Поддержка инициативы и самостоятельности в детском саду
консультация (средняя группа)

Дмитриева  Ирина Алексеевна

Описание какие способы поддержки самостоятельности детей используются в детском саду, описание метода поддержки самостоятельности и детской инициативы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

 Начинаю работу  по развитию инициативы следующим образом:

1.Даю простые задания (снимаю Страх "не справлюсь"),

2. Даю задания  по интересам детей.

3. Поддерживаю активность в начинании, желание вносить что-то свое, новое, вовлекая окружающих детей.

Какими способами я руководствуюсь, поддерживая  детскую инициативу:

- создаю предметно-пространственную среду, где ребенок может сам выбрать материал по собственному интересу, желанию.

- поддерживаю и поощряю  выбор ребенком сотоварищей;

- побуждаю и поддерживаю  инициативу и смелость в желании ребенка обращаться за  помощью к  взрослым  и сверстникам, основываясь на  собственные  побуждения;

  Образовательная  и игровая  среды, стимулируют  развитие поисково-познавательную деятельности детей. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети  приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают  новые идеи, применяют полученные ранее  знания  при решении новых задач.

Стараюсь создавать такие   условия, в которых дети могли бы думать и действовать  самостоятельно, получая от этого не только  свой  результат  но и  удовольствие от проделанного.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

- формирую  установки «Я могу», «Я сумею», «Ты можешь», « Ты умеешь».

- создаю  ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищаю  положительную оценку « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится! Ты молодец».

Таким образом,  поддерживая  детскую инициативу:

1. предоставляю  детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогаю  реализовывать собственные замыслы;

2. отмечаю и приветствую  минимальные успехи детей;

3. не критикую  результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

4. формирую  у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучаю  свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживаю интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности совместно с  ребенком создаю все необходимые условия;

7. содержу в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощряю различные творческие начинания ребенка.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности  памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:

  • это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
  • способность рассчитывать только на свои силы;
  • независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
  • умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
  • умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Самостоятельность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Развитие детской  самостоятельности в условиях своей группы осуществляю с помощью:

• создаю  условия  для свободного выбора детьми деятельности, самостоятельного выбора участников совместной деятельности;

• создаю  условия  для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не навязываю  помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

В целях пробуждения у детей инициативности и самостоятельности применяю следующие  методы и приемы.

 К таким методам могу отнести:

1) Все виды игровой деятельности (С/Р. игра, настольно – печатная, дидактическая, словесная игры)

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Все виды  игровой деятельности  позволяют  приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

2) Продуктивные виды деятельности.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе продуктивной деятельности формирую такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.  Приучаю детей  быть активными  в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Само организованная деятельность.

Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому создаю условия и предоставляю  достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Стараюсь  создавать разнообразную игровую среду (речь идет о предметно - развивающей среде в ДОУ), которая  обеспечивает  ребенку познавательную активность,  соответствует  его интересам и иметь развивающий характер. Среда  предоставляет  детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов».

Применяю «метод проектов». Он способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

6) Развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков:

1. развиваю умение сотрудничать;

2. развиваю умение активно слушать;

3. развиваю умение самостоятельно высказываться;

4. развиваю умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

Дайте детям радость самостоятельности и инициативы.

Эта радость принесет им успех,

осознание своей деятельности,

значимость выполняемой  работы,

возможность доставлять радость себе и другим.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм....

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в ДОУ

Данный материал расчитан для работы с педагогами. Даны рекомендации для стимуляции творческой активности, рассмотрено развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, а та...

Презентация "Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников"

Презентация "Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников" расчитана для педагогов ДОУ....

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Тема отчет по самообразованию воспитателя Бурхановой Н.И. «Поддержка инициативы и самостоятельности детей 3-7 лет в разных видах деятельности посредством технологии «Детский совет».

Тема по самообразованию воспитателя  Бурхановой Н.И.«Поддержка инициативы и самостоятельности детей 3-7 лет в разных видах деятельности посредством технологии «Детский совет&raq...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в детском саду. статья

Данные рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей предназначены для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Они содержат основные понятия, этапы развития и показатели са...