МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОВОЛОНТЕРСКИХ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ.
статья (подготовительная группа)

Леонтьева Елена Анатольевна

Статья, отражающая работу по  воспитанию экологической культуры дошкольников через занятия музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyadoklad_na_seminar_ekologiya_leonteva.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО  ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОВОЛОНТЕРСКИХ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Леонтьева Елена Анатольевна

Музыкальный руководитель  высшей категории МДОУ  «Детский сад № 131»  Кировского района города Саратова.

E-mail: Leontevaea@mail.ru

Нашей основной задачей при воспитании детей дошкольного возраста является воспитание гармонично развитого человека. Для всестороннего  развития личности ребенка необходимо уделять внимание  не только его физическому и умственному развитию, но и духовному, эстетическому, нравственному.  Современная действительность обеспечила  наших детей огромными техническими возможностями, большим объемом зачастую непроверенной информации, комфортом и удобством в решении проблем, но тем самым лишила подрастающего человека творческого подхода, привычки к труду,  внимательному отношению к окружающим людям и миру. При таком подходе  мы рискуем получить поколение,  в приоритетах которого будет только комфорт, личные желания и при этом равнодушие и невнимание к обществу и окружающей среде. Окружающая среда-это  и природа в том числе, самый  главный ресурс нашего общества. Культура взаимодействия  человека с природой и окружающей средой обуславливается уровнем его экологического воспитания. Как и любое воспитание, начинать его необходимо как можно раньше. Именно этим обусловлена актуальность работы по воспитанию экологической культуры  дошкольников.  

Для формирования экологического сознания дети в первую очередь должны получить знания о природе, ее живых и неживых объектах, явлениях, закономерных цепочках. Общение с природой- это огромный ресурс не только для детей,  но и для взрослых, прежде всего для их  эмоциональных процессов. Знания об окружающем мире делают ребенка  восприимчивее, отзывчивее, добрее,  а умение видеть красоту природы помогает  быть психологически устойчивым и эмоционально благополучным. Таким образом, развивается сфера ощущений ребенка, его способность к сопереживанию.

Начиная работу по экологическому воспитанию дошкольников в нашем детском учреждении, мы ставили перед собой следующие задачи:

- формирование у детей соответствующего по этой проблеме сознания;

- усвоение знаний о живой природе;

-  воспитание гуманного отношения к ней

Меня, как педагога по музыке, прежде всего интересовал вопрос- возможно ли развивать экологическую культуру через занятия музыкой?

Безусловно,  задачи по экологическому воспитанию включаются и в музыкальную деятельность детей в детском саду, ведь музыкальное развитие -это не только обучение нотной грамоте и игре на инструменте, а прежде всего воспитание эстетического чувства. Музыка- очень эмоциональный вид искусства и посредством ее возможно  взрастить в ребенке  многие  положительные качества личности,  в том числе и доброе отношение к природе родного края, эмоциональную  отзывчивость на  ее красоту, бережное отношение к объектам живой и неживой природы. И именно  это и является для меня целью экологического воспитания посредством музыки.

Следуя общим принципам педагогики, для достижения наилучшего результата я  в своей работе опиралась на общие педагогические принципы:

1.Принцип природосообразности.

Возрастные и индивидуальные особенности детей учитываются при планировании и проведении всех эколого-музыкальных мероприятий  ( образовательная деятельность, развлечения, акции, тематические беседы, драматизация и исполнительская деятельность). Самые младшие наши воспитанники в игровой и сказочной  форме знакомятся с явлениями природы, растениями, животными, их повадками и средой обитания. Дети старших возрастных групп привлекаются к эколоволонтерской деятельности, и в работе  с ними  широко используется проектный метод .  

2.Принцип системности.

Экологическая тематика  включается в занятия и развлечения по музыкальному воспитанию не раз от разу, а постоянно и планомерно, в соответствии с сезонами и  сменой времен года

3. Принцип наглядности позволяет быстро и доступно познакомить детей с объектами природы. Я широко использую картины, игрушки, атрибуты и пособия, видео презентации, дидактические игры и муляжи. Принцип наглядности способствует развитию мышления ребенка от конкретного к абстрактному.

Вся  работа по экологическому воспитанию  организована в  нашем ДОУ  в единую систему. Над проблемами экологического образования работают все воспитатели и специалисты детского сада (логопеды, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Каждый специалист, работая над общей целью воспитания экологического сознания у дошкольников,  акцентирует  свое направление. Для систематизации  и координации работы на базе нашего детского сада  создана городская научно- методическая лаборатория « Эколяндия- планета дошколят». Совместная работа педагогов и специалистов в рамках лаборатории  позволяет  достичь наилучших результатов в развитии детей.

Учитывая особенности детского восприятия и для обеспечения более яркой и образной подачи нового материала, а также для развития эмоционального отношения к объектам природы, мы придумали сказочных  жителей нашей планеты. Название их- экодошки  и их количество равно  числу направлений работы лаборатории. Каждый из жителей планеты имеет свое имя, и помогает ребятам знакомиться с определёнными направлениями. Например, умная Совунья- помощница юных орнитологов, а фея Дриада курирует дендрологов- флористов. Для художественного- эстетического направления в экологической лаборатории мной была  придумана и создана маленькая фея Экопелька- фея музыки и красоты природы. Она развивает творческие способности  и эмоциональное восприятие детей.  Кукла Экопелька и ее ожившая копия- веселая и любопытная девочка,  делают процесс экологического образования запоминающимся и ярким. Экопелька приглашает детей принять с ней участие в играх, слушании музыки, драматизации, игре на детских музыкальных инструментах и, конечно, в пении, танцах, хореографии, пластических этюдах.

В своей работе и парциально использую программу музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева), ее насыщенность играми и сюрпризными моментами особенно хорошо  подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Начиная с первых дней в детском саду, Экопелька появляется образовательной деятельности по музыке и приносит в своей волшебной шкатулке малышам   колокольчики, листочки, маму- тучку  с детками- капельками, солнечного зайчика итд….  Игрушки и атрибуты обыгрываются Экопелькой в маленьких сказках образовательного характера и побуждают детей к песням, играм под музыку, танцам. Так ненавязчиво и незаметно происходит развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма а заодно и  формируются знания детей о явлениях природы, растениях, птицах и животных. Занятия экологическим воспитанием в музыкальном творчестве- это лучшая, наиболее естественная база для младших дошкольников. Сезонные природные явления , благодаря игрушкам и атрибутам, легко воплощаются детьми в танцевальных движениях либо импровизационной игре на детских музыкальных инструментах. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дошкольники  находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.) А повторение за педагогом  попевок, подражающим голосам животных или птиц, развивает вокально- интонационные навыки и звуко- высотный слух.  Легкие для восприятия и эмоциональные песенки о животных развивают память и побуждают детей к пению. Пальчиковые игры не только развивают мелкую моторику, но и знакомят с насекомыми или птицами.

В работе со страшим дошкольным возрастом широко используется проектный метод. Проекты «Юные орнитологи», « Юные флористы», «Энтомологи», «Метеорологи» подразумевают под собой более углубленное изучение  вышеназванных направлений и  планирование музыкального развития осуществляется с  их учетом. Роль феи Экопельки в старшем дошкольном возрасте исполняют сами дети, которые с радостью и интересом включаются  в игры и взаимодействия сказочных кураторов  всех проектов.  Работа по  экологическим проектам включается во все виды музыкальной деятельности. Тщательно подбирается музыкальный материал для пения, танцев, слушания музыки, чтобы обогатить экологические знания детей и при этом обратить их внимание на средства музыкальной выразительности. Широко применяются методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников. Кроме того,  пробудить эмоциональную отзывчивость помогает метод художественного слова,  стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков.  Наглядность и  поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов.

 В этом возрасте в приоритете стоит развитие осознанного и бережного отношения к окружающей среде, побуждения у дошкольников  желания заботиться и оберегать то, что дано нам природой, ценить ее красоту и находить в ней источники положительных эмоций. Проявлять заботу хочется только о том, что любишь и ценишь. Мы обращаем внимание детей, что растения, насекомые и птицы нуждаются в гуманном отношении и заботе человека. Слушая музыку классических композиторов, циклы музыкальных пьес о временах года или животных, дети анализируют и замечают, какие эмоции  может пробуждать природа у творческих людей. Ребята с радостью и интересом  отражают в творчестве услышанные музыкальные образы. Комплексные занятия, в которые включены слушание музыки и рисование в различной технике, вызывают неизменный интерес.

            Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы природы  и природных явлений (например, полет осеннего листочка, таяние снега, распускание цветка). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы.

            Одним из самых любимых приемов нашей работы стала драматизация и постановка экологических сказок. Для каждого проекта мы находим, а при необходимости сочиняем сказки, в сюжете которой переплетаются и дополняют друг друга новая  познавательная информация, наглядность, принцип взаимосвязи и экоцепочек. Сказки могут браться в длительную работу, а могут сочиняться и исполняться  детьми спонтанно, после получения от педагога завязки сюжета и самостоятельного анализа экологической проблемы. Такие импровизированные театрализованные спектакли особенно радуют педагогов, т. к. в них отражаются все ранее усвоенные  экологические знания, отношение к природе, музыкально- творческие умения.

Непосредственное участие в драматизации, необходимость выразительного показа  того или иного явления природы, или повадки насекомых, птиц, пробуждают у ребенка интерес  и самостоятельный анализ, и как следствие, бережное отношение к объектам природы.

В своей сфере музыкального воспитания я стараюсь максимально разнообразить  формы работы по музыкально- экологическому направлению. Используются  различные типы образовательных мероприятий, праздников, развлечений, как музыкальных, так и комплексных. Вместе с воспитателями, принимаю  участие в организации  и музыкальном сопровождении природоохранных акций, экокроссинге по обмену опытом со специалистами других детских учреждений.  Совместная работа в рамках лаборатории  со специалистами и воспитателями  нашего детского сада  позволяет мне достичь высоких результатов в  музыкальном и художественно- эстетическом развитии  детей по экологическому направлению. Диагностика уровня сформированности  экологических представлений отражает положительную динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.Текст к презентации....

План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....