«Заповедная (Самарская Лука)»
проект (подготовительная группа)

Тупикова Светлана Александровна

«Заповедная (Самарская Лука)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели:

«Заповедная (Самарская Лука)»

(с 08.08.2022 –  по 12.08.2022)

Задачи:

- познавательная:

Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка. Закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской луки.

- коммуникативная: Расширять речевое творчество. Формировать умение составлять описательный рассказ с помощью схемы, отвечать полным ответом.

- социальная: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать начала социальной активности. Способствовать проявлению эмоционально – эстетических чувств и воспитание бережного отношения к природе родного края.

«Заповедная (Самарская Лука)»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Возрастная категория: старший возраст

Период реализации: 08.08.2022 – 12.08.2022  

Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с новыми объектами Самарской луки.

Задачи:

- познавательная:

Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка. Закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской луки.

- коммуникативная: Расширять речевое творчество. Формировать умение составлять описательный рассказ с помощью схемы, отвечать полным ответом.

- социальная: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать начала социальной активности. Способствовать проявлению эмоционально – эстетических чувств и воспитание бережного отношения к природе родного края.

Материалы, оборудование: презентация,  карта Самарской луки,  эмблемы, карандаши , Д/И» Кто живет в Самарской луке», Д/И « Назови дерево», природоохранные знаки, раскраски эмблемы Самарской луки.

Ожидаемые результаты: 

- Проявление любознательности инициативности.

- Получение эмоционального удовлетворения.

- Расширение знаний о животных, их особенностях, повадках, способе питания.

- Закрепление знаний о животных, обитающих в Самарской Луке.

Предварительная работа: беседа, подбор информации, иллюстрации, презентация, просмотр карты Самарской области.

Итоговое мероприятие: составление коллажа по теме проекта.

Дни недели

Виды деятельности

Цель, задачи

Материалы, оборудование

Участники

понедельник

Беседа. Просмотр видеофильма «Красота Самарской Луки – отрада края»

Стимулировать познавательную активность, расширять словарный запас в ходе беседы

Интерактивная доска, видеофильм

Воспитатель и дети

вторник

Предметная лепка: Герб Национального парка «Самарская Лука»

Учить передавать свойства предмета по: форме, величине, цвету, характерным деталям и т.д.

Пластилин, подставка, иллюстрация герба.

Воспитатель и дети

среда

Изобразительное творчество «Растительный и животный мир Самарской Луки»

Развитие творческой способности детей, фантазию воображение. Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.  

Иллюстрации о растениях и животных красной книги, акварельные краски, листы бумаги, картинки с растениями и  животными.

Воспитатель и дети

четверг

Чтение легенд и мифов -  «О братьях Жигуль и Сокол», «Волшебница Волги».

Чтение сказки «Про клад», «Хозяин Волги».

Развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; формировать умение испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.

Сказка, иллюстрация к ней

Воспитатель и дети

пятница

Составление коллажа «Удивительная красота Самарской Луки»

 Закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно.

Лист А3, рисунки, наклейки с животными, мелки, цветные карандаши, ножницы.

Воспитатель и дети

Приложение

 

Легенда «О братьях Жигуль и Сокол, полюбивших красавицу Волгу».

 Легенда о Жигулевских воротах рассказывает, что давным-давно жили два брата Сокол (левый берег Волги) и Жигуль (правый). Полюбилась им обоим прекрасная Волга. Но красавица не отвечала братьям взаимностью, а мечтала сбежать к своему возлюбленному – Каспию. Узнали о том Жигуль и Сокол, решили загородить своими могучими спинами дорогу Волге и поставили сторожить строптивую красавицу своего верного пса. Ночью Волга обманом усыпила двух братьев и бросилась прочь, превратившись в реку. Сторожевой пес только успел залаять «тип-тяв», и тут же утонул в ее волнах. Жигуль и Сокол от отчаяния окаменели и стали высокими утесами по обеим сторонам Волги – Жигулями и Сокольими горами, а их собака превратилась в гору Тип-Тяв.

Сказка «Волга-волшебница»

В далекие-далекие времена, за миллионы лет до нас с вами, разлилась по равнине небесно-голубая река Волга. Понесла они свои воды с севера на юг, через леса и степи, вдоль гор и холмов. Сила и красота ей была дана такая, что река всей мощью своей обрушила воды на земли, по-своему прокладывая русло, и украшала их так, что вовек не наглядеться. Вода была такой чистой, что пить можно было, а уж кто умылся бы, то молодым красавцем навсегда остался. Но не было тогда рядом людей. Только орлы парили высоко в небе, звери лесные приходили напиться, да рыбы плескались.

Тысячи лет прошло, прежде чем по берегам реки появились деревушки. Девушки-красавицы приходили сарафаны и рубахи стирать. Да рассказать реке о своей жизни. Добры молодцы лодочки рубили, рыбу удили. К реке-кормилице как к дорогой хозяйке относились. Силу уважали, красоту преумножали. Всех река угощала да подбадривала. А некоторым и тайны свои глубинные открывала. О мире своем подводном ведала. О жителях речных, страшных водяных и капризных русалках, огромных царь-рыбинах и золотых рыбках. О лабиринтах из водорослей и пещерах из ракушек, зловещих круговоротах и неожиданных впадинах.

Бывало, река являлась в образе прекрасной молодой женщины, в роскошном бирюзовом платье и короне из жемчуга. Те, кто видели ее, навеки становились хранителями реки. Жили неподалеку, берегли как родную мать и слагали о ней сказания и легенды. Время шло, и скоро утлые суденышки рыбаков потеснили крепко срубленные ладьи, товаром купеческим груженные. Бурлаки под стоны ветра баржи потянули, белоснежные парусники к морю заспешили. То тут, то там, нарушая девственный покой реки, загудели пароходы. А уж когда баржи начали резать водные просторы, заволновалась река, обернулась женщиной, к людям вышла. Поклонилась до земли да попросила слезно:

— Пощадите меня. Всех накормлю, напою, лица омою, вечной молодостью одарю. Только любите меня, заботьтесь, берега в камни не заковывайте, живую воду в мертвую не превращайте.

Люди послушали реку-матушку. Оставили ее вольною да свободную. Рыбы развелось в реке столько, что на всех хватало, да еще оставалось. Земля засухи не знала: река щедро дарила свою воду полям и степям. Волжане воду, солнцем согретую, пили и молодыми-здоровыми до старости оставались. Мир и согласие пришли в волжские города. Красота реки в воздухе разлилась. Стали люди воздухом волшебным дышать, мысли светлые начали приходить.

…Годы идут, а края волжские все процветают и процветают. Добрые сердца река-добрая питает.

Конспект Познавательное развитие для детей старшей группы на тему: «Путешествие по Самарской Луке»

ОО Познавательное развитие:

Совершенствовать знания детей о малой Родине;

Укреплять познавательный интерес к природе родного края через знакомство с Самарской Лукой;

Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка;

Закрепить и систематизировать представления о растительном и животном мире Самарской Луки.

ОО Речевое развитие:

Активизировать речь детей ( журчит, лукавая, хищный, дикий…)

Обогащать словарный запас ( заповедник, Самарская Лука, излучина)

Упражнять в умении составлять описательный рассказ с помощью схемы.

ОО Социально – коммуникативное развитие:

Способствовать нравственно-патриотическому  становлению личности ребёнка.

Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Формировать  интерес к природе  родного края и бережное отношение к ней.

ОО Художественно-эстетическое развитие:

Приобщить детей к искусству музыки  при слушании произведений, развивать эстетическое восприятие музыки, художественной литературы о природе.

Материал:

магнитофон, аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», « Река Волга», шум реки ,видеозапись реки, карта Самарской Луки,  фотоаппараты из картона ,  схема для  описательного рассказа, мольберт, природоохранные знаки, фотографии и ватман для фотоколлажа, мяч.

Методические приемы:

Наглядные: показ картин

Словесные: чтение стихотворений, вопросы к детям, рассказы детей по картинам, рассказ воспитателя, речевая игра «Подбери словечко».

Практические: игровая мотивация, слушание аудиозаписей,  дидактическая игра «Кто живет в Самарской Луке»дидактическая игра «Природоохранные знаки», изготовление фотоколлажа.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о Родине, животных и птицах родного края, изготовление фотоаппаратов с кармашками из картона.

                                                             Ход :

Организационный момент — коммуникативная игра ( дети в кругу)

                           Звучит  песня «С чего начинается Родина»

— Ребята , а  что такое Родина?  ( выслушать ответы детей).

— Да, ребята,  есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом  – это наш город, это наш родной край.

 -А  как называется наш родной город? ( Жигулёвск)                            

                                   звучит аудиозапись «плеск  воды»

— Что вы слышите? (шумит,  журчит , плещется  вода)

   Правильно, это шум реки. А какая река течёт рядом с нашим городом?

  ( река Волга ). Послушайте стихотворение:

Чтение стихотворения:

 

Волга — матушка река,

Чиста, как воздух, и легка.

Волга, Волга, мать родная,
Волга русская река!

 

— Ребята, скажите, о чем это стихотворение?      (о реке Волге.).

Какими словами говорят о ней? ( родная, русская, чистая, Волга-   матушка)

Игровая мотивация:

— А хотите ли вы отправиться в путешествие по реке Волге ?

Тогда  сядем в лодку и отправимся в путь.

— Ребята, посмотрите на карту , синим цветом на ней  обозначена река Волга,

вот какая она большая. ( показывает указкой )

— Внимательно  посмотрите, река течёт прямо? (нет, она изгибается)

 Рассказ воспитателя:

— Да, река Волга течёт  по нашей, Самарской области изгибаясь,  она похожа на  вот такой лук (показ картинки). И поэтому ,  место изгиба реки  называют излучиной Самарской Луки.

Много в Самарской Луке  редких  растений и животных, которых нигде больше не встретишь. А какие встречаются красивые места — горы, пещеры.

И , чтобы сохранить всю эту красоту,  люди  сделали  Самарскую  Луку  национальным парком.

Да, много в национальном парке «Самарская Лука» интересного ,и сегодня мы будем путешествовать и делать фотографии о Самарской Луке .

Согласны?     ( Да)

— Нам понадобятся фотоаппараты

(дети с помощью воспитателя надевают на шею фотоаппараты  с кармашками, изготовленные заранее  из картона).

— Наше путешествие начинается.

Показ картинок и рассказ воспитателя детям  о Самарской Луке :

1  « Природа и достопримечательности Самарской Луки»

-Самарская Лука — один из уникальных и красивейших уголков России.

               (демонстрация картин гор, пещер, природы.)

Национальный парк богат многочисленными природными памятниками :

Молодецкий курган—  визитная карточка Жигулёвских гор .

Каменная чаша- памятник природы;

Стрельная гора, пещера Степана Разина, Ширяевские штольни.

2 «Излучина реки Волга» ( показ схематичной  картины)

3   «Эмблема Самарской Луки»

— Ребята, это эмблема Самарской Луки . Нижняя часть эмблемы -голубая (воспитатель показывает указкой). Она   обозначает воду,

а верхняя — зеленая – горы нашего края.

4   «Лиса»

-Ребята, лиса является талисманом Самарской Луки, а почему именно лиса?  Мы с вами поиграем и узнаем.

 Речевая игра   с мячом «Подбери словечко»

Дети подбирают прилагательные — лиса какая

5  « Птицы , животные Самарской Луки»

— Ребята, мы проплываем мимо леса , давайте выйдем на берег.

Физ .минутка : ( выходят, выполняют разминку)

« Мы к лесной лужайке вышли…»

Шли мы шли,  и вышли на лесную полянку, давайте сядем, отдохнём.

Звучит аудиозапись пение птиц.

— Как много птиц живёт в Самарской Луке. А знаете ли вы, ребята, их названия? Сейчас проверим.

(Дети берут ,по – очереди, картинки с изображением птиц, называют их.

 Пример: В Самарской Луке живёт ласточка, иволга, свиристель…)

-Ребята, в лесу , в Самарской Луке, живут не только птицы, но и   животные .А вот и они.  (Показ картины животные Самарской Луки)

Давайте сфотографируем их. 

             (дети выполняют имитирующие движения – фотографируют)

— А сейчас,  Саша нам расскажет о  животном, которое он сфотографировал .

  А поможет ему схема.

Д/И «Кто живет в Самарской Луке»

На столе  перед каждым ребенком лежит карточка с изображением эмблемы Самарской Луки и животных. Дети должны провести линию от подходящего  животного к эмблеме ( в процессе выполнения задания воспитатель спрашивает у детей, почему не провели линию от тигра, льва, жирафа.)

Физ. минутка:

 

6  «Дуб – памятник природы»  (показ картины)

— Ребята, в национальном парке «Самарская Лука» есть особенное дерево. Мы проплываем мимо него. Это дуб –  памятник природы. Ему 500 лет.

В народе ходит такая примета:  если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется. Я предлагаю вам загадать желания.

(выслушивает ответы детей) 

— Давайте мы все  загадаем, чтобы люди берегли и охраняли природу.

7   «Природа в опасности»

— Мы не зря с вами загадали такое желание . Над Самарской Лукой, ее красотой нависла беда, много животных и растений исчезает по вине людей, поэтому мы должны беречь нашу родную природу, охранять ее.  А помогут нам эти знаки.

Д/И «Природоохранные знаки»

На столе разложены знаки  изображением вниз.

Ребенок берет карточку – знак,  рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту .

( — нельзя мусорить в  природе

— нельзя разжигать костры

— нельзя ломать ветки

— нельзя охотиться на животных

— нельзя ловить рыбу в прудах

— нельзя вырубать лес )

Изготовление фоторепортажа.

-Ребята, пока мы называли правила поведения в Самарской Луке, нам распечатали фотографии , которые мы сделали в нашем  путешествии , их сейчас мы разместим на газету.

А назовём газету мы  «Самарская Лука – краса Жигулей» 

Совместная работа детей с воспитателем,

затем встают в круг .

Подведение итогов ООД:

А сейчас я хочу проверить , кто сегодня был самым внимательным.

Отвечайте на вопросы моей викторины , и получите фишку знатока национального парка «Самарская Лука».

Вопросы викторины :

— Что называют национальным парком ?

— Какой национальный парк создан в нашем родном крае?

— От какого слова произошло название «Самарская Лука»? Почему её так  назвали?

—  Кто является символом национального парка «Самарская Лука»?

— Что обозначает голубой  цвет на эмблеме «Самарской Луки»?

— Что обозначает зелёный цвет?

-Какое особенное дерево есть в национальном парке «Самарская Лука»?

Молодцы!

Ребята,  вечером мы обязательно расскажем  родителям о нашем путешествии по национальному парку «Самарская Лука»  и покажем им наши фотографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе Тема «Животные Самарской Луки»

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группеТема «Животные Самарской Луки»ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯПОНЕДЕЛЬНИК Тема дня «Красная книга Самарской области»Интеграция образовательных областей: позн...

Конспект НОД на тему: "Самарская лука" Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)

Расширение и уточнение знаний детей о растительности и животном мире родного края...

НОД по Самарской луке

Цель:  Укреплять познавательный интерес к природе родного края  Самарской луки. Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального паркаИнтеграция образовательных областей: «Познавательн...

Структура проекта по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшего возраста "По лесным тропинкам Самарской Луки"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам Самарской Луки». Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...

Конспект "По лесным тропинкам Самарской луки" младшая группа

Задачи:1) Обогащать словарный запас, пополнять новыми словами. Дать представление о диких животных, живущих в нашем крае. Расширять знания об их внешнем виде, образе жизни. («Речевое развитие»)2) Учит...

Презентация "По лесным тропинкам Самарской Луки" младшая группа

„Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к животному миру заповедника «Самарская Лука». Одним из ведущих факторов формиро...

Календарно - тематическое планирование на летний период в старшей группе на тему "Заповедная неделя. Самарская Лука"

Проект " Заповедная неделя. самарская Лука" - это  рекомендованный материал образовательной деятельности в рамках одной недели с детьми старшего дошкольного возраста - летний оздоровите...