"Виды и формы контроля в системе дополнительного образования для дошкольников"
консультация

Цепакина Анна Николаевна

"Виды и формы контроля в системе дополнительного образования для дошкольников"

 

 

 Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Виды и формы контроля в системе дополнительного образования для дошкольников"

 Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения. 

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Цель контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачам.

Задачи контроля можно поставить следующие:

- определение фактического состояния объекта в данный момент времени;

- прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени;

- определение причин выявленных отклонений объекта от заданных параметров.

Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок - это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.

Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.

4. Анкетирование.

5. Проект.

6. Педагогическая диагностика.

7. Передача обучающемуся роли педагога.

8. День творчества в кружках.

9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

12. Групповая оценка работ.

13. Тематические кроссворды.

14. Собеседование.

15. Деловые игры.

16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

17. Защита рефератов.

20. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

21. Карта индивидуальных достижений.

23. Зачет (экзамен).

Формы предъявления результата:

Творческий отчет.

Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей  детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после  прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще  всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может  применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.

Тест

Тест это краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается  попытка оценить той или иной этап образовательного процесса. Общий план создания тестов состоит из трех этапов:

-  определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;

-  подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков;

-  экспериментальная проверка теста. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Существуют следующие формы теста:

-  тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько. Например, найдите на рисунке: плоский двойной узел;  плоский одинарный узел; петельный узел; переплетенный узел;

-  тест опознания требует от обследуемого узнать, правильно или нет сформулировано  правило, определение или другая информация. Например: «Согласны ли вы с определением: брида – это ряд репсовых узлов, расположенных на одной нити? Да или  нет? (Ненужное зачеркнуть.)»;

-  тест на завершение отличается от других тем, что в нем вопрос или формулировка  задания даются незаконченным предложением, которое опрашиваемый должен  завершить. Например, допишите предложение: «Нити, вокруг которых завязывают узлы,  называются...», «Нити которыми завязывают узлы, называются...»;

-тест-задача с выбором ответа. В данном тесте опрашиваемому необходимо закончить  определение, выбрав правильный вариант ответа. Например, выбери нужное  предложение: «Узелковая нить - это: а) нить, которой завязывают узел; б) нить, вокруг  которой завязывают узел».

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.

Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического,  комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный  опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся  взаимно опрашивают друг друга.

На занятиях контроля прикладных умений и навыков обучающиеся выполняют  практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего  образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.

Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей.

Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм  учебной работы, например таких, как «Турнир знатоков», «Турнир-викторина», «Вечер  разгаданных и неразгаданных тайн» и т. д. Такие учебные занятия реализуют  воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного  отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Проект по организации системы дополнительного образования дошкольников

Представлен проект по организации методического сопровождения деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников....

Реализация индивидуальных образовательных возможностей дошкольников в условиях организации системы дополнительного образования

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительног...

Консультация для педагогов "Использование методов и техник, способствующих саморазвитию дошкольника в системе дополнительного образования"

Презентация знакомит педагогов с современными методами и техниками в системе дошкольног образования. ...

Презентация "Развитие цветовой культуры у дошкольников в системе дополнительного образования"

В презентации содержится материал на тему "Развитие цветовой культуры у учащихся в системе дополнительного образования". Данная тема раскрывается по средствам коллажа. В презентации  кр...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников"

Краткая аннотация проектаНовые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий ...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "

Краткая аннотация проекта          Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...