Представление педагогического опыта Бурцева Ольга Викторовна
методическая разработка (старшая группа)
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида Бурцевой Ольги Викторовны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
1.Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).
Тема опыта: «Развитие самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллекционирования»
Сведения об авторе:
Ф.И.О.: Бурцева Ольга Викторовна
Дата рождения:10.03.1993г.
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Образование: высшее.
- 2015г.- окончила МГПИ им.М.Е.Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Педагогика и психология », организатор-методист дошкольного образования и педагог психолог.
- 2019г.- окончила МГПИ им.М.Е.Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность « Педагогическое образование», магистр.
Повышение квалификации:
- 2022 г. – прошла курсы повышения квалификации по программе Современные технологии реализации ФГОС дошкольного образования в объеме 72 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - «Педагог13.ру»
Общий педагогический стаж: 8 лет
Стаж в занимаемой должности: 6 года
Актуальность педагогического опыта.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую деятельность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и развитие самостоятельности.
Изучая окружающий мир, ребенок, одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и с взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.
Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.
Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к собирательству.
Эффективность использования возможностей детского коллекционирования в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.
Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накопление объема информации об окружающем мире и новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что выбранная мною тема актуальна. Она составляет основу для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Основная идея опыта
Основной идеей моего педагогического опыта является развитие у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности с помощью метода коллекционирования.
Наблюдая за детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности, я заметила, что дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
В процессе коллекционирования можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Экспозиция коллекций может рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Дети могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов объекта, с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны [7].
Организуя образовательную деятельность с опорой на коллекции, я формирую у детей самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта создание оптимальных условий для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе коллекционирования.
Теоретическая база
Изучение проблемы формирования исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста требует уточнения понятия «исследовательские умения», определения их перечня и характеристики с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет. Исследовательские умения предполагают овладение детьми дошкольного возраста соответствующей деятельности. Такой деятельностью согласно ФГОС ДО является познавательно - исследовательская [1]. Теоретический анализ исследований позволил выявить, что единого подхода к определению понятия «познавательно-исследовательская деятельность» нет. При рассмотрении данной деятельности авторы используют дефиниции: «поисково-исследовательская деятельность», «поисковая деятельность», «поисково-познавательная деятельность», «исследовательская деятельность». Отметим также, что авторы выделяют и характеризуют следующие ее виды: исследовательская, экспериментирование, проектирование, моделирование. Вместе с тем исследователи используют разнообразную терминологию. В совместной работе А. И. Савенков с А. В. Леонтовичем выделил исследовательскую деятельность. Она является разновидностью 9 познавательной деятельности, направленная на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации [8]. В нашем опыте мы будет опираться на следующее определение понятия деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового (проблемного) характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира, их систематизацию и освоение способов познания, и предполагающую высокую степень активности и самостоятельности детей [5]. В дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных видов детской деятельности [10]. Такая деятельность направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Особенность эффективности работы по формированию познавательно – исследовательской деятельности определяется возрастными возможностями детей. Рассмотрим некоторые их них. К 6-7 годам у детей ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. В связи с этим у ребенка формируются способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. У ребенка на этапе завершения дошкольного возраста повышаются возможности саморегуляции поведения и самостоятельности. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила.
Таким образом, формирование самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности связано с освоением детьми исследовательской деятельности. Требуется конкретизировать исследовательские умения в процессе определённой деятельности, например, такой как коллекционирование. Необходим учёт возрастных особенностей детей.
Новизна педагогического опыта
Новизна опыта заключается в разработке мероприятий для детей старшего дошкольного возраста и педагогов с использованием коллекций для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Практическая значимость данного опыта определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные мной в процессе работы: конспекты занятий и мастер-классы для работы с воспитанниками и педагогами.
Технология опыта
Проведя наблюдения за детьми и диагностику в начале учебного года, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:
1.в систематизации и обобщении предметов и явлений;
2. в анализировании и умение логически обосновывать свои мысли;
3. многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;
4. видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Я поставила перед собой цель: создание условий для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Определила следующие задачи:
- развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
- закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- развивать творческий потенциал воспитанников;
-пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
- организовать детско-взрослое сообщество по интересам.
С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию коллекций провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. В процессе анкетирования выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на экскурсии детей, но родителей готовы к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию коллекций.
Опрос детей старших групп в ДОУ показал, что 55 % детей имеют представление о коллекционирование, как о сборе разных интересных вещей и предметов; 47 % детей считают, что предметы коллекций нужны, чтобы на них смотреть, 50 % - узнавать что-то новое, интересное о предметах коллекций, об истории, о людях их создавших. Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к коллекционированию, хотят знать об истории того или иного предмета, но не имеют возможности взаимодействовать с экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.
Исходя из результатов анкетирования родителей и опроса детей, мы решили создать свои мини - коллекции, выбрав для этого культурную практику коллекционирования.
Культурная практика коллекционирования - создает широкие возможности для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, формирования познавательных интересов и развития самостоятельности.
Данная культурная практика позволяет смотреть на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», где усилия взрослых направлены на создание условий для саморазвития всех субъектов образования.
Культурная практика коллекционирования:
· непосредственно связана с жизнью, интересными событиями, окружающими предметами;
· предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности, в том числе – познавательно-исследовательской в разных формах;
· обеспечивает возможность интеграции всех образовательных областей;
· позволяет учитывать и развивать познавательные интересы детей;
· дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
В ходе реализации коллекционирования у детей формируются подлинная творческая активность и самостоятельность, внимательность, ответственность, решительность, чувство доверия к миру взрослых, а участие родителей в создании коллекций пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия в рамках создания коллекций нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В качестве отправного момента я использую: самостоятельное или детское внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.
В рамках создания коллекций все преобразования можно объединить в модели трех вопросов.
1 вопрос: Что знаем?
Накопление представления о коллекционирование, выявление предпочтений и потребностей.
2 вопрос: Что хотим узнать?
Побуждение к получению информации об объектах коллекций, формирование бережного отношения к экспонатам, организации разных форм деятельности с опорой на коллекцию.
3 вопрос: Что узнаем?
Проведение выставок коллекций, презентация коллекций.
Работа по созданию коллекций в моей группе началось спонтанно. Мой воспитанник вернулся из путешествия и привез мне в подарок сувенирный магнитик. Рассматривая, его дети начали размышлять, откуда он его привез и что еще можно привезти на память из разных городов?
Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.
1 вопрос: Что знаем?
Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание магнитов, фотографий и сувениров отметили их разнообразие. Подвела детей к тому, что можно сделать выставку этих предметов в группе, по – другому эта будет называться коллекция.
Первый этап коллекционирования: погружение в идею коллекционирования детей и родителей.
- создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало бы расширению кругозора, развитию художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.
2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли предметы этой коллекции использовать в играх?
Принцип – многофункциональность применения.
Выяснили – да можно. Так возникли игры «Из чего сделан сувенир?, Назови изделие и т.д.»; «Подбери по форме», «Найди герб города…?», «Что рассказывает карта?» « Путешествие по стране России» «Географическое домино» «Сувенирная лавка» - сюжетно – ролевая игра и другие.
Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору сувенирной продукции привезенных из разных городов России.
Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое. Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка, кроме того, помочь ребенку найти нужную информацию и участвовать в изготовлении коллекций.
Третий вопрос: Что узнали?
Третий этап – деятельностный, продуктивный
Принцип – доступности
Интересные идеи использования коллекций в работе с воспитанниками мы определили. А где же все это богатство хранить?
Передо мной как перед педагогом стояла задача, систематизировать данные коллекции, не повторяя известных требований к созданию предметно-пространственной среды (в аспекте мини-музея), подчеркну важность проектирования особого пространства, которое должно проектироваться совместно с детьми и мыслиться именно как «пространство для детей».
О чудо, мои маленькие помощники подсказывают идею. В чудо – домике. И вот готово многофункциональное пособие, которое проектировалось вместе с детьми и мыслилось как «пространство для детей» А, следовательно, третий этап: организация места хранения, воплощен в нем.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод:
- средствами созданной коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, самостоятельности, социально – коммуникативного развития детей.
- приблизились к способам познания через познавательно -исследовательскую деятельность – с интересом и увлечением обследовали магниты и сувениры.
- у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу.
В заключение мне бы хотелось отметить, что развивающий эффект коллекционирования будет проявляться в том случае, если педагог мыслит и поддерживает его как культурную практику, а не использует как модный дидактический метод; занимает позицию «со-коллекционера» и тактично, продуманно сопровождает процесс накопления опыта детьми.
Дальнейшая работа заключалась в разработке конспектов занятий с использованием коллекций собранных детьми, организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. (Приложение №1)
При проведении занятий наряду с методами, направленными на расширение кругозора дошкольников об окружающем мире, обязательно включали:
· элементарные опыты (демонстрационные и фронтальные), стимулирующие познавательную активность и любознательность дошкольников,
· наблюдения – рассматривания с целью выделения признаков и свойств, объединения предметов на основе выделенных признаков,
· игровую деятельность (подвижные, дидактические и развивающие игры)
Тема, цели и содержание НОД определялась в соответствие с комплексно-тематическим принципом построения воспитательно-образовательного процесса.
Важным моментом является то, что в течение всего учебного года предметно - развивающая среда в группе для познавательно - исследовательской деятельности детей была динамичной, а не статичной и неизменной. В зависимости от тематики, содержания познавательно - исследовательской деятельности дошкольников изменялось наполнение коллекций, какие-то объекты и пособия дополнялись или заменялись другими.
Результативность опыта
В результате проведения диагностического исследования по методике «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой) были выявлены определенные изменения в познавательной деятельности детей.
Показатели развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в %) на констатирующим этапе
Показатель | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | |
Любознательность | 40% | 7% | 53% |
Инициативность | 7% | 53% | 40% |
Самостоятельность | 13% | 40% | 47% |
Высокий интерес к процессу познанию | 40% | 47% | 13% |
Эмоциональный настрой | 13% | 67% | 20% |
Развития восприятия предметов | 40% | 40% | 20% |
Исходя из результатов диагностирования благодаря внедрению в практику системы занятий можно сделать вывод о том, что изменение форм и методов традиционного обучения благоприятно влияет на развитие познавательной деятельности. Введение в процесс работы практику коллекционирования дал свои результаты представление в контрольном этапе.
Показатели развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в %) на контрольном этапе
Показатель | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | |
Любознательность | 82% | 16% | 2% |
Инициативность | 53% | 43% | 4% |
Самостоятельность | 62% | 29% | 9% |
Высокий интерес к процессу познанию | 74% | 20% | 6% |
Эмоциональный настрой | 68% | 22% | 10% |
Развития восприятия предметов | 53% | 42% | 3% |
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании познавательной деятельности старших дошкольников. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения занятий по развитию познавательно- исследовательской деятельности с использованием коллекционирования видно, что у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии познавательной активности.
Опыт работы показывает, что приёмы создания коллекций служат эффективным средством познавательного развития дошкольников. На основе данных:
- разработан алгоритм создания и работы с коллекциями,
- реализованы и оформлены коллекции в единый продукт,
- повысилась педагогическая компетентность родителей (есть предложения по созданию новых коллекций и улучшению уже существующих),
- подобраны и апробированы формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием коллекций,
- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности (предлагают создать новые коллекции, задают вопросы, стремятся пополнить существующие коллекции новыми экспонатами).
Данный опыт функционирует в МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. Участниками опыта являются дети старшего дошкольного возраста.
Данный опыт изучался и распространялся мной на разных площадках:
Мастер-класс для воспитателей МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. – 2022 г. – «Культурная практика коллекционирования в развитии самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»;
Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года – 2022».
Республиканский образовательный салон -2022 «Перспективы обновления: от стратегии к развитию», тема выступления: «Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей дошкольного возраста».
Публикация во всероссийском сетевом издании «Время Знаний», статьи на тему: «Совместная работа семьи и ДОУ в процессе коллекционирования»
Работу с культурной практикой коллекционирования я буду продолжать, учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Считаю что выбранная мною тема «Развитие самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллекционирования» актуальна в настоящее время и полезна для педагогов.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике
Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
Список литературы:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
3. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
4. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29.
5. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1
6. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.
7. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.
8. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
10. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему «Коллекционирование и познавательная активность»
Цель: выявление отношения родителей и их готовности к взаимодействию с педагогами детского сада по проблеме развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами коллекционирования.
Инструкция: выберите ответ «да», «нет», «затрудняюсь ответить»; запишите ответ. Там, где необходимо, выберите ОДИН ответ из предложенных или впишите свой ответ в строчку.
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
- Занимались ли Вы в детстве коллекционированием? Если «Да», то укажите, что Вы коллекционировали.
Да ____________________________________________
Нет
Затрудняюсь ответить
2. В настоящее время Вы сами или кто-то из Вашей семьи занимается коллекционированием? Если «Да», то укажите, какие коллекции есть в вашей семье.
Да ____________________________________________
Нет
Затрудняюсь ответить
3.Ваш ребенок собирает коллекцию? Если «Да», то – какую?
Да ____________________________________________
Нет
Затрудняюсь ответить
4. Помогаете ли Вы Вашему ребенку собирать коллекцию?
Да ____________________________________________
Нет
Затрудняюсь ответить
5. Каким образом Вы помогаете Вашему ребенку в коллекционировании? (Выберите ОДИН ответ из предложенных).
- помогаю находить (покупаю) экспонаты для его (ее) коллекции;
- просто поддерживаю ребенка словами, похвалой;
- показываем его коллекцию родственникам, приятелям, знакомым;
6. На Ваш взгляд, какие положительные качества, черты характера сформировались (или могут сформироваться) у ребенка в процессе коллекционирования? (Ответ впишите)
_________________________________________________________________
7. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка необходимо развивать познавательную активность средствами коллекционирования?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
8. Достаточно ли вам знаний и умений для того, чтобы развивать познавательную активность Вашего ребенка средствами коллекционирования?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
9.Сичтаете ли Вы полезным для Вашего ребенка занятия в кружке «Юный коллекционер»?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
10. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию познавательной активности у ребенка 3-4 лет средствами коллекционирования? (выберите ОДИН ответ из предложенных):
- сотрудничество родителей с воспитателями детского сада;
- повышение уровня компетентности родителей по данной проблеме;
- привлечение родителей к коллекционированию того, что коллекционирует их ребенок;
- что-то другое ________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Мастер - класс: «Культурная практика коллекционирования в развитии самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в области освоения приемов развития самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности у детей через использование культурной практики коллекционирования.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с условиями развития культурной практики у детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
- Углубить знания педагогов по вопросам коллекционирования с реальными и абстрактными объектами.
- С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме познавательно - исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий проекты в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по
Ход мастера - класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада пригласила вас на мой мастер – класс, где мы разберемся в значимости коллекционирования как вида культурной практики в развитие самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
(Главная идея: Развитие самостоятельной и познавательно - исследовательскую деятельность детей, через культурную практику коллекционирования – на слайд).
Коллекционирование – это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий, универсальной компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Уважаемые коллеги, как вы считаете, современные дети заинтересованы в коллекционирование или нет? Если да, то Какую пользу представляет процесс коллекционирования?
Польза от такого увлечения неоспорима.
Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание, как можно больше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
У меня к вам еще один вопрос. А как часто в своей собственной работе, используете данную культурную практику?
Мы с вами ответили на поставленные вопросы и выяснили проблему, что с одной стороны дети заинтересованы и любят коллекционировать, а с другой стороны мы не достаточно эффективно используем данную культурную практику – как коллекционирования в своей работе.
Сегодня мы решим эту проблему вместе с вами!
С чего начать работу? Для того чтобы все изменения были системны, контролируемы, а главное безопасно вошли в жизнь детского сада предлагаю ознакомиться с ними. Пройдёмся по некоторым из них, итак начинаем!
Для начала мы запускаем опрос среди родителей, сегодняшние дети, заинтересованы в коллекционирование или нет? И результаты опроса позволяет замотивировать и родителей и детей на перемены, появиться детская цель - в создание коллекций, родители осознают также важность поставленной задачи. Все преобразования можно объединить в модели трех вопросов.
1 вопрос: Что знаем?
Накопление представления о коллекционирование, выявление предпочтений и потребностей.
2 вопрос: Что хотим узнать?
Побуждение к получению информации об объектах коллекций, формирование бережного отношения к экспонатам, организации разных форм деятельности с опорой на коллекцию.
3 вопрос: Что узнаем?
Проведение выставок коллекций, презентация коллекций.
А сейчас я предлагаю закрепить все на практике и проверить, насколько вы в своей культурной практике используете вид коллекционирование.
Для этого я приглашаю свою фокус группу. Подойдите сюда на центр зала, с вами уважаемые коллеги мы немного посовещаемся. Напомню, что одной из моделей вопросов было организация разных форм деятельности с опорой на коллекцию, которую я вам предоставляю, и сейчас ваша задача придумать такое применение данной коллекции, которое воплотилось бы в определённой форме презентации данной коллекции.
Дадим пару минут фокус – группе на размышление.
А пока работа с залом.......
Пока фокус – группа работает, мне хочется спросить у вас коллеги, Как вы считаете, возможно, ли коллекции собранные по инициативе детей гармонично вписать в предметно- пространственную среду группы?
В практике детских образовательных учреждений создаются необычные коллекции: «пуговицы», «киндер-игрушки», «коллекции картин, рисунков» об излюбленных персонажах и т.д. Данные формы оригинальны, но, учитывая визуальность и манипулятивность детского коллекционирования, необходимо продумать материальную форму их представления.
Спасибо за интересные ответы. И послушаем, идеи наших фокус групп.
И сегодня я хочу познакомить вас со своим многофункциональным дидактическим пособием « Наш дом – Россия» в основу которого, положено несколько тематических коллекций собранных по инициативе детей, с их полным включением в процесс как субъектов детской деятельности.
Возникновение нашей коллекции началось спонтанно. Мой воспитанник вернулся из путешествия и привез мне в подарок сувенирный магнитик. Рассматривая, его дети начали размышлять, откуда он его привез и что еще можно привезти на память из разных городов?
Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.
1 вопрос: Что знаем?
Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание магнитов, фотографий и сувениров отметили их разнообразие. Подвела детей к тому, что можно сделать выставку этих предметов в группе, по – другому эта будет называться коллекция.
Первый этап коллекционирования: погружение в идею коллекционирования детей и родителей.
- создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало бы расширению кругозора, развитию художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.
2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли предметы этой коллекции использовать в играх?
Принцип – многофункциональность применения.
Выяснили – да можно. Так возникли игры «Из чего сделан сувенир?, Назови изделие и т.д.»; «Подбери по форме», «Найди герб города…?», «Что рассказывает карта?» « Путешествие по стране России» «Географическое домино» «Сувенирная лавка» - сюжетно – ролевая игра и другие.
Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору сувенирной продукции привезенных из разных городов России.
Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое. Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка, кроме того, помочь ребенку найти нужную информацию и участвовать в изготовлении коллекций.
Третий вопрос: Что узнали?
Третий этап – деятельностный, продуктивный
Принцип – доступности
Интересные идеи использования коллекций в работе с воспитанниками мы определили. А где же все это богатство хранить?
Передо мной как перед педагогом стояла задача, систематизировать данные коллекции, не повторяя известных требований к созданию предметно-пространственной среды (в аспекте мини-музея), подчеркну важность проектирования особого пространства, которое должно проектироваться совместно с детьми и мыслиться именно как «пространство для детей».
О чудо, мои маленькие помощники подсказывают идею. В чудо – домике. И вот я готова представить многофункциональное пособие, которое проектировалось вместе с детьми и мыслилось как «пространство для детей» А, следовательно, третий этап: организация места хранения, воплощен в нем.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод:
- средствами созданной коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, самостоятельности, социально – коммуникативного развития детей.
- приблизились к способам познания через познавательно -исследовательскую деятельность – с интересом и увлечением обследовали магниты и сувениры.
- у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу.
В заключение мне бы хотелось отметить, что развивающий эффект коллекционирования будет проявляться в том случае, если педагог мыслит и поддерживает его как культурную практику, а не использует как модный дидактический метод; занимает позицию «со-коллекционера» и тактично, продуманно сопровождает процесс накопления опыта детьми.
Приложение 3
Конспект интегрированного занятия по организации культурной практике коллекционирования в развитие самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников
Тема: «Путешествие коллекций»
Цель: Формирование основ гражданственности у воспитанников средствами культурных практик: коллекционирования магнитов «Города России».
Развитие познавательной активности (интерес и деятельность) воспитанников путем создания коллекции. Воспитание патриотических чувств, бережного отношения к уголкам нашей Родины.
Задачи:
Обучающие:
• дать сведения о достопримечательностях городов России;
• познакомить с картой страны;
• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
Развивающие:
• формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
• развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны, достопримечательностям некоторых городов России.
Воспитательные:
• развитие самостоятельной и познавательно-исследовательской деятельности посредством культурной практики коллекционирования.
• воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
• вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Оборудование: карта России, многофункциональное пособие «Дом России», магниты «Города России», предметы для творческой деятельности (заготовки для изготовления магнитов, краски, пластилин, кисточки, карандаши, наклейки).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, поздороваемся с ними.
Присаживайтесь на подушки.
Ребята скажите, пожалуйста, а какое у вас сейчас настроение?
Воспитатель: Егор, какое у тебя настроение по цвету сегодня? Какое настроение по цвету сегодня у тебя, Василиса? А у тебя, Влад? Настя, какое настроение у тебя по вкусу? Вова, у тебя какое настроение по вкусу? Саша, какое у тебя настроение по вкусу? Даня, какое у тебя настроение по запаху? А у тебя Софья?
- Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.
-Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?
Воспитатель: Правильно, коллекция – это собирание, каких-либо одинаковых предметов на разные темы и причем, ребята, иногда в коллекцию могут входить такие предметы, которых по всему миру, только несколько штук.
- Как вы думаете, что можно коллекционировать?
- А что коллекционируете вы?
-Ребята, а вы знаете, как называют человека, который занимается коллекционированием?
- Давайте встанем и посмотрим, сколько коллекций представлено вокруг?
А вот и наш замечательный дом. Назовите, какие коллекции здесь собранны?
Самая большая коллекция – это магниты из разных городов России.
Беру коллекцию и кладу на стол.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно их и выберите из них те города, в которых вы уже побывать или хотите поехать?
Воспитатель: Хорошо, положите их рядом с собой на стол, и разберем их по признакам:
Воспитатель: Из кого материала они сделаны?
Воспитатель: Как вы это определили?
Воспитатель: Потрогайте их, что вы можете о них еще рассказать?
Воспитатель: Магнитики все одинаковые?
Воспитатель: Даня у тебя два магнитика в руках, что ты можешь сказать о них?
Воспитатель: Что еще интересного вы заметили?
- А вы знаете, что такое достопримечательность?
Правильно, Достопримечательность – это место, вещь или объект, заслуживающий особого внимания, являющиеся историческим наследием.
Воспитатель: Какая достопримечательность на твоем магните, Саша? Из кого он города? Москва
Воспитатель: А на твоем, Артем, что интересного? Рузаевка
Воспитатель: Этот памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, это Россия и Мордовия, которые несут один колос пшеницы в знак дружбы Мордовии со всеми народами России.
- Ребята, посмотрите на доску?
Это карта, какой страны?
Воспитатель: Как вы это узнали?
Воспитатель: Ребята, здесь силуэты достопримечательностей городов, давайте вспомним, их названия и в каком городе находятся?
Воспитатель: Отлично, приступайте.
- Саша, какой город ты обозначала?
Воспитатель: Скажите, для чего мы привозим магниты из путешествий.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Как вы думаете, им будет приятно оставить на память, что - то о нашем детском садике?
Воспитатель: Отличная идея, подарить магнитик о нашем детском садике.
А вот из чего он будет сделан, что на нем будет изображено, вы выберите сами. Ну, что приступим, присаживайтесь за столы.
На столах у вас основы и разные материалы, из которых можно сделать магнит. Выбирайте и приступайте к работе.
Воспитатель: Элина, что ты выбрала для основы?
Рисуют ли краски на металле?
1 мин. Может ли тебе пригодиться умение изготавливать магниты?
- Что нового ты сегодня узнал?
- О чем вы сегодня дома расскажите родителям?
- Уважаемые гости, ребята очень стараются для вас, их так заинтересовала эта работа вы дождетесь наших подарков или нам прислать курьером.
Воспитатель: Вы большие молодцы! Спасибо Вам большое, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714739-1448306295.jpg)
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375810-1388832577.jpg)
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-804839-1470518332.jpg)
Представление педагогического опыта работы по теме " Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах. Форма представления - презентация на тему "Краски детской души" (рисование пейзажа в дошкольном возрасте).
Обобщение опыта на семинаре - практикуме для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078919-1541536639.jpg)
Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра
DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-635366-1581601955.jpg)
презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»
Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714739-1448306295.jpg)
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»
Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовныпо теме «Формирование основ противопожарной безопасности у...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375810-1388832577.jpg)
2022г Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников»
Педагогический опыт 2022г "Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников"...