методическая разработка
методическая разработка

Алина Кислова

Формирование элементарных математических представлений у дошкольника есть основа его умственного развития.Эта методическая разработка создана на основе  практики.  Предлагаемые игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и разнообразнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx74.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 посёлка Вишнёвого муниципального образования Славянский район

Методическая разработка

«Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей среднего дошкольного возраста»

Разработал: воспитатель

г. Славянск-на-Кубани

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Актуальность

4

3.

Описание опыта работы

6

4.

Результативность

15

5

Содержание работы по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

16

6.

Заключение

27

7.

Список использованной литературы

28

Пояснительная записка

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст является значимым периодом взросления ребенка. Он благоприятен для развития и формирования всех сторон личности ребенка дошкольного возраста: интеллектуальной, социально-личностной, физической, эстетической, познавательной и речевой.

Деятельность, с которой сопряжена возможность развития всех сторон личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, это игра. Только игра есть особая форма гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.

Педагоги и психологи в области дошкольного образования считают игру ведущей деятельностью дошкольников. Объясняется это тем, что именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент [3].

Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание. В игре у дошкольника есть абсолютная свобода действий, в процессе которых ребята учатся поддавать контролю свои поступки, смирять желания, урегулировать поведение. В игре ребенок непринужденно познает окружающий мир, приобретает все новые и новые знания, умения, навыки, и конечно развивается.

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольного образования педагоги должны уделять внимание развитию всех сторон личности ребенка, осуществлять личностно-ориентированный подход к нему. Если социально активным поможет нам сделать приобщение детей к сюжетно-ролевым играм, повысить физическую активность – подвижные игры, то развитию у детей познавательной активности, в частности математических представлений, мы можем отдать первенство только дидактическим играм. Именно такой вид игр активизирует все функции головного мозга, следовательно, повышает умственную активность ребенка.

Актуальность

Формирование элементарных математических представлений у дошкольника есть основа его умственного развития. Следовательно, развитие математических представлений у дошкольника, именно в процессе приобщения к дидактическим играм, является, на наш взгляд, весьма актуальным вопросом дошкольной педагогики.

Говоря о значении дидактической игры в педагогическом процессе можно отметить, что она предстает и игровым методом обучения в саду, и формой обучения ребят, и также самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Поэтому значение дидактической игры в организации воспитательно-образовательного процесса детского сада достаточно велико.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Процесс обучения математике, развитие элементарных математических представлений, невозможно без включения дидактических игр в деятельность с детьми дошкольного возраста. Применение их превосходно может помочь в восприятии разного материала, где дошкольник активно участвует в познавательном процессе.

Сущность применения дидактических игр, как вопрос актуального характера, в развитии математических представлений дошкольников состоит в том, чтобы через комплекс специально подобранных дидактических игр педагог организовывал определенные ситуации, которые бы давали возможность для формирования математических представлений у ребят дошкольного возраста.

Математические знания и умения дошкольников надлежит рассматривать как главное средство математического развития. Методика формирования математических представлений прошла длительный путь своего развития. Именно 17–18 вв. стали определяющими в рассмотрении проблемы содержания и способов обучения детей дошкольного возраста и нашли отображение в современных педагогических системах воспитания, разработанных такими педагогами, как Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским [11].

Известный педагог дошкольной дидактики Е. И. Щербакова, рассматривая математическое развитие детей, под развитием дошкольника, применительно к аспектам математического характера, понимала сдвиги и определенные изменения в познавательной деятельности дошкольника, собственно, которые проистекают в результате развития элементарных математических представлений и соединенных с ними логических операций [11, с. 253].

Таким образом, уже с дошкольного возраста начинается знакомство ребенка с математическим содержанием и овладением им умениями делать простые вычисления, формированием у него взглядов на представления о свойствах и отношениях предметов окружающего мира, таких как форма, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и времени.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольника есть основа его умственного развития. Следовательно, развитие математических представлений у дошкольника именно в процессе приобщения к дидактическим играм является, на наш взгляд, весьма актуальным вопросом дошкольной педагогики.

Цель – формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Задача:

  1. разработка содержания работы по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Описание опыта работы

Моя программа рассчитана на 2 месяца системной работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 года). В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению я разработала систему работы по формированию элементарных математических представлений детей через дидактические игры в средней группе.

В своей работе использую следующие методы и приемы: словесный, практический, наглядный, игровой, иллюстративный.

В процессе организации дидактических игр, в соответствии с ФГОС ДО, одно из важных условий это – принцип доступности, а также максимальное вовлечение детей в организацию активного поиска решений. Кроме того, игры должны быть специально разработаны для детей с учетом их возрастных и иных особенностей [14].

Таким образом, ФГОС ДО предъявляет следующие требования к выбору дидактических игр для детей:

  • соответствие возрасту,
  • насыщенность,
  • доступность,
  • сознательность и активность,
  • наглядность,
  • развивающее обучение [14].

Таким образом, ФГОС ДО определяет конкретные требования к организации математического развития дошкольников при помощи дидактических игр, позволяя организовывать обучение грамотно и с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Без сомнения видна значительная роль дидактических игр в развитии математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Для начала работы необходимо было организовать развивающую среду в группе, в соответствии с требованиями к ней, для проведения с детьми запланированных игр. Организуя предметную среду в группе, учитывали возрастные особенности (коммуникативные, уровень общего и речевого развития, показатели эмоциональной сферы) и закономерности психического развития детей. Изготавливая дидактический материал, учитывали принцип доступности, безопасности и эстетичности и привлекательности.

В проведение собственно игры происходит знакомство ребят с содержанием игры, с материалом, необходимым в процессе игры; разъяснение правил игры. Воспитатель должен обратить внимание ребят на поведение их в соотношении с правилами игры. Далее осуществляется показ игровых действий, где воспитатель обучает ребят правильно осуществлять действия. Установление роли воспитателя в проводимой игре, участие воспитателя в лице играющего, болельщика или судьи играет существенную роль.

Следующим этапом является подведение итогов проведенной игры. Этот этап достаточно существенен так, как если ребята добиваются результатов, будем говорить об эффективности проведенных мероприятий по осуществлению развития мышления у дошкольников посредством дидактических игр.

В конце игры обязательно должны заострить внимание детей на том, что же понравилось им в игре. Напомним, что анализ проведения заданной игры сосредоточен на выявлении приемов подготовки и проведения дидактической игры. Отвечаем на вопрос: «Какие приемы оказались в процессе проведения эффективными в достижении установленной цели, что не понравилось ребятам и по какой причине?». Это, конечно, сможет в дальнейшем улучшать как саму подготовку, так и процесс проведения дидактической игры и тем самым избежать в дальнейшем ошибок.

Организовывая с детьми игры дидактического содержания, направленные на развитие математических представлений, акцентировали внимание на методике организации самих дидактических игр. Отметим три этапа методики организации и проведения дидактической игры воспитателем. Это подготовка к проведению игры, собственно проведение и анализ проведенной дидактической игры с дошкольниками.

Хотелось бы заметить, что подготовка к дальнейшему проведению игр заключается:

  • в выборе игры в зависимости от реализуемых задач воспитания и обучения;
  • в определении соответствия выбранной игры программе требований воспитания и обучения детей младшей группы детского сада;
  • в нахождении наиболее благоприятного времени проведения выбранной дидактической игры;
  • в выборе места для проведения игры;
  • в установлении состава играющих детей экспериментальной группы;
  • в подготовке необходимого материала для проведения игры;
  • в подготовке к игре самого воспитателя. Он, безусловно, обязан освоить и понять ход всей игры, место свое в игре и методы руководства;
  • в подготовке к игре детей группы. Предлагаются варианты обогащения знаний детей, представлений о предметах и явлениях окружающей их жизни, которые необходимы для решения поставленной игровой задачи.

Дидактические игры, направленные на формирование математических представлений использовались ежедневно в работе с детьми группы. Включали их по согласованию с воспитателем в проведение непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических знаний, по развитию речи детей среднего дошкольного возраста и ознакомлению их с окружающим как элемент занятия. Также организована была работа с использованием дидактических игр вне занятий, которые предусмотрены были планированием. Проводились дидактические игры с детьми в первой половине дня, на прогулке и во второй половине дня.

Итак, совместную деятельность организую по группам, подгруппам, мини-подгруппам (3-4чел.), а также индивидуально. Работа была проведена в следующих основных формах:

– специально организованные занятия,

– совместная деятельность детей и воспитателя, а также ребенка со сверстниками,

– свободная самостоятельная деятельность дошкольников. Создавала условия для игровой деятельности и деятельности по интересам и желанию детей.

Предложенные игры были направлены на:

  1. количество и счет.

– закрепление представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы,

– сравнение частей множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету),

–  умение считать до 5 с использованием наглядности,

– умение соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам,

– умение сравнивать две группы предметов,

– формирование представления о порядковом счете,

– умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,

– формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета,

– умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет или убирая из большей группы один лишний предмет,

– умение выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

  1. величина.

 умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте),

 умение сравнивать предметы по двум признакам величины.

  1. форма.

– развитие представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

– умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов,

– знакомство детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником,

– умение различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны,

 – формирование представления о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),

– умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

  1. ориентировка в пространстве.

– развитие умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз),

– умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе,

– знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко, высоко – низко.

  1. ориентировка во времени.

– расширение представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь).

Отметим, что все дидактические игры в группе расположены в уголке настольно-печатных игр. В данном уголке имеются материалы на развитие сенсорики и математики: крупная мозаика и объемные вкладыши из 5-10 элементов, также сборные игрушки и различные пирамидки. Дети активно играют со шнуровками, играми с элементами моделирования и замещения. Также есть лото и парные картинки, комплект геометрических фигур и счетный материал, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Игра «Много – мало», предложенная детям, была направлена на развитие умений у ребят сравнения без пересчета количеств одинаковых объектов. Было подобрано оборудование для проведения игры: большие игрушечные машинки разного размера – 2 штуки и набор кубиков также разного размера.

Следующая, проведенная нами игра «Украсим платок» была направлена на умение ребят сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов и также упражнять их в ориентировке на плоскости. Для игры было необходимо подготовить «платки» (большой для меня и маленькие платки для детей), которые попросили родителей принести из дома; набор листьев двух цветов по количеству на каждого ребенка.

Ребятам предлагалось украсить платки листочками. Спрашивали их: «Как можно это сделать?» и предлагали каждому сделать самостоятельно. Затем предлагали: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы – маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, показывали так это сделать, и положить столько листьев, сколько положила я. Объясняли, что необходимо правой рукой разложить их в ряд слева направо.

Потом указывали на то, что зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Далее у ребят уточняли: «Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?». Ребята увлеченно перебирали листочки на платках, что предложила им украсить свой платок листьями разного цвета и рассказать о полученном украшенном платке.

Предложенная ребятам игра «Три квадрата» направлена на то, чтобы научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Материал, подготовленный нами: три квадрата разной величины. Отметим, что у каждого ребенка должно быть по три квадрата.

Далее говорили: «Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие и показывала. Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький. А теперь вы покажите самые большие квадраты!». Ребята поднимали большие квадраты из трех. Отметим, что все справились сданным заданием. Потом говорили: «Теперь поднимите средние!».

В игру «Детский сад» ребята группы играли очень внимательно. Игра проходила следующим образом. С ребятами встали в круг и начала бросать мяч одному из играющих, говоря: «Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой…», «Мы делаем зарядку…, мы занимаемся…» и т.д. Детям надо было дополнить название частей суток, когда проводиться та или работа. Большинство ребят долго думали, перед тем как сказать. Некоторые дошкольники допускали ошибки.

На закрепление представления детей о геометрических формах, упражнение в их назывании, предложена игра «Подбери фигуру». Для проведения игры нам необходимо было подобрать демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Также раздаточный материла: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Ребятам показывали фигуры, обводили каждую пальцем и давали задание ребятам: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просили детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать ее на начерченную фигуру. Предложенное задание очень заинтересовало детей, и они очень внимательно выполняли предложенные задания.

Следующей предложенной игрой ребятам, была игра «Кому какая форма». Она также предлагалась для поведения в нескольких вариантах. Если в первом варианте учили детей группировать геометрические фигуры – овалы и круги по форме, отвлекаясь от цвета их и величины, то во втором варианте обращали внимание детей на группирование геометрических фигур – квадратов, прямоугольников и треугольников по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Отметим материал, необходимый для проведения: большие мишка и матрешка. Из раздаточного: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса.

Отметим, что демонстрировались круг и овал. Далее говорилось о том, чтобы детей вспомнили названия этих фигур и показали, чем они отличаются друг от друга, а также обвели контуры пальчиками. Далее: «А теперь все кружочки положите на один поднос – матрешке, все овалы на другой – мишке». Дети выполняют задание, в случае затруднения предлагали ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. Подводя итог игре, говорили: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка – заберет круги домой».

В рамках предложенной игры «Когда это бывает» детям предлагалось рассмотреть картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации подбирали такими образом, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Целью данной игры было научить детей называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

В процессе рассмотрения просили выяснять, что делают дети или взрослые, нарисованные на картинке, когда они это делают. И предлагались вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты, когда играешь? Гуляешь? Спишь?». Затем ребятам необходимо отметить в представленной презентации картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

Предложенная игра «Соберем бусы» очень понравилась ребятам. Они, в процессе игры, формировали умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам – цвету и форме, величине и цвету, а также форме и величине. Также обращали внимание детей на то, чтобы они замечали простейшие закономерности в чередовании фигур.

Также была предложена игра «Бабочки и цветы» на формирование умения детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Дидактическая игра «Помоги собрать урожай» предложена для развития навыков классифицирования. Для проведения игры необходим материал: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов. Данная игра предложена ребятам в форме интерактивной. Им необходимо было собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую – овощи. Затем можно было отсортировать овощи и фрукты по видам. Отметим, что ребята все справились сданным задание, также как ребятам понравилась форма проведения данной игры.

Для упражнения детей в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) предложена игра «Составь предмет». Для проведения игры необходим был материал: крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу можно разместить наборы разных геометрических фигур. Предлагалось ребятам назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Указывали на поощрение стимулирование действий детей. Спрашивали: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Детям далее предлагалось рассмотреть получившиеся силуэты игрушек, вспомнить соответствующие стихи и загадки.

Целью игры «Нарядные зверюшки» было сформировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный» и «короткий».

В игре «Ежик» ребята учились соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Отметим, что проведенная емкая и плодотворная работа будет эффективной в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста на этапе включения дидактических игр математического содержания в самостоятельную и совместную деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.

Результативность

Отметим, что проведенная емкая и плодотворная работа показала себя эффективной в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста на этапе включения дидактических игр математического содержания в самостоятельную и совместную деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.

Итак, ребята научились:

  • сравнивать количество предметов, различать, где их много, а где один, объяснять это словами;
  • понимать значение вопроса «Сколько ?» и правильно отвечать на него;
  • называть числительные по порядку в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов;
  • различать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал;
  • понимать, что фигуры могут быть разного размера;
  • различать и называть геометрические тела, такие как шар, куб, цилиндр;
  • видеть геометрические фигуры в окружающих его предметах;
  • сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине и высоте, длине и ширине, толщине;
  • использовать в речи результаты сравнения – большой, меньше, маленький, самый маленький;
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять предметы по ним;
  • различать и называть части суток – утро, день, вечер, ночь;
  • различать и называть времена года – осень, зима, весна, лето;
  • обозначать словами положение предмета относительно себя – слева, справа, наверху, внизу; на, под.

 

Содержание работы по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Таблица 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

1 неделя

«Много – мало»

«Веселые матрешки»

«Пригласительный билет»

«Мишка спрятался»

«Наш день»

«Широкое – узкое»

Геометрическое лото

«Украсим платок»

«Построим дома»

– развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов

– учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины

– закреплять знания о геометрических фигурах

– учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы

– закрепить представление о частях суток, закрепить умение правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь»

– формировать представление «широкое – узкое»

– учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу

– учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

– учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые»

2 неделя

«Ягодки на ладошке» «Три квадрата»

«Составь предмет»

«Ищи и находи»

«Детский сад» «Подбери фигуру»

«Игра с обручем»

«Узнай и запомни»

«Куда идет зайка?»

– учить сложению, вычитанию; прямому и обратному счету;

выделению единичного объекта из множества

– научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами:

«большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький»

– упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур)

– закреплять умение находить в слову-названию; развивать внимание и запоминание

– закрепить знания о частях суток

– закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

3 неделя

«Мишка собирает ягоды»

«Украсим коврик»

«Подбери фигуру»

«Доползи до игрушки»

«Назови пропущенное слово»

«Веселые матрешки» «Кому какая форма»

«Спрячем и найдем»

– различение и нахождение геометрических фигур

– учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению

– закреплять знание названия форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по ее названию, последовательно передвигать предмет по намеченному пути – учить детей счету; сравнению количеств; понятиям «больше – меньше», «много – мало»

– развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький»

– закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании

– закрепить умение воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве

– активизация словаря детей за счёт

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

4 неделя

«Счетные палочки» «Домики для медвежат»

«Соберем бусы»

«Наоборот»

«Когда это бывает»

«Бабочки и цветы»

«Длинное - короткое»

«Ищи и находи»

«Красивый узор»

 слов-названий частей суток

– учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины

– учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины

– учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его;

развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения)

– учить детей счёту, познакомить с геометрическими фигурами, понятием симметрии

– развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький»

– формировать умение группировать) геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

чередовании фигур

– умение ориентироваться в пространстве

– учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь

– формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи

слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково»

– развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины

– учить находить в комнате предметы разной

формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание

– учить осуществлять выбор величин

по слову – названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин

– учить детей счету

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

5 неделя

«Яблоки созрели»

«Угости мышек чаем»

«Найди предмет» «Справа как слева»

 «Жучки на листиках»

«Мостики для зайчат»

«Какие бывают фигуры»

«Соберем бусы»

«Мишка спрятался»

– развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький»

– закреплять умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами

– освоение умений ориентироваться на листе бумаги

– формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств

– развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий»

– познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал

– формировать умение группировать

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур

– развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы

6 неделя

«Помоги собрать урожай»

«Какие бывают фигуры»

«Найди цветок» «Утро вечера мудренее»

«Угостим белочек грибочками»

«Домики для медвежат»

«Составь предмет»

«Наш день»

«Картина»

– развивать навыки классифицирования

– познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал

– развивать у ребенка зрительную ориентировку на узор предметов методом сличения (такой – не такой)

– формировать понятие времени, представление о частях суток

– формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько,

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

поровну», «одинаково», поровну»

– развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький»

– упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур)

– закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь»

– учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой

7 неделя

«В лес за грибами»

«Малина для медвежат»

«Подбери дорожки к домикам»

«Сбор урожая»

«Подбери фигуру»

«Три квадрата»

«Три медведя»

«Клоуны»

– формировать у детей представления о количестве предметов «один – много», активизировать в речи детей слова «один, много»

– формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково»

– развивать умение детей сравнивать

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий»

– закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании

– научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький»

– упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине

– обратить внимание на взаимное расположение предметов, находящихся «за», «перед» каким-либо предметом

8 неделя

«Угости зайчат»

 «Мишка спрятался»

«Картина»

«Разложи по цвету и форме»

«Геометрическая полянка»

«Найди предмет»

«Нарядные зверюшки»

– формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», «поровну»

– развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные

Продолжение таблицы 1 – Система работа по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

№ недели

Название игр

Цели проведения

«Ежик»

предметы

– обучать располагать предметы на панно (вверху, внизу, по сторонам);

– развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой

– развитие проективного видения

– закрепить названия геометрических фигур, применение умения распознавать форму

– учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами

– формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий»

– учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей

Заключение

Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, которое затрагивает интеллектуальную и эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, стимулирует их деятельность, в процессе чего вырабатывается независимость принятия решений, приобретаются навыки сотрудничества.

Ценность дидактических игр очень значительна, так как в процессе игровой деятельности развиваются качества умственной, физической, эстетической, нравственной и трудовой направленности воспитания.

Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.

Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, начиная со среднего дошкольного возраста самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств не только формирования математических представлений, но и всестороннего воспитания детей.

Список использованных источников

  1. Веровская, Е. А. Ознакомление дошкольников с числом с помощью палочек Кюизенера // Академия пед. идей «Новация». Сер.: Студ. науч. вестн. – 2018. – № 3. – С. 138–148 ; – URL: https://s.siteapi.org/015a6a4a47a50b3.ru/docs/kwkh8hl52hw4scoocwoogcocw4cckk .
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2020. – 160 с. – (Антология мысли). – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/452935 – ISBN 978-5-534-06998-3.
  3. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 253 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07084-2. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/420808 .
  4. Галкина, Л. Н. Логики-математическое развитие детей дошкольного возраста / Л. Н. Галкина // Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 частях (г. Челябинск, 19–20 апреля 2018 г.). – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – Ч. 1. – 390 с. – ISBN 978-5-93162-048-0.
  5. Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – № 33 (219). – С. 125–128. – URL: https://moluch.ru/archive/219/52336/
  6. Гороховцева, Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей среднего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 127–132. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770297.htm 
  7. Детская психология : учебное пособие / составители Л. П. Скрыльникова [и др.]. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 104 с. – ISBN 978-5-9765-0114-0. – URL: https://e.lanbook.com/book/122569 (дата обращения: 24.05.2020).
  8. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Изотова // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 551–555. – URL: https://moluch.ru/archive/137/38512/ .
  9. Комолова, О. В. Развитие математических представлений дошкольников с помощью цветных палочек Кюизенера / О. В. Комолова, Р.Ш. Сефербекова // NovaInfo.Ru : электрон. период. журн. – 2017. – Т. 1, № 65. – С. 364–367. – URL: https://novainfo.ru/article/12922 .
  10. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 434 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01623-9. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/415547 .
  11. Николаев, Н. В. Развивающие игры для детей 2-4 лет / Н. В. Николаев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2016. – 64 с. – (ФГОС ДО) – ISBN 978-5-222-26923-7.
  12. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2009. – 928 с. – ISBN 978-985-513-724-6.
  13. Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года) : приказ от 17 октября 2013 года № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт].  URL: http://docs.cntd.ru/document/499057887
  14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – Москава : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336. – ISBN 978–5-4315-1576-7.
  15. Расулова, Л.  Г. Формирование и развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математического развития / Л. Г. Русалова // Проблемы педагогики. – 2020. – №2 (47). – С. 57–59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-logicheskogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-matematicheskogo-razvitiya/viewer .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...