Музыкальная гостиная на тему: «Классическая музыка детям: Мелодии зимы» для детей 5-6 лет групп общеразвивающей направленности
план-конспект занятия (старшая группа)

Теплякова Ольга Сергеевна

Классическая музыка детям: Мелодии зимы. Цель:  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.Задачи:1.Закрепить с воспитанниками и систематизировать знания о воплощении темы зимы в музыке, развивать образное мышление. 2. Формировать вокально-хоровые навыки: умение петь согласованно и выразительно, передавая характер песни. 3.Способствовать формированию чувства прекрасного. 4. Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности. 

Оборудование и материалы :

1. Картины И. Шишкина. Портреты композитора П. Чайковского, А. Вивальди.

2. Магнитофон, диск, фонограммы на USB-носителе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinnaya_._zima.docx21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

Музыкальная гостиная

на тему: «Классическая музыка детям: Мелодии зимы»

для детей 5-6 лет групп общеразвивающей направленности

Цель:  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.

Задачи:

1.Закрепить с воспитанниками и систематизировать знания о воплощении темы зимы в музыке, развивать образное мышление.

2. Формировать вокально-хоровые навыки: умение петь согласованно и выразительно, передавая характер песни.

3.Способствовать формированию чувства прекрасного.

4. Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Оборудование и материалы :

1. Картины И. Шишкина. Портреты композитора П. Чайковского, А. Вивальди.

2. Магнитофон, диск, фонограммы на USB-носителе.

План НОД.

1. Вводная часть.

2. Беседа о зиме (вопросы, просмотр картин И. Шишкина).

3. Слушание музыки П. Чайковского.

4. Слушание стихов А. Пушкина.

5. Исполнение песни «Русская зима» сл. и муз. Л. Олиферовой.

6.Слушание А. Вивальди «Зима», оркестр.

7. Итог занятия.

Ход.

1.

Дети входят в музыкальный зал под музыку (Звучит начало пьесы «На тройке» П. Чайковского)

Приветствие«Здравствуйте!» (C-dur)

Песенка – распевка «Да-да-да, наступили холода!»

М.Р.  Поэт Федор Тютчев так сказал о зиме:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

М.Р. Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

Какие звуки можно услышать зимой? Ответы детей (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги).

Какими красками можно нарисовать зиму? Ответы детей (сверкающими, солнечными, серыми, белыми).

-А теперь посмотрите, как художник изобразили зиму. (Показ слайдов) Эти картины нарисовал русский художник И. Шишкин.

2.

М.Р. Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо на всех картинах и одинаковое, и разное. Оно почти бесцветное, серое, серо – голубое. Деревья одеты в шубы и шапки. Художник мастерски изобразил состояние природы. Беловато-серый снег, свинцово-серое небо.

-Какими выразительными средствами пользовались художники?

-На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то студёный.

-Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

3.

Композитор Петр Ильич Чайковский.  Каждому времени года он написал музыку. И каждому месяцу года соответствует своя музыкальная пьеса. Сколько месяцев в году?

Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.

Первой пьесе альбома «Январь» П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька»(слайд - изображение камина с огнём)

«Камелёк» – уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то.

Давайте вместе подумаем, о чём говорит музыка.

*Звучит пьеса П. Чайковского из цикла «Времена года»«У камелька» «Январь»

- Какое настроение музыки? Что вы представили под эту музыку?

- Какую картину нарисовал нам композитор? (ответы детей) Какие «краски» использовал? Какие средства музыкальной выразительности использовал? (ответы детей).

М.Р. Зимой холодно. Много пословиц и поговорок сложили люди о зимнем времени года. Вот одна из них. «Мороз невелик, да стоять не велит». Вот и мы подвигаемся, чтобы зимой не замерзнуть.

Физминутка. А на улице мороз, ну-ка взялись все за нос.

Не хотим мы бить баклуши, ну-ка взялись все за уши.

Покрутили, повертели, вот и уши отогрели.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Топ – топ, топ-топ, хлоп-хлоп.

А потом, потом, потом от мороза все бегом. (сели на стулья)

4.

Поэты своё отношение к зиме выразили через слово. И я хочу прочесть стихи А. Пушкина. «Идет волшебница-зима.»

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

5.

М.Р.. Ребята, какие игры и забавы есть зимой? (игра в снежки, катание на санках, на лыжах) Да, обо всем этом мы споем песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней.

Исполнение песни «Русская зима». Музыка и слова Людмилы Олифировой.

М.Р.. Расскажите, с каким настроением вы исполнили песню (ответы детей: песню пели весело, задорно, плясали в хороводе)

6.

М. Р.: Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое так и называется «Зима». А сочинил это произведение композитор Антонио Вивальди, который жил в Италии. Давайте посмотрим на экран, на его портрет. (Слайд «Портрет А. Вивальди»).

Слушание А. Вивальди «Зима» (показ видеоролика)

М. Р. : Ребята, как называется это музыкальное произведение, кто запомнил? Правильно «Зима». А какое настроение в этом произведении? (спокойное, нежное, мелодичное, напевное, хрустальное, воздушное) Что вы представили под эту музыку? (ответы детей). Вот сколько красивых слов мы подобрали.

М.Р: А давайте и мы с вами сыграем свою мелодию зимы. Вот у нас есть музыкальные инструменты. Подходите к столикам и выбирайте инструменты (бубенцы, ложки, маракасы и др.), которые наиболее больше подходя для озвучивания мелодии зимы. (Дети выбирают инструменты.)

А теперь расскажите, почему вы выбрали именно эти инструменты? (Ответы детей)

Сыграем мелодию зимы!

Игра на музыкальных инструментах.

М.Р. Ребята, скажите, а почему вы не выбрали ложки, бубен? (ответы детей).

7.

Каждый человек в душе - художник. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, а художники – красками, цветом.

-Какие музыкальные произведения о зиме прозвучали сегодня? («У камелька» П. Чайковского, Вивальди «Зима»)

-Назовите поэтов, чьи стихи сегодня прозвучали о зиме (Тютчев, Пушкин).

Зиму можно описать «зимними» словами. Какими?  Ответы детей (метель, кружится, хрустальный, зима, белый, вьюга, снежинки, холод).  Придумайте одно предложение, посвященное зиме, используя эти слова.

Наша встреча, посвященная прекрасному времени года, подошла к концу.

Источники:

  1. О. П. Радынова. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – «Сфера», 2016.
  2. Природа и музыка: Зима. Занятия по Радыновой.

http://music-fantasy.ru/content/priroda-i-muzyka-zima


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театр. Творчество. Дети. Элементы театрализации на занятиях в младшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности."

Обобщение опыта по теме "Театр. Творчество. Дети. Элементы театрализации на занятиях в младшей  разновозрастной группе общеразвивающей направленности."...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какая у тебя профессия Айболит?» /знакомство с профессией врач/ для детей от 4-х до 5-и лет группы общеразвивающей направленности

Детство – это то время, когда через игру маленький ребенок познает мир. Учится ориентироваться не только в пространстве, языке, обществе, но и закладывает основы профориентации. Все представлени...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ с использованием нетрадиционной техники рисования ватными палочками на тему: «ДОЖДИК, ЧАЩЕ, КАП-КАП-КАП!» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ художественно-творческое развитие группа общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯс использованием нетрадиционной техники рисования ватными палочкамина тему: «ДОЖДИК, ЧАЩЕ, КАП-КАП-КАП!»образовательная область  художественно-творческое развити...