый заряд, активное проявление себя, общение  со сверстниками и взрослыми, и, как итог, активные занятия физической культурой и спортом взрослых и детей....

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.Жизнь каждого челов...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредствам театрализованной деятельности.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Театр - неисчерпаемый источник развития чувств п...

"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"

В статье раскрывается актуальность проблемы коммуникативных навыков посредством деятельности с конструктором. Опыт использования конструктора как средство взаимодействия детей с друг другом , формируе...