Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи и общества
статья (старшая группа)

Сушина Ольга Ивановна

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурным наследием русского народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи и общества. (из опыта работы воспитателя)

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурным наследием русского народа.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребёнка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять своё место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Поэтому главная цель моей работы с детьми в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать патриотами своей родины, быть ответственными и решительными, любящими свою семью, готовыми оказать помощь тем, кто в ней нуждается. В связи с этим в своей работе с детьми мною намечены определённые задачи:

- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

- формировать положительное отношения к себе; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.), о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.), об обществе (ближайшем социуме и месте в нём) , о государстве (в том числе его символах, Родине, её природе) и принадлежности к нему, о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.

 Свою работу я начала с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды, в которой дети любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельность в выборе деятельности и партнёров. Для ознакомления детей с Санкт-Петербургом в группе собран богатый  демонстрационный и дидактический материал. Создан уголок  «Моя семья», где собраны творческие работы детей и родителей ( «Семейное дерево»), альбомы с фотографиями детей и их родителей с тематических мероприятий. Оформлен альбом «Мой город», «Я и моя семья»

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляю в непосредственно-образовательной деятельности согласно календарно - тематическому планированию. Традиционными стали тематические недели: «Мой любимый город», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя семья», «Масленица», «Солнечный хоровод у берёзки», «Мамочка милая – мама моя», «Мои папа хороший -на папу я похож» и т. д. Тематическая неделя заканчивается детским досугом, в котором дети совместно с родителями с удовольствием принимают участие: читают стихотворения, поют песни, встречаются со сказочными персонажами, оформлением выставки или созданием видеоролика.

В беседах с детьми учу их постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Для этого использую материал из сказок, фольклорных и литературных произведений, бытовых жизненных событий. Обратила внимание, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.

Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребёнка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и так далее. Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Учу детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, такие как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и так далее.

Воспитание чувств любви к родному городу начинаю от простого к сложному. Мною были выбраны более действенные формы: экскурсии на почту, в магазин, был применён метод виртуального путешествия по городу, показ презентаций  «Путешествие по городу» и т. д. Основной целью проводимых мероприятий является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к людям и тому месту, в котором он живёт.

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. В настоящее время родители все меньше внимания уделяют детям, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому учу детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу. Стараюсь заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам, продолжая лучшие семейные традиции. Совместно с родителями организуем совместные проекты «Город, в котором я живу», «Моя семья», «Дорого яичко к пасхальному дню», оформляем выставки рисунков, фотовыставки . В совместной деятельности с родителями стараюсь вызвать у них желание принимать активное участие совместно с детьми, проявляя инициативу, творчество, раскрывая свой талант. Дети всегда рады совместному творчеству, испытывают гордость за своих родителей. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Такие формы работы, позволяют активизировать заинтересовать всех участников образовательного процесса.

Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Мы используем самое объёмное и значимое средство - социальную действительность. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место в этом мире как участника событий, преобразователя; формируем у ребёнка представление о человеческом роде, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»

Сценарий мероприятия «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа

Приобщение детей дошкольного возрастак традициям и культуре хакасского народаПриобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувс...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры посредством пальчикового театра .

Данная консультация для педагогов.Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».В Мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель – как можнораньше...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...