Образовательный проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
проект (старшая группа)

Образовательный проект по театрализованной деятельности

«В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_skazki.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение МАДОУ № 4 «Морозко»

Образовательный проект по театрализованной деятельности

«В гостях у сказки»

 

 

 

                                                                             

                                                                                                             составила: БУЛГАРУ А.П.

г.Мегион

«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир!»

С.И.Мерзлякова

Пояснительная записка.

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.  Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.  Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образования. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Проблема. 

-  недостаточное внимание родителей и детей к театру;

- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;

- недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Формы и методы работы:

Чтение художественной литературы;

Беседы;

Игры – драматизации;

Слушание музыкальных произведений;

Просмотр сказки;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Заучивание стихов;

Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

– дети старшей группы 5-6 лет

– воспитатели

– музыкальный руководитель

– инструктор по физической культуре

– родители.

Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. – апрель 2020г.        

Материально-технические ресурсы:

– Сказки, иллюстрации;

– Аудио, видеоматериалы;

– Мультимедийная техника;        

– Костюмы для театрализованной деятельности;

– Атрибуты для разных видов театров.

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры- драматизации, утренники, спортивные праздники. 

Ожидаемые результаты:

-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;

-развитие творческой самостоятельности: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а также импровизация на детских инструментах;

-углубление знаний о предметах, куклах, декорациях;

-расширить и активизировать словарь детей; воспитание культуры речевого общения;

-закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;

-искать выразительные средства для создания образа, 

-используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;

-воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи.

 

 Структура проекта.

1 этап – подготовительный

– изучение методической литературы

– создание предметно-развивающей среды

– подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пластических этюдов.

– разработка сценариев сказок, театрализованных игр

2 этап – основной

Проведение театрализованных представлений по сказкам «Гуси-лебеди», «Морозко», «Мешок яблок»; игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей», «Маша и медведь» и т.д.

3 этап – заключительный

  -подведение итогов реализации проекта

–соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

План работы по театрализованной деятельности для детей старшей группы

№п/п

Тема

Форма реализации, задачи

дата

1.

«Театр бывает разным»

– Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности) 

Сентябрь 

Октябрь 

2.

Фланелеграфный театр. 

Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре.

Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей»

3.

Театр кукол би-ба-бо

Рассказ воспитателя о театре кукол би-ба-бо или театре «Петрушки» 

Игра-драматизация по сказкам «Три медведя», «Золушка».

Показ сказок «Теремок» с использованием кукол би-ба-бо детям ясельной группы

4.

Настольный театр 

Знакомство детей с разными видами настольного театра.

Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

5.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр».

6.

Теневой театр. Рассказ воспитателя о теневом театре.

Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь». 

7.

Театр марионеток, платковый театр. Рассказ воспитателя о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре.

8.

Театр на ложках, театр на палочках.

Изготовление с детьми театра на ложках.

9.

Пальчиковый театр.

Знакомство детей с разными видами пальчикового театра.

Игры-драматизации по сказке (с использованием пальчикового театра):

 «Красная шапочка».

10.

Маски – Шапочки.

Рассказ сказочницы об этом виде театра.

Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей. 

Подвижные игры с использованием масок-шапочек.

11.

Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

– Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.

– Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.

– Учить передавать ритмизацией движения

12.

«Театральная азбука».

– Знакомство с   театральными терминами.

– Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

-Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

-Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.

– Развивать выразительность жестов.

– Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.

Ноябрь

13.

«Незнайка в театре»

Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.

– Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

– Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

– Развивать умение выразительно передавать образы.

– Упражнять детей в подборе рифм к словам.

– Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.

14.

Беседа: “Театральные профессии”

– Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.

– Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

15.

Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты»

– Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. 

– Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. 

– Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.

16.

«В мире сказок»

– Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);

– Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) 

17.

«Неделя игры»

Сюжетно-ролевые игры:  «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)».

Декабрь

18.

Разгадывание загадок: “Сказочные герои”

– Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния.

– Развивать умение переключаться с одного образа на другой.

19.

Играем в сказку «Снегурочка»

Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка».

– Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

– Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

– Формировать интонационную выразительность речи.

– Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях.

Показ сказки «Морозко» родителям.

20.

«В гостях у С. Я. Маршака»

– Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки».

– Игра «Маски» (понимание мимики).

– Имитационное упражнение «Кто как ходит».

– игра-драматизация  по стихотворению С.Я. Маршака «Перчатки».

Январь 

21.

«Путешествие»

– Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение.

– Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

– Побуждать детей к двигательной  импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

– Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

– Воспитывать партнерские отношения между детьми.

22.

Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра»

1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;

2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;

3. Обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности;

4.Продолжать  взаимодействовать с родителями.

Февраль 

23.

«Непослушная Маша».

– Учить доводить до детей замысел сказки.

Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

– Развивать интонационную выразительность речи.

– Развитие умения последовательно пересказывать сказку.

– Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа.

24.

«Мы маленькие актёры»

– Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь.

– Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. – Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки.

– Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями.

– Развитие творческого потенциала. 

– Стимулировать детей полученные знания переносить в игру.

25.

Викторина «Что мы знаем о театре».

Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;

– Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

– Упражняться в интонирование диалогов.

– Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

– Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.

– Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров.

Март 

26.

Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лиса, заяц и петух» 

Совершенствовать диалогическую форму речи.

– Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.

– Развивать внимание, память, воображение.

-Совершенствовать исполнительское мастерство.

27.

Деловая игра «Театральный ринг»

Повысить компетентность  педагогов, как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

Апрель 

 

Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта: 

Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т.д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок. В качестве основы для следующего спектакля, мы выбрали русскую народную сказку «Заюшкину избушку» Мы предположили, что эта сказка наиболее интересна для детей, и, следовательно, они будут более раскрепощены и артистичны в обыгрывании своей роли. 

 

Обеспечение проектной деятельности:

1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.

Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001

3.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.

4.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. — М., 2001

5.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013

Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. – М.: РОСМЭН, 2000.

Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. – М.: Мнемозина, 1995.

Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. – М.:ВЛАДОС, 2001.

Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"

Проект позволяет окунуться в мир театра, его многообразие. Развивается творческая активность ребёнка, его артистические способности....

Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»

                                   Проект          По теат...

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"

. Цель:- знакомство детей с театром;- воспитание любви к театру;- участие в театрализованном представлении «Волк и семеро козлят».Задачи:- учить вести себя в театр...

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"

        Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью...

Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки «Репка» в объединении ШКР «Родничок»

Цель: приобщение детей к театральной культуре, развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности, интереса  к театрализованной игре,  творческих ...

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки" размещенв электронном каталоге нашего издания по ссылке: https://fond21veka.ru/publication/12/23/355518/...

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки" размещенв электронном каталоге нашего издания по ссылке: https://fond21veka.ru/publication/12/23/355518/...