Самообразование
материал

Сивина Ольга Викторовна

Актуальность темы:  

«Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» заключается в том, что развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его воображения, познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Закрепит такие понятия как форма, величина, пространственные и временные ориентиры, количество и счет.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации г. Юрга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида  № 28 « Ромашка».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

                                                                                                 Составила:

                                                                                            учитель-дефектолог

                                                                                                Сивина О.В.

                                                       

Сведения о педагоге:

Фамилия, имя, отчество                     Сивина Ольга Викторовна

Должность                                              учитель-дефектолог

Квалификационная категория          высшая

Год присвоения                                     27.02.2019г. 

Образование:            Государственное образовательное учреждение

                                     высшего профессионального образования.                                    

                                    «Томский государственный педагогический университет».

                                     Диплом № 1062538

                                     Регистрационный № 844, от 14.06.2007г.  

                                     Присуждена квалификация учитель-логопед

                                     по специальности «Логопедия»

Педагогический стаж:      общий: 19 лет          по специальности: 16 лет       

Сведения о повышении квалификации:

Диплом о профессиональной переподготовке

  • АНО ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

          с 14.05.2019г. по 14.09.2019г. по программе «Олигофренопедагогика»

          Регистрационный № 1293    

          Диплом подтверждает присвоение квалификации: Учитель-дефектолог.            

          Олигофренопедагог.

Удостоверение о повышении квалификации

  • ООО Федеральный учебный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Знания»

по курсу: «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного

возраста в условиях ведения ФГОС»

               с 10.04.2020г. по12.05.2020г. – 144ч.

               Регистрационный № КПК2020/04702        

  • ООО Учебный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Знания»

по курсу: «Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы»

           с 07.10.2021г. по 10.11.2021г. – 144 ч.

               Регистрационный № КПК2021/08284  

Актуальность темы:   

«Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» заключается в том, что развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его воображения, познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Закрепит такие понятия как форма, величина, пространственные и временные ориентиры, количество и счет.  

Практика обучения и воспитания детей дошкольного возраста показывает, что формированию элементарных математических представлений уделяется достаточное внимание, как в программах, так и в методических разработках. В современном мире математике отводится значительная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то нужно преподносить детям математические знания в игровой форме с использование дидактических игр, смешных заданий, забавных фигур, увлекательных путешествий, веселых героев, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия. Занимательный игровой материал поможет ребенку познать радость при преодолении трудностей, встретиться с любимыми героями, выполнить увлекательные задания. Погружаясь в игровые математические занятия, ребенок вживается в волшебную ситуацию, и в тоже время у него формируется усидчивость, терпение, внимание.

Работая над данной темой «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников», я поставила перед собой цели и задачи:

Цель:

  • Изучение актуальности занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность.
  • Повышение уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
  • Обобщить педагогический опыт работы по данной теме.

Задачи:

  • Формирование познавательной мотивации обучения;
  • Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, самостоятельности;
  • Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию;
  • Развитие психических качеств (восприятие, внимание, память, воображение);
  • Развитие речи, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;
  • Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  • Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными разделами математического развития.

В своей работе обучение математике осуществляю с использованием современных дидактических принципов: деятельности; целостного представления о мире; непрерывности; психологической комфортности; вариативности; творчества.

Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Направления саморазвития:

  • Изучение методической литературы.
  • Повысить собственный уровень знания.
  • Разработка перспективного плана работы с детьми о теме.
  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).
  • Работа с родителями.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, в работе МО, творческие группы, открытые занятия,  взаимопосещения, стенды).
  • Анализ и оценка результатов своей деятельности.
  • Аттестация.

Составление плана работы на 5 лет:

  • 2020-2021 учебный год – диагностический.
  • 2021-2022 учебный год – теоретический.
  • 2022-2023 учебный год – практический.
  • 2023-2024 учебный год – творческий.
  • 2024-2025 учебный год – итоговый.

2020-2021 год (1-ый год) диагностический

  1. Выбор темы.
  2. Подборка материала.
  3. Составление плана работы по теме.
  4. Поиск опыта работы.
  5. Выход: собеседование со старшим воспитателем.

                               2021-2022 год (2-ой год) теоретический

     1. Изучение теоретической части темы.

     2. Конспектирование.

     3. Изучение опыта.

     4. Выход: выступление на м/о, семинаре.

 

                               2022-2023 год (3-ий год) практический

    1. Разработка планов, конспектов.

    2. Изготовление дидактического материала.

    3. Внедрение знаний в практику.

    4. Выход: выставка игр и пособий по теме, презентация выставки на м/о.

                              2023-2024 год (4-ый год) творческий

    1. Оформление творческого отчета.

    2. Выход: открытое занятие для педагогов.

                               2024-2025 год (5-ый год) итоговый

    1. Распространение опыта: выступление на  м/о, аттестация.

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

                                    (I год диагностический)

Содержание  работы

Литература

Формы реализации

Сроки

Изучение нормативно-правовых документов

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

 Определение темы самообразования.

В течение учебного года

Изучение информации из различных источников по теме самообразования

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». 

Дош. воспитание-2000-№2

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

4. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Лада, Москва, 2007 г.

5.  Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.

1.Подбор и изучение методической литературы по теме.

2. Знакомство с передовым педагогическим опытом  и инновационными методиками по теме.

В течение учебного года

Содержание  работы

Литература

Формы реализации

Сроки

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

В течение учебного года

Мониторинг деятельности

1. В.С. Володина «Альбом по развитию речи» Москва «РОСМЭН» 2006.

2. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

3. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

3. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение.

4. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

1.Проведение диагностических наблюдений, тестов.

2. Обработка полученных данных.

3. Отслеживание промежуточных результатов.

4. Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

В течение учебного года

План работы по самообразованию на  2021-2022 учебный год

(II год теоретический)

Содержание работы

Литература

Формы реализации

Сроки

Продолжить изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с.

2. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.

3. Е. В. Сербина «Математика для малышей»Издательство: Москва Просвещение, 1992

Консультация для педагогов

в течение учебного года

Разработка картотек игр по ФЭМП.

1. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.

2. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

 

Подбор занимательного материала (Игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару» и др.)

в течение учебного года

Организация специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольного учреждения.

Программа С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР».

Консультация для воспитателей

в течение учебного года

Самостоятельное изучение новинок, опыта работы логопедов-дефектологов

«Дефектология», «Логопедия в детском саду», «Воспитание детей с нарушением развития», «ребенок в детском саду».

Изучение периодической печати журналов.

в течение учебного года

План работы по самообразованию на  2022-2023 учебный год

(III год практический)

Содержание работы

Литература

Формы реализации

Сроки

«Как развивать память и внимание у детей с ЗПР»

Б.П. Пузанова «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития»

Родительское собрание

октябрь

«Возрастные нормы развития ребенка»

С.Г.Шевченко «Готовимся к школе»

Л.С. Михайлова «Как подготовить ребенка к школе»

 

Консультация для воспитателей

декабрь

Комплекс упражнений по формированию психических процессов.

Т.А.Власова,

В.И. Лубовский  «Дети с задержкой психического развития»

Практическое применение игр

в течение учебного года

Внедрение опыта

работы.

(игры с использованием счетных палочек)

«Играем в числа»-серия пособий.

Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

3. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение.

Разработка коррекционно-развивающих занятий по  формированию ЭМП у  детей  с ЗПР.

в течение учебного года

«Игротерапия как средство психокоррекционной работы с детьми»

А.А.Катаева,

Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучение умственно отсталых детей»

Консультация для педагогов

март

«Составь картинку»

«Найди отличия»

«Найди пару», и другие игры.

Подбор материала

Подгрупповая и индивидуальная работа по РЭМП с помощью занимательного материала

в течение учебного года

Оснащение педагогического процесса.

Подбор методической литературы

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).

в течение учебного года

План работы по самообразованию на  2023-2024 учебный год

(IV творческий год )

Содержание работы

Литература

Формы реализации

Сроки

Работа с родителями

Подбор методической литературы

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

Октябрь

Участие в системе методической работы.

 

Подбор методической литературы

Консультация «Формирование элементарных  математических представлений у дошкольников»

Ноябрь

«Поиски клада»

Подбор материала

Проведение открытого занятия для педагогов по ФЭМП с использованием занимательных математических игр

Декабрь

«Путешествие в страну чудес»

Подбор материала

Математическое развлечение для детей

Январь

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Подбор материала

Мастер-класс для родителей

Февраль

План работы по самообразованию на  2024-2025 учебный год

(V итоговый год )

Содержание работы

Практическая деятельность

Сроки

Распространение педагогического опыта работы

-Публикации в журналах.

-Организация мастер-классов для педагогов.

-Выставки, информация на стендах.

-Проведение семинара-практикума с родителями «Играем дома в математические игры».

-Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

-Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ

в течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...