«Моделирование природных явлений» «Нефтяная речка»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Дьяконова Анна Михайловна

Конспект  по опытно – экспериментальной деятельности  в старшей группе. «Моделирование природных явлений»   «Нефтяная речка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neft_anna.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» ст. Буранная

Конспект

по опытно – экспериментальной деятельности

в старшей группе «Почемучки».

«Моделирование природных явлений»

  «Нефтяная речка»

                                                                                                                                                   Разработала                                                                                                                                                                                                                                воспитатель:

Дьяконова А.М.                                               

                                                                                                                                                                                                                               

Задачи:

1.Помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды; понять,  как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц; показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву и, как долго она остается загрязненной; учить выделять проблему, и смело высказывать свои суждения.

2.Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать.

3.Воспитывать самостоятельность и инициативность, любовь к живому, чувства взаимопомощи. 
Методы и приемы:

Демонстрационный материал:

 презентация; контейнер с водой, банка, нефть, воронка, бумажные фильтры;

перышко, салфетка, пипетка, шприц, емкость ( почва, губка), лейка.

Раздаточный материал: контейнер с водой, банка, нефть, воронка, бумажные фильтры, перышко, салфетка, пипетка, шприц, емкость ( почва, губка), лейка, влажные салфетки, тряпочки.

Предварительная работа:

1. Рассматривание слайдов,  на которых показано, как горит нефть;

2.Презентация  «Знакомство с трудом нефтяников»; показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;

3. Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;

4. Рассматривание рисунки Зарины Кадымовой, Софьи Соболевой, Олега Скрипунова, Ильи Русанова на тему «Нефтяной наш край»

5. Чтение рассказов К.Я. Лагунов «здравствуй, тюменская нефть», познавательной  сказки  « Нефтяша»,

6. Просмотр познавательных мульфильмов «Что такое нефть», «Как образовалась нефть», «Приключение  Абиду» и т.д.

Словарная работа:

лаборатория, пробирки, масляная, не растворяется, полезное ископаемое, нефть.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят полукругом:

Релаксация «Вместе с солнышком встаем»

Вместе с солнышком встаем       - вытягиваем руки вверх.

Вместе с птицами поем                - машут руками, крыльями.

С добрым утром, с ясным днем,  - правая рука, левая рука в стороны.

Вот как дружно мы живем           - взяться за руки.

-Вы готовы заниматься

-Да, готовы заниматься,

 Очень будем мы стараться.

Вос-ль.:

По удобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Кикимора пришла,

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

К.: «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

В.: И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

Кикимора заулыбалась

И у нас в саду осталась.

Кикимора: Сегодня дети я вам хочу рассказать сказку:

Послушайте: (сказка сопровождается просмотром  слайдов)

 Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье.

Затем ручей превратился в настоящую речку.

Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной.

Люди обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась.

Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки.

Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.

Шли годы. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.

Совсем заболела река. «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».

В. Что случилось с речкой?

    Почему она стала мертвой?

Д.   Речка покрылась нефтью, черной пленкой!

В .  А что такое нефть?

(Опора на опыт детей)

Д.  Нефть- это жидкое вещество, чёрного цвета, имеет неприятный запах, она маслянистая. Нефть-полезное ископаемое.

В. Как добывают нефть?

Д.  Нефть добывают при помощи бурения  скважин.

В.. Как называется профессия людей, которые добывают нефть?

Д. Люди, добывающие нефть называются  нефтяниками.

В.  Для чего нефтяники добывают нефть?

Д. Из нефти производят топливо для машин, самолетов, ракет,

Добавляют её для изготовления изделий из пластмассы (посуда, игрушки), резины. В медицине - парафин, вазелин, свечи и мн.др.

Вывод: Нефть-полезное ископаемое.

В. Как много вы оказывается, уже знаете о нефти.

В. Ребята, как мы можем  помочь  речке?

В.   Для этого давайте отправимся в нашу лабораторию

Но сначала мы с вами повторим правила поведения в лаборатории:

1. не шуметь, аккуратно обращаться с приборами;  

2. слушать воспитателя;

3. внимательно следить за результатом;

4. закончив наблюдение, сделать вывод.

1 опыт «Нефтяная речка».

 В.  Показ воспитателя. 

-Контейнер с водой – это наша «речка», в  которой разлилась нефть (налить в воду немного нефти). Давайте с вами представим, что произойдет с рыбками в аквариуме, если плотно закрыть его поверхность полиэтиленовым пакетом.

Д. Предположения  детей.  ( рыбки погибнут, нет воздуха)

В. -Ребята, нефтяная пленка чем-то похожа на такой вот пакет. Она тоже не пропускает воздух, из-за чего гибнет рыба и др. обитатели водоема.

В.- Ребята, как же мы  можем очистить воду от нефтяной пленки?

Д. -Можно её вычерпать, слить через край.

Детям предложить совершить эти действия, но результата не достигают.

В. -Ребята, предложенными вами  способами не удалось очистить воду.

В. -Давайте мы с вами профильтруем воду.

Вода становится чистой, а пленка от нефти остается в контейнере.

В. -А давайте, теперь с вами  подумаем, а как можно поступить с настоящим водоемом?

 Можем ли мы так слить речку?    

Д.  - Нет.

В. -Посмотрите, сколько времени и сил нам понадобилось на очистку нашего маленького искусственного водоема!  

А сколько сил понадобиться, чтобы очистить большую реку?

Смогут ли рыбы, которые в ней живут, столько времени обходиться без воздуха?

Вывод:

Нефть в воде не растворяется, это опасно для живых организмов.

Физминутка . Коля.

Мы насосы, мы качки,          -   наклоны.

Нефть качаем , мы качаем , -   приседание,

И по трубам ,и по трубам      -   наклоны в стороны,

На заводы отправляем.         -   моторчик .

2 опыт: «Птицы и нефть».

Материал: перышко, нефть, салфетка, пипетка.

В. -Ребята, а вот и следующий опыт, скажите, какие птицы летают над водоемами (чайки, дикие утки).

-Почему они живут у водоемов? (питаются рыбой).

-Давайте с вами возьмем по перышку и подбросим его вверх и посмотрим, как перо летит?

Д. -Легко, плавно, оно воздушное, невесомое.

В. -А теперь обмакнем перо в нефть. И теперь снова его подбросим. Как оно летит?

Д. -Быстро, камнем падает вниз, пушинки все слиплись между собой.

В. -Что происходит, когда птица садится на воду, покрытой нефтяной пленкой?

Вывод:

Перья загрязняются, слипаются и птица не может взлететь.

Становится легкой добычей для хищников, может погибнуть от холода.

3 опыт: «Нефть и дождь».

Материал: шприц, емкость ( почва, губка), нефть, кружка.

В.- Ребята представим, что произошла авария и нефть попала на почву. (капаем нефть на губку). Затем пошел дождь, в нашем крае, часто идут дожди. Может они очистят нашу почву от загрязнения. Ведь после дождика, всё становится чистым.

-Давайте с вами проверим, что произошло с почвой в емкости, очистилась ли она? --- Исчезло ли нефтяное пятно?

 -Куда оно делось?  Дети оценивают чистоту воды.

 (откачиваем жидкость из почвы, шприцом, и внимательно рассмотрим воду в нем)

-Какая она?  (черная, маслянистая).

-А если в природе на таком же загрязнённом месте вырастут лесные  ягоды, грибы, можно ли их собирать?

-Да и вообще вырастут ли они здесь? Почему?

Вывод: Разливы нефти причиняют большой вред почве, растениям и живым организмам.

В. Игра « Хорошо-плохо» .

Из нефти делают бензин.

С её помощью мы получаем свет и тепло.

Из нефти делают асфальт.

Из нефти делают игрушки, сапоги и т.д.

Если нефть попадёт в озеро или реку погибнет рыба.

На месте, где разлита нефть – растения не растут.

Птицы погибнут, если на перья попадёт нефть.

В. Вот поэтому наши нефтяники при  добычи нефти, соблюдают осторожность, берегут природу. Ведь на месте, где разлита нефть долгое время не будет жизни, не будет растительности. Эта земля долгое время будет мертвой. Это экологическая катастрофа.

Ребята, как много мы уже узнали о нефти. Вашу работу, юные исследователи, можно оценить на отлично. На сегодня наши исследования закончились. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Природное явление - кислотный дождь?

Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето...

Льдинка и снежинка: природные явления

Занятие по экологическому воспитанию с использованием ИКТПлан –конспект занятия-исследования на кружке «Юный эколог».Тема: «Льдинка и снежинка –природные явления».МБДОУ-детский сад «Ласточка» г. Аркад...

«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»

АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка"      «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»   Составила воспитатель Ермакова С.И....

Картотека познавательных рассказов о природных явлениях

«Организация образовательной работы с  детьми по программе «Детство» (картотека познавательных рассказов о природных явлениях)...

Заклички. Природные явления

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда....

Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "

Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста   посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ...

Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....