Нравственные качества.
статья

Мамонова Любовь Викторовна

Нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_kachestva.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные качества.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных. (Что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и.т.д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. Из всего сказанного можно сделать вывод, насколько важным является воспитание в наших детях добрых чувств. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше. Вспомним Сухомлинского: «Литература, поэзия – источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться, и которые дают много импульсов для жизни и творчества. Среди всего этого мы честно должны выбирать то, что нас не оставляет безразличными, тогда дети скорее что – то услышат, увидят и почувствуют».

  Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка. Что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивают его субъективный мир.

  По словам Б.М.Теплова, искусство слова захватывает различные стороны психики человека: воображение, восприятие, чувство, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует его мировоззрение. При чтении книг ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание

 В художественных произведениях в разной форме описываются нравственные качества. Наиболее открыто и доступно малышам они представлены в рассказах, в которых описывается положительный поступок героя и тут же даётся оценка и поступку и герою. Именно с таких произведений следует начинать ознакомление детей с нравственными качествами.

Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. Агния Львовна Барто(1906-1981г.г.)

 смотрит на детей, как на активных участников жизни. А нужна ли детской поэзии лирическая интонация? Да конечно! Беречь детскость — совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу. Барто часто критиковали за клевету на детей. Поэтессу упрекали в жестокости, в отсутствии педагогического такта. «Разве допустимо, — писал один рассерженный папа, — чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» Барто возражала критикам: « Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Ведь беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу». Она продолжала пестовать детскую тему в литературе, воспитывая у своих читателей гражданское чувство, доброту, чувство справедливости, творческое отношение к труду.

Знаменательной была встреча Барто с Ю. Гагариным, как он заулыбался, услышав ее имя, с какой любовью и признательностью глядел на неё, потом взял листочек бумаги и написал: «Уронили Мишку на пол. Ю.Гагарин».

С.Михалков писал: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек –стихи А. Барто». И правда, поколения за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи:

«Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу…»

Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребенка еще и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать его горестным вздохам, его страху и пожалеть.

Основная заслуга Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает силу смеха, но к качеству смеха очень требовательна. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Меткость ее сатирических строк могла вызвать и негодование тех, кто чувствовал себя уязвленным. Но, думается, среди читателей – детей обиженных никогда не было.

Детская литература – не монолог, который ребенок обязан вежливо слушать. Она так же и не диалог между ребенком и присевшим на корточки, вровень с малышом взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У Барто такой диалог получался всегда, потому что она превосходно знала того, к кому обращалась и уважала собеседника, как бы мал он ни был.

Каждая игрушка в изображении Барто приобретает индивидуальность. Игрушка – важная часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребенку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что

«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промо
к» .

Но это благородная слеза. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке как предательство друга. Нерадивой и жестокосердной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется у Барто другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним «потому, что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекрасное свойство души : верность друзьям близким, в благодарность и любовь. Особенность в стихах об игрушках : как правило, они написаны от первого лица, если речь идет о каких-то хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…», «Нет, не напрасно мы решили прокатить кота в машине…», «Самолет построим сами…») и от третьего лица, когда нет активных поступков ребенка или это плохие поступки ребенка («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…») .

Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что лучшие ее стихи стали детским фольклором. Она проходит со своим читателем по всем ступенькам детства и при этом не только стремится открывать мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Барто раскрывает личность ребенка с самого раннего детства, когда ребенок начинает только ходить («Машенька» — 1948 год) . Малыш в этот период – открыватель мира, он только получает самые первые впечатления. В стихах поэтесса прослеживает рост самостоятельности ребенка.

Барто смеется с детьми весело и не зло, она никогда не хочет обидеть и навсегда осудить ребенка, так как дети растут и меняются и поэтому они не безнадежны в дурных поступках. Насмешки Барто не ранят и не убивают, но заставляют как бы со стороны посмотреть на себя. Барто глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и посерьезному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых веселых стихах она их учит честности и чести, душевной щедрости и доброте.

Агния Барто – художник-портретист, точнее портретист-юморист и сатирик. Ее интересует личность ребенка, его индивидуальность, его характер, его наклонности, способности, разнообразие свойств души. «Новичок», «Шкурка», «Любочка», «Болтунья», «Вовка – добрая душа» — разве это не портретная галерея героев? Со страниц книг Барто на нас смотрят живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои нравственные особенности. Кого здесь только нет в этой галерее ребят : болтунья, замарашка, плакса, маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка. Юмор и сатира автора этих портретов преследуют благородную воспитательную цель : помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими. Барто умеет ставить в стихах воспитательные задачи, не упуская основную большую цель – учить ребенка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и мысль поэта. Барто знает, что с ребенком надо говорить забавно, что у детей все начинается с игры.

Барто как бы растет со своим читателем. Переступил ребенок порог школы, его снова встречают стихи любимой поэтессы : «В школу», «Сережа учит уроки», «Буква Р», «Что делать с Алексеем» . Раскрыть внутренний мир ребенка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Барто.

«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», — так определил С.Я.Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. И это определение с полным правом может быть отнесено и к Агнии Львовне Барто. А.Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта – прошла до последних дней, сохранив свою молодость, желание и умение писать для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города

Педагогический  проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста. ...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

laquo;Духовность» -  рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...

Реализация проекта духовно-нравственной направленности как средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательных организациях.

Реализация проекта духовно-нравственной направленностикак средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательныхорганизациях....

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...