Проект по индивидуализации для детей старшего дошкольного возраста «Мы - маленькие звезды»
проект (подготовительная группа)

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

Проектная деятельность в работе с современными дошкольниками - это достаточно оптимальный и перспективный метод, который направлен на поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельности, особенно творческое направление, которое характерно для детей 6-7 лет. Именно в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. И задача педагогов совместно с родителями помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my-malenkie_zvezdy.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Айболит»

Проект по индивидуализации для детей старшего дошкольного возраста

«Мы - маленькие звезды»
(подготовительная группа №10 «Березка»)

Подготовили:

Лисина Е.А., воспитатель 1КК

Якимова С.А., музыкальный

руководитель ВКК

г.Усть-Илимск

2022г.

Актуальность

Проектная деятельность в работе с современными дошкольниками - это достаточно оптимальный и перспективный метод, который направлен на поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельности, особенно творческое направление, которое характерно для детей 6-7 лет. Именно в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. И задача педагогов совместно с родителями помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку».

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: среднесрочный (март-май).

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Цель проекта: демонстрация успешности каждого ребенка группы.

Задачи:

  • создание условий для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
  • поддержка инициативы детей в социальном самоопределении и индивидуальности;
  • привлечение родителей к активному участию в проекте как равноправных партнеров образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  • воспитание доброжелательных отношений, уважения и интереса к увлечениям других детей.

Содержание проекта

Выявление талантливых детей на ранних возрастных этапах – одна из важных задач работы с дошкольниками. Часто талантливые дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. И наоборот, дети, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в старшем возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими. Так как же увидеть этих детей? В детском коллективе встречаются особые дети. Они выделяются яркими достижениями, в каком- либо виде деятельности, это дети с высоким уровнем творческих способностей.

В дошкольном возрасте ребенок развивается стремительно. Поэтому увидеть «зону ближайшего развития», оценить достижения ребенка и спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного развития для каждого ребенка – важная задача педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики используются для выявления сильных сторон ребенка и определяют путь его развития.

Основным методом педагогической диагностики является наблюдение, которое осуществляется в образовательной деятельности, в режимных моментах, во взаимодействии ребенка со взрослыми и детьми и самостоятельной деятельности, где педагог оценивает не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, которая направлена на создание условий для индивидуального развития каждого ребенка - взаимоотношений с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми. Социализация предполагает развитие у дошкольника потребность в мотивации достижений. Ребенок испытывает гордость за свои достижения. Но ребенок должен знать, если у него что - то не получается, то возможности его развиваются. Завтра он сделает то, чего не смог сегодня. Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Индивидуальные достижения могут быть кратковременными, частыми и длительными, сиюминутными, устойчивыми, связанные со всей жизнью и деятельностью. Чем реже эти достижения, тем они ценнее.

Хвалить и поддерживать ребенка нужно, но если трехлетний малыш еще поверит, что его рисунок «самый-самый…», а поделка – «самая лучшая…», то уже первокласснику уже не скажешь, что его работа «самая красивая...», если занял последнее место в состязании. В результате похвала обесценивается. Ребенка можно и нужно любить, а вот хвалить стоит только за дело.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, педагога). Для ребенка важна не только положительное одобрение, такие как «молодец», «умница», но и другие способы оценки его индивидуальных достижений.

Способы индивидуальных достижений различны. Для фиксации достижений воспитанников используются разные формы работы (оформление портфолио, персональная выставка, проведение различных конкурсов, доска достижений, участие в групповых праздниках, спортивных олимпиадах, выставках и т.д.), где виден реально результат индивидуальных достижений детей. Главное - отыскать в детях сильную сторону и отметить ее.

Также важное место занимает участие родителей. Готовясь вместе с детьми, родители обращают внимание на то, что получается или не получается у ребенка, видят его успехи и предпочтения. А ребенок самостоятельно оценивает, каким он был раньше, может наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности. Форма презентации успехов ребенка также выбирается семьей самостоятельно.

Такое плотное сотрудничество с родителями способствует развитию у детей положительных волевых качеств, стремлению получать новые знания, формированию адекватной самооценки, позволяет фиксировать успехи детей во времени и в пространстве, осуществлять обратную связь между детским садом и родителями.

Занимаясь в спортивных кружках, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях, многие дети достигают значительных успехов. Некоторые сидят дома и занимаются любимым делом. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов.

Условия достижения цели:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатель презентации достижений должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал, то делать это не нужно, ведь тогда теряется индивидуальность.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации (для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению, за определённый период). Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

«Изюминкой» нашего проекта стала игра «Тайный друг», где ребенку -«звезде недели» каждый взрослый и сверстник по возможности будет делать что-то приятное: поделиться любимой игрушкой, положить незаметно в кабинку угощение, пригласить в игру, сделать комплемент и т.д.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный – обсуждение с родителями и детьми возможностей представления ребенка, выбор формы представления успешности ребенка.

2 этап: реализационный – совместная деятельность с родителями, детьми по презентации достижений каждого ребенка группы.

3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация на выпускном балу в форме видеофильма в подарок детям.

Ожидаемый результат: 

-  повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

-  активность и заинтересованность родителей в успехе своих детей;                     

- выставка-презентация-стендовая информация (в зависимости от выбранной формы) каждого ребенка;

Дальнейшее развитие проекта: ведение собственного портфолио в школе.

Выводы

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. Поэтому в беседах, индивидуальных разговорах родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать.

Также первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей, остальные, видя результат и радостные эмоции детей, тоже включатся в общую проектную деятельность.

Таким образом, представленные им самим достижения дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия между собой педагогов, родителей, детей.  А представленную на выпускном балу демонстрацию достижений и успехов каждого ребенка-выпускника группы в виде видеофильма «Мы-маленькие звезды» дети и родители приняли с большим восторгом и восхищением.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Социально-значимый проект по ПДД Для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Маленькие пешеходы»

Проект охватывает все образовательные области,способствует сближению работы детского сада и родителей, формирует осознанно-правильноеотношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешеход...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста«Мы маленькие финансисты»...