Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Морозко»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»

Подготовила: воспитатель

 Булгару А.П.

г.Мегион

Цель: создать условия для развития связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Способствовать формированию связной речи. Расширять и активизировать словарь детей (просочилась, слякоть, рявкнул, покосолапил).

2. Обучать детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

3. Формировать умение импровизировать;

4. Расширить знания детей о театре, его назначении, о людях, работающих в театре.

5. Продолжать учить детей использовать готовые опорные картинки для соблюдения логической последовательности при пересказе текста.

6. Побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

Развивающие:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать память, внимание, творческие способности.

3. Развивать интонационную выразительность.

4. Учить владеть телом, мимикой, жестом.

Воспитательные:

1. Продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно слушать сверстников и педагогов.

Материалы: сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи.

Активизация словаря: артисты, режиссёр, гример, осветитель, дирижёр, костюмер, билетёр, кассир, слякоть, просочилось, покосолапил и т. д.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Занятие интегрированное: развитие речи с театрализованной деятельностью;

Методические приемы:

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций к сказке, опорные сигнальные картинки.

Словесные методы: чтение сказки «Медведь и солнце», лексико- грамматические упражнения «Скажи иначе».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, театрализованная, музыкальная.

Предварительная работа:

1. Беседа о разных видах театров.

2. Чтение сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».

3. Показ иллюстраций.

4. Изготовление билетов, театральной афиши, масок.

На столе у воспитателя стоит макет сцены с декорацией внешнего вида театра с надписью «Театр», висит афиша.

Ход занятия:

Приветствие друг друга и гостей

Станем рядышком, по кругу, (взявшись за руки становятся в круг)

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»; (вытянув руки приветствуют друг друга)

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся - (поворачиваются к гостям, выстраиваются в линию)

ДОБРОЕ УТРО! (все вместе)

Воспитатель: Давайте пожелаем всем «Доброго дня и весёлого настроения!»

Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.

Бегали, ходили, озорными были,

А вот встали мы в кружок,

Кто с тобой стоит дружок? (Назовите ласково имя своего соседа).

Молодцы, занимайте места на стульях.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да, мы любим сказки.

Воспитатель: А что больше всего любите: слушать или смотреть сказки, спектакли? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а где можно встретить сказку?

Дети: по телевизору, по компьютеру и т. д.

Воспитатель: Правильно, а еще в кино, в книге, в мультфильмах и в театре.

Воспитатель: А кто показывает сказки в театре? (артисты).

Воспитатель: Артисты играют разные роли. Они на сцене превращаются в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. Даже могут превратиться в маленького щенка или трусливого зайчонка.

(Воспитателю приносят письмо и сундук от Буратино). Воспитатель достает письмо (читает его про себя). Прежде чем прочитать письмо детям, загадывает загадку.

Воспитатель: Ребята, нам пришло очень интересное письмо. Отгадайте, пожалуйста, загадку и вы узнаете, кто написал нам письмо

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку,

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с (Буратино)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте я прочитаю вам письмо:

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу Вам я – Буратино! Милые мои ребятишки: девчонки и мальчишки! Помогите, пожалуйста, сегодня у нас в театре должен быть спектакль, но Мальвина решила стать учительницей, Артемон стал ее учеником, а Пьеро как всегда последовал за Мальвиной. У нас в театре не осталось артистов, и спектакль не состоится. Я не знаю, что делать. Где мне найти артистов? Может вы мне как-то сможете помочь».

Воспитатель (если дети затрудняются): Очень жаль, что у нас в садике нет театра.

А вы хотели бы стать артистами и сами показывать сказки? (Ответы детей)

Когда дети решают, как помочь Буратино воспитатель вспоминает про сундучок, открывает его и читает продолжение письма:

«Вас рад приветствовать, друзья!

В театре жизнь моя,

И вам письмо сегодня я пишу не зря:

Чудесный мир свой я хочу для вас открыть,

В волшебный мир театра пригласить.

Согласны вы принять такое предложение?

Тогда, друзья, нас ждут открытия, приключения!

Но, прежде чем в театре побывать,

Должны вы сами многое узнать.

Попробуйте, используя мои подсказки,

Ответить мне:

«В театре кто показывает сказки?»

«Придумывает кто костюм артиста?»

«Зачем нужны афиша и кулисы?»

Вам интересно? Вот тогда, -

Скорей в мой сундучок вы загляните,

Ответы и подсказки там найдите!

После чтения письма воспитатель уточняет, насколько дети поняли его содержание. Задаёт вопросы детям:

Кто прислал письмо-приглашение?

Куда приглашает нас Буратино?

Что нам нужно сделать, чтобы попасть в театр?

Что нам в этом поможет?

Открываем театральный сундучок Буратино находим в ней задания для детей (Дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает карточки, открывая угаданное слово. БИЛЕТ, СЦЕНА, БУФЕТ, АРТИСТ).

ЗАГАДКИ

Перед тем как попасть на концерт,

Не забудь купить … (билет)

В цирке выступает артист на арене,

Ну, а в театре, конечно, На … (сцене)

Ты на спектакль не бери с собой конфет,

Для этого в театре есть… (буфет)

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, —

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии —. (Актер)

Дидактическая игра «Что не так»

- Ребята, посмотрите, Буратино прислал нам афишу спектаклей, но перепутал названия всех сказок. Надо их исправить.

«Гадкий котенок».

«Три волчонка».

«Солнечная королева»

«Петушок Ряба»

«Зелёная шапочка»,

«Иван – царевич и зеленый крокодил».

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Царевна-индюшка»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

"Зеленая шапочка»

"Кот в валенках"

Молодцы ребята, вы справились!

Воспитатель: ребята, сейчас я проверю готовы ли вы уже, чтобы стать артистами, для этого вы должны знать кто работает в театре. А чтобы вы не запутались Буратино прислал вам подсказку, внимательно слушайте.

Теперь пришла пора и вам узнать

Как перед нами сказки оживают.

К работе первым приступает режиссер.

Он выбирает сказку. Думает:

Какому же артисту дать такую роль,

Чтоб смог похожим на героя сказки стать,

Его характер, настроение передать.

Артист, чтоб лучше роль свою сыграть,

Не только должен знать слова,

Он должен чувства понимать

И всем нам их как можно лучше показать.

И вот готова роль, и есть артист.

Каким он выйдет к нам из-за кулис?

Ему костюм необходимо подобрать.

Прическу сделать,

Если надо нос, усы нарисовать

Вдруг будет он сегодня Бармалей,

Или Великий Маг и Чародей

Как выйдет к зрителям на сцену он,

Без бороды и мантии своей?

Задача эта не простая.

В театре есть профессия такая,

О ней расскажет вам любой актер.

Кто это? Костюмер!

Ну и, конечно же, Гример!

Один из них вам подберет костюм любой.

Загримирует вас в любую роль другой!

Итак, готова сказка!

Пусть о ней узнает зритель!

К работе приступает,

Художник-оформитель.

Украсит сцену он,

Афишу создает.

Теперь ее увидит зритель,

И в театр придет!

(Воспитатель достает из сундучка мяч).

Воспитатель: а как вы запомнили, кто работает в театре, мы сейчас проверим с помощью игры. Вставайте у своих стульев, я буду кидать вам мячик и задавать вопрос, а вы должны ответить на него.

Игра «Театральные профессии»

Ткань, нить с иголкой, платье, головной убор, парик. (Костюмер).

Зеркало, грим, кисть, помада, расческа. (Гример):

Набор осветительных приборов, лапочки, гирлянды. (Осветитель):

Художник: кисти, краски (несколько видов, полотно, картины.

Декоратор: набор картинок с изображением различных видов декораций.

Композитор: ноты, карандаш, музыкальный инструмент, муза.

Музыкант: набор картинок с изображением музыкальных инструментов, ноты, пюпитр.

Дирижер: фрак, палочка, оркестр, оркестровая яма.

Режиссер: столик с лампой в зрительном зале, книга, человек, руководящий театральной труппой.

Воспитатель: Молодцы, запомнили все театральные профессии.

Физминутка

Все артисты умеют красиво танцевать, и сейчас мы с вами это покажем

(Физминутка «Буратино»).

Воспитатель: Молодцы, садимся на стулья.

Воспитатель: в сундучке, который прислал Буратино есть волшебная палочка, с ее помощью мы превратим отрицательные черты характера сказочных персонажей в положительные.

Игра «Скажи наоборот» (расширение словаря антонимов):

Грустный-веселый

Лживый – правдивый

Трусливый – храбрый

Злой – добрый

Жадный – щедрый

Глупый-умный

Слабый-сильный

Грязный-чистый

Темный-светлый

Плохой-хороший

Воспитатель: Ребята, чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить нужно потренировать язычок.

Повторяйте за мной:

Дыхательно-речевая разминка. «Эхо»

Собирайся, детвора! Дети: Ра! Ра!

Начинается игра! Дети: Ра! Ра!

Да ладошек не жалей! Дети: Лей! Лей!

Бей в ладоши веселей! Дети: Лей! Лей!

Сколько времени сейчас!Дети: Час! Час!

Сколько будет через час! Дети: Час! Час!

И неправда: будет два! Дети: Два! Два!

Думай, думай голова! Дети: Ва! Ва!

Как поёт в селе петух! Дети: Ух! Ух!

Да не филин, а петух! Дети: Ух! Ух!

Вы уверены, что так! Дети: Так! Так!

А на самом деле, как! Дети: Как! Как!

Воспитатель: -Молодцы, и с этим заданием вы справились отлично.

Но артисты должны не только уметь красиво говорить, но и красиво двигаться. Вы знаете, что такое пантомима? Это когда показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движение тела.

Это упражнение на молчание.

Игра на развитие двигательных способностей «Буратино и Пьеро».

Дети двигаются под музыку по залу, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.

Воспитатель: Ребята, вы уже стали настоящими артистами, и готовы показать сказку.

Сейчас я прочитаю вам сказку, а потом мы ее покажем:

Воспитатель: Весной просыпаются в берлогах медведи. Н. Сладков «Медведь и солнце»

Чтение сказки:

Просочилась в берлогу Вода Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! заругался Медведь. Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное теку под уклон.

Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? рявкнул Медведь. Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Словарная работа.

Ребята, прежде, чем вы покажете сказку, скажи, пожалуйста, как вы понимаете значение таких слов: Просочилась, слякоть, рявкнул, покосолапил (Воспитатель объясняет их)

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Слякоть - жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

«Покосолапил»? (косые лапы).

Рявкнул- издать громкий, отрывистый, густой и низкий звук (о животных).

(После чтения сказки выбираются дети на роли артистов).

Ребята, молодцы, вы замечательно исполнили свои роли. Зрители могут похлопать нашим артистам. Молодцы, артисты!

Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята, а давайте вспомним, кто написал нам сегодня письмо?

Что случилось у Буратино?

Как мы смогли ему помочь?

Как называется сказка, которую мы сегодня сыграли? Кто автор?

Вы все сегодня молодцы! Давайте поаплодируем друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»

Цель: Создать условия для  формирования  навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.  Задачи: Обучающие:формировать  представления детей...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Зимние виды спорта»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «Зимние виды спорта»...

"На планете Буквозвук" конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Закрепить и обобщить знания детей об антонимах.Обучение умению составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса. Развивать фонематический слух, быстроту мышл...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Благодаря развернутому занятию и углубленному знакомству с расказом Б.Житкова "Как я ловил человечков", мы учим воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предл...