Мастер – класс «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
материал

Ревнивцева Елена Алексеевна

В настоящее время стала все более заметной постепенное возрождение нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. 

Поэтому считаю, работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей актуальной и одной из важнейших задач нашего дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_o_gorode_kovylkino_1.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «ЦРР - д/с «Сказка» обособленное подразделение

«Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Мастер – класс

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель гр.№7

 Е.А. Ревнивцева

Ковылкино 2022

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию  мастер-класс на тему: «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». (Слайд 1)

 

Актуальность темы.

В настоящее время стала все более заметной постепенное возрождение нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. 

Поэтому считаю, работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей актуальной и одной из важнейших задач нашего дошкольного образовательного учреждения. (Слайд 2)

Я, являюсь коренным жителем города Ковылкино, очень люблю его и  поэтому увлеклась изучением истории своего города. Полученные знания, пытаюсь передать своим воспитанникам. С целью воспитания гражданина и патриота своей страны, формирования нравственных ценностей, мною разработан проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». 

И так с чего же начинается патриотическое воспитание детей дошкольного возраста?  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ, человек, семья, род. (Слайд 3)

(Человек, семья, род, народ, Родина.)

 Сегодня я предлагаю вам познакомиться с  методами и приёмами, которые применяются мною для знакомства дошкольников с родным городом.

Для участия в мастер-классе приглашаю желающих педагогов.

Русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц и поговорок. 

Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине. В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник.  Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д. (Слайд 4)

      Вот так выглядит зашифрованное название нашего города. (Слайд 5)

 

Прежде чем начать разгадывать  я  предлагаю вам потренироваться, но только вначале мы будем зашифровывать слова так как мы это делаем с детьми. Перед вами лежат карточки со словами и символы, вам нужно расположить над буквой соответствующий символ, поможет вам в этом разноцветный алфавит.

 Заниматься способом шифрования мы начали с этого года. Вначале я подобрала  близкие для детей слова  из категории «семья»: мама папа сестра брат тетя дядя бабушка и дедушка,  короткие и с повторяющимися гласными и согласными буквами. Далее мы продолжили с названиями улиц на которых дети живут, на которой находится наш дет сад и улицы в шаговой доступности от нас. Сейчас мы начали работу над названиями городов и такими понятиями, как «Родина».  (Слайд 6)

Надеюсь, к концу года мы научимся не только зашифровывать но и расшифровывать разнообразные слова и понятия относящиеся к «Ознакомлению с родным городом и краем» и не только.

     Я вижу вы без труда зашифровали предложенные слова а теперь расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!

       Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений. 


– Какие 
пословицы у вас получились? Озвучьте их.

Нет в мире краше Родины нашей.

  • Жить – Родине служить.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Своя земля и в горести мила.

Нет в мире краше Родины нашей. (Слайд 7)

Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. 

Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Россия это наша большая Родина. (Слайд 8)

Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина. 
Для моих воспитанников, малая Родина – это город Ковылкино. 
(Слайд 9)

А сейчас я предлагаю вам поиграть. С помощью метода интерактивного голосования я предлагаю вам сделать правильный выбор в следующих категориях «Герб», «Люди прославившие наш город» и «Достопримечательности города Ковылкино». На слайдах будут изображены   несколько пронумерованных картинок по каждой категории, ваша задача выбрать картинку и показать цифру соответствующую выбранной какртинке.

После голосования я буду располагать соответсвующую картинку в соответствии с категориями на карту города Ковылкино, которую я для вас подготовила.

Итак начнем. Первая категория «Гербы». (Слайд 10) Перед вами на слайде несколько гербов, выберите герб нашего города.

  1. Герб города Саранск
  2. Герб города  Ковылкино
  3. Герб города  Краснослободск
  4. Герб города Темников

Голосуем

По результатам вашего голосования выбор пал на картинку с номером 2, а теперь поместим картинку c гербом на нашу карту города

Следующая, вторая категория это «Люди, прославившие наш город». Россия богата на знаменитых людей, но сегогдня мы будем голосовать именно за людей прославивших наш город, город Ковылкино. Внимание на слайд. (Слайд 11)  Выбираем и голосуем

  1. Федот Васильевич Сычков
  2. Михаил Петрович Девятаев 
  3. Степан Дмитриевич Эрьзя
  4. Федор Федорович Ушаков

По результатам вашего голосования выбор пал на картинку с номером 1, располагаю соответствующую картинку на  нашу карту

Третья категория «Достопримечательности города Ковылкино». Мы жители огромной страны, но у каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Для нас это город Ковылкино. Cейчас, вы будете голосовать за достопримечательности нашего города. Внимание на слайд. (Слайд 12) Выбираем и голосуем

  1. Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи
  2. Музыкальный театр имени И. М. Яушева
  3. Историко краеведческий музей имени Ф.Ф.Ушакова
  4. Дом – усадьба И.А. Арапова

По результатам вашего голосования выбор пал на картинку с номером 4, располагаю соответствующую картинку на  нашу карту

 - Итак, по итогам интерактивного голосования мы создали макет «Мой город Ковылкино» со своими  символами. 

В создании данного макета можно не ограничиваться данными категориями, можно добавить такие категории как «Писатели», «Животные», «Растения», «Полезные ископаемые» нашего края и другие

А сейчас я вам предоставляю возможность эмоционально выразить свое отношение к родному городу. Передавая эту снежинку вы будете говорить свои пожелания «Город Ковылкино я желаю тебе…», а вы знаете что под новый год все желания исполняются.

 – Я надеюсь, что предложенные мной методы по знакомству детей с родным городом, помогут вам в деле патриотического воспитания, Успех в деле патриотического воспитания будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, (Слайд 13, 14) его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и...

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»...