Представление педагогического опыта Бурцева Ольга Викторовна
методическая разработка (старшая группа)

Бурцева Ольга Викторовна

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида Бурцевой Ольги Викторовны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»  

Рузаевского муниципального района

1.Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).

Тема опыта: «Развитие самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллекционирования»                                             

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Бурцева Ольга Викторовна

Дата рождения:10.03.1993г.

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Образование: высшее.

  • 2015г.- окончила МГПИ им.М.Е.Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Педагогика и психология », организатор-методист дошкольного образования и педагог психолог.    
  • 2019г.- окончила МГПИ им.М.Е.Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность       « Педагогическое образование», магистр.

Повышение квалификации:

  • 2022 г. – прошла курсы повышения квалификации по программе         Современные технологии реализации ФГОС дошкольного образования в объеме 72 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - «Педагог13.ру»

Общий педагогический стаж: 8 лет

Стаж в занимаемой должности: 6 года

Актуальность педагогического опыта.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую деятельность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и развитие самостоятельности.

 Изучая окружающий мир, ребенок, одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и с взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры  является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских  игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к собирательству.

Эффективность использования возможностей детского коллекционирования в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

 Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накопление объема информации об окружающем мире и новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что  выбранная мною тема актуальна. Она  составляет основу для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Основная идея опыта

Основной идеей  моего педагогического опыта является развитие  у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности с помощью метода коллекционирования.

Наблюдая за детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности, я заметила, что дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

В процессе коллекционирования можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Экспозиция коллекций может рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Дети могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов объекта, с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны [7].

Организуя образовательную деятельность с опорой на коллекции, я формирую у детей самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта создание оптимальных условий для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе  коллекционирования. 

Теоретическая база

Изучение проблемы формирования исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста требует уточнения понятия «исследовательские умения», определения их перечня и характеристики с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет. Исследовательские умения предполагают овладение детьми дошкольного возраста соответствующей деятельности. Такой деятельностью согласно ФГОС ДО является познавательно - исследовательская [1]. Теоретический анализ исследований позволил выявить, что единого подхода к определению понятия «познавательно-исследовательская деятельность» нет. При рассмотрении данной деятельности авторы используют дефиниции: «поисково-исследовательская деятельность», «поисковая деятельность», «поисково-познавательная деятельность», «исследовательская деятельность». Отметим также, что авторы выделяют и характеризуют следующие ее виды: исследовательская, экспериментирование, проектирование, моделирование. Вместе с тем исследователи используют разнообразную терминологию. В совместной работе А. И. Савенков с А. В. Леонтовичем выделил исследовательскую деятельность. Она является разновидностью 9 познавательной деятельности, направленная на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации [8]. В нашем опыте мы будет опираться на следующее определение понятия деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового (проблемного) характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира, их систематизацию и освоение способов познания, и предполагающую высокую степень активности и самостоятельности детей [5]. В дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных видов детской деятельности [10]. Такая деятельность направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Особенность эффективности работы по формированию познавательно – исследовательской деятельности определяется возрастными возможностями детей. Рассмотрим некоторые их них. К 6-7 годам у детей ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. В связи с этим у ребенка формируются способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. У ребенка на этапе завершения дошкольного возраста повышаются возможности саморегуляции поведения и самостоятельности. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила.

Таким образом, формирование самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности связано с освоением детьми исследовательской деятельности. Требуется конкретизировать исследовательские умения в процессе определённой деятельности, например, такой как коллекционирование. Необходим учёт возрастных особенностей детей.

Новизна педагогического опыта

Новизна опыта заключается в разработке мероприятий для детей старшего дошкольного возраста и педагогов с использованием коллекций для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Практическая значимость данного опыта определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные мной в процессе работы: конспекты занятий и мастер-классы для работы с воспитанниками и педагогами.

Технология опыта

Проведя наблюдения за детьми и диагностику в начале учебного года, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

1.в  систематизации и обобщении предметов и явлений;

2. в анализировании и умение логически обосновывать свои мысли;

3. многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

4. видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

 Я поставила перед собой цель: создание условий для развития самостоятельности и  познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Определила следующие задачи:

- развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;

- закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;

- развивать творческий потенциал воспитанников;

-пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;

- организовать детско-взрослое сообщество по интересам.

С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию коллекций провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. В процессе анкетирования выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на экскурсии детей, но родителей готовы к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию коллекций.

Опрос детей старших групп в ДОУ показал, что 55 % детей имеют представление о коллекционирование, как о сборе разных интересных вещей и предметов; 47 % детей считают, что предметы коллекций нужны, чтобы на них смотреть, 50 % - узнавать что-то новое, интересное о предметах коллекций, об истории, о людях их создавших. Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к коллекционированию, хотят знать об истории того или иного предмета, но не имеют возможности взаимодействовать с экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.

Исходя из результатов анкетирования родителей и опроса детей, мы решили создать свои мини - коллекции, выбрав для этого культурную практику коллекционирования.

Культурная практика коллекционирования - создает широкие возможности для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, формирования познавательных интересов и развития самостоятельности.

Данная культурная практика позволяет смотреть на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», где усилия взрослых направлены на создание условий для саморазвития всех субъектов образования.

Культурная практика коллекционирования:

·       непосредственно связана с жизнью, интересными событиями, окружающими предметами;

·       предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности, в том числе – познавательно-исследовательской в разных формах;

·       обеспечивает возможность интеграции всех образовательных областей;

·       позволяет учитывать и развивать познавательные интересы детей;

·        дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;

В ходе реализации коллекционирования у детей формируются подлинная творческая активность и самостоятельность, внимательность, ответственность, решительность, чувство доверия к миру взрослых, а участие родителей в создании коллекций пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия в рамках создания коллекций нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В качестве отправного момента я использую: самостоятельное или детское  внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.

В рамках создания коллекций все преобразования можно объединить в модели трех вопросов.

1 вопрос: Что знаем?

Накопление представления о коллекционирование, выявление предпочтений и потребностей.

2 вопрос: Что хотим узнать?

Побуждение к получению информации об объектах коллекций, формирование бережного отношения к экспонатам, организации разных форм деятельности с опорой на коллекцию.

3 вопрос: Что узнаем?

Проведение выставок коллекций, презентация коллекций.

Работа по созданию коллекций в моей группе началось спонтанно. Мой воспитанник вернулся из путешествия и привез мне в подарок сувенирный магнитик. Рассматривая, его дети начали размышлять, откуда он его привез и что еще можно привезти на память из разных городов?

Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.

1 вопрос: Что знаем?

Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание магнитов, фотографий и сувениров отметили их разнообразие.         Подвела детей к тому, что можно сделать выставку этих предметов в группе, по – другому эта будет называться коллекция.

Первый этап  коллекционирования: погружение в идею коллекционирования детей и родителей.

- создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало  бы расширению кругозора, развитию  художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.

2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли предметы этой коллекции использовать в играх?

Принцип – многофункциональность применения.

Выяснили – да можно. Так возникли игры «Из чего сделан сувенир?, Назови изделие и т.д.»; «Подбери по форме», «Найди герб города…?», «Что рассказывает карта?» « Путешествие по стране России» «Географическое домино» «Сувенирная лавка» - сюжетно – ролевая игра и другие.

Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору сувенирной продукции привезенных из разных городов России.

Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое.  Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка,  кроме того, помочь ребенку найти  нужную информацию и  участвовать  в изготовлении коллекций.

Третий вопрос: Что узнали?

Третий этап – деятельностный, продуктивный

Принцип – доступности

Интересные идеи использования коллекций в работе с воспитанниками мы  определили. А где же все это богатство хранить?

Передо мной как перед педагогом стояла задача, систематизировать данные коллекции, не повторяя известных требований к созданию предметно-пространственной среды (в аспекте мини-музея), подчеркну важность проектирования особого пространства, которое  должно проектироваться совместно с детьми и мыслиться именно как «пространство для детей».

О чудо, мои маленькие помощники  подсказывают идею. В чудо – домике. И вот готово многофункциональное пособие, которое проектировалось вместе с детьми и мыслилось как «пространство для детей» А, следовательно, третий этап: организация места хранения, воплощен в нем.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод:

- средствами созданной  коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, самостоятельности, социально – коммуникативного развития детей.

- приблизились к способам познания через познавательно -исследовательскую деятельность – с интересом и увлечением обследовали магниты и сувениры.

- у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу.

В заключение мне бы хотелось отметить, что развивающий эффект коллекционирования будет проявляться в том случае, если педагог мыслит и поддерживает его как культурную практику, а не использует как модный дидактический метод; занимает позицию «со-коллекционера» и тактично, продуманно сопровождает процесс накопления опыта детьми.

Дальнейшая работа заключалась в разработке конспектов занятий с использованием коллекций собранных детьми, организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. (Приложение №1)

При проведении занятий наряду с методами, направленными на расширение кругозора дошкольников  об окружающем мире, обязательно  включали:

· элементарные опыты (демонстрационные и фронтальные), стимулирующие познавательную активность и любознательность дошкольников,

· наблюдения – рассматривания с целью выделения признаков и свойств, объединения предметов на основе выделенных признаков,

· игровую деятельность (подвижные, дидактические и развивающие игры)

Тема, цели и содержание НОД определялась в соответствие с комплексно-тематическим принципом построения воспитательно-образовательного процесса.

Важным  моментом является то, что в течение всего учебного года предметно - развивающая среда  в группе для  познавательно - исследовательской деятельности детей  была динамичной, а не статичной и неизменной. В зависимости от тематики, содержания  познавательно - исследовательской деятельности дошкольников изменялось наполнение коллекций, какие-то объекты и пособия  дополнялись или заменялись другими.

 Результативность опыта

В результате проведения диагностического исследования по методике «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой) были выявлены определенные изменения в познавательной деятельности детей. 

Показатели развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в %) на констатирующим этапе

Показатель

Уровень

высокий

средний

низкий

Любознательность

40%

7%

53%

Инициативность

7%

53%

40%

Самостоятельность

13%

40%

47%

Высокий интерес к процессу  познанию

40%

47%

13%

Эмоциональный настрой

13%

67%

20%

Развития восприятия предметов

40%

40%

20%

Исходя из результатов диагностирования благодаря внедрению в практику системы занятий можно сделать вывод о том, что изменение форм и методов традиционного обучения благоприятно влияет на развитие познавательной деятельности. Введение в процесс работы практику коллекционирования дал свои результаты представление в контрольном этапе.

Показатели развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в %) на контрольном этапе

Показатель

Уровень

высокий

средний

низкий

Любознательность

82%

16%

2%

Инициативность

53%

43%

4%

Самостоятельность

62%

29%

9%

Высокий интерес к процессу  познанию

74%

20%

6%

Эмоциональный настрой

68%

22%

10%

Развития восприятия предметов

53%

42%

3%

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании познавательной деятельности старших дошкольников. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения занятий по развитию познавательно- исследовательской деятельности с использованием коллекционирования видно, что у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии познавательной активности. 

Опыт работы показывает, что приёмы создания коллекций служат эффективным средством познавательного развития дошкольников. На основе данных:

разработан алгоритм создания и работы с коллекциями,

- реализованы  и оформлены коллекции в единый продукт,

- повысилась педагогическая компетентность родителей (есть предложения по созданию новых коллекций и улучшению уже существующих),

- подобраны и апробированы формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием коллекций,

- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности (предлагают создать новые коллекции, задают вопросы, стремятся пополнить существующие коллекции новыми экспонатами).

Данный опыт функционирует в МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. Участниками опыта являются дети старшего дошкольного возраста.

Данный опыт изучался и распространялся мной на разных площадках:

Мастер-класс для воспитателей МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. – 2022 г. – «Культурная практика коллекционирования в развитии самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»;

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года – 2022».

Республиканский образовательный салон -2022 «Перспективы обновления: от стратегии к развитию», тема выступления: «Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей дошкольного возраста».

Публикация во всероссийском сетевом издании «Время Знаний», статьи на тему: «Совместная работа семьи и ДОУ в процессе коллекционирования»

 Работу с культурной практикой коллекционирования я буду продолжать, учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Считаю что выбранная мною тема «Развитие самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллекционирования»  актуальна в настоящее время и полезна для педагогов.                                          

Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике

 Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.



Список литературы
:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.

3. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

4. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29.

5. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1

6. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

7. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

8. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

10. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему «Коллекционирование и познавательная активность»

Цель: выявление отношения родителей и их готовности к  взаимодействию с педагогами детского сада по проблеме развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами коллекционирования.

Инструкция: выберите ответ «да», «нет», «затрудняюсь ответить»; запишите ответ. Там, где необходимо, выберите ОДИН ответ из предложенных или впишите свой ответ в строчку.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

  1. Занимались ли Вы в детстве коллекционированием? Если «Да», то укажите, что Вы коллекционировали.

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

2. В настоящее время Вы сами или кто-то из Вашей семьи занимается коллекционированием? Если «Да», то укажите, какие коллекции есть в вашей семье.

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

3.Ваш ребенок собирает коллекцию? Если «Да», то – какую?

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Помогаете ли Вы Вашему ребенку собирать коллекцию?

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

5. Каким образом Вы помогаете Вашему ребенку в коллекционировании? (Выберите ОДИН ответ из предложенных).

- помогаю находить (покупаю) экспонаты для его (ее) коллекции;

- просто поддерживаю ребенка словами, похвалой;

- показываем его коллекцию родственникам, приятелям, знакомым;

6. На Ваш взгляд, какие положительные качества, черты характера сформировались (или могут сформироваться) у ребенка в процессе коллекционирования? (Ответ впишите)

_________________________________________________________________

7. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка необходимо развивать познавательную активность средствами коллекционирования?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

8. Достаточно ли вам знаний и умений для того, чтобы развивать познавательную активность Вашего ребенка средствами коллекционирования?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

9.Сичтаете ли Вы полезным для Вашего ребенка занятия в кружке «Юный коллекционер»?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

10. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию познавательной активности у ребенка 3-4 лет средствами коллекционирования? (выберите ОДИН ответ из предложенных):

-  сотрудничество родителей с воспитателями детского сада;

- повышение уровня компетентности родителей по данной проблеме;

- привлечение родителей к коллекционированию того, что коллекционирует их ребенок;

- что-то другое ________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Мастер - класс: «Культурная практика коллекционирования в развитии самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в области освоения приемов  развития самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности  у детей через использование культурной практики коллекционирования.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с условиями развития культурной практики у детей дошкольного возраста.
  2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
  3. Углубить знания педагогов по вопросам коллекционирования с реальными и абстрактными объектами.
  4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме познавательно - исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий проекты в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по

                                     

                                                Ход мастера - класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада пригласила вас на мой мастер – класс, где мы разберемся в значимости коллекционирования как вида культурной практики в развитие самостоятельной  и познавательно – исследовательской  деятельности дошкольников.

(Главная идея: Развитие самостоятельной и познавательно - исследовательскую деятельность детей, через культурную практику коллекционирования – на слайд).

Коллекционирование – это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий, универсальной компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, современные дети заинтересованы в коллекционирование или нет? Если да, то Какую пользу представляет процесс коллекционирования?

Польза от такого  увлечения  неоспорима.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание, как можно больше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

У меня к вам еще один вопрос. А как часто в своей собственной работе, используете данную культурную практику?

Мы с вами ответили на поставленные вопросы и выяснили проблему, что с одной стороны дети заинтересованы и любят коллекционировать, а с другой стороны мы не достаточно эффективно используем данную культурную практику – как коллекционирования в своей работе.

Сегодня мы решим эту проблему вместе с вами!

С чего начать работу? Для того чтобы все изменения были системны, контролируемы, а главное безопасно вошли в жизнь детского сада предлагаю ознакомиться с ними. Пройдёмся по некоторым из них, итак начинаем!

Для начала мы запускаем опрос среди родителей, сегодняшние дети, заинтересованы в коллекционирование или нет? И результаты опроса позволяет замотивировать и родителей и детей на перемены, появиться детская цель - в создание коллекций, родители осознают также важность поставленной задачи. Все преобразования можно объединить в модели трех вопросов.

1 вопрос: Что знаем?

Накопление представления о коллекционирование, выявление предпочтений и потребностей.

2 вопрос: Что хотим узнать?

Побуждение к получению информации об объектах коллекций, формирование бережного отношения к экспонатам, организации разных форм деятельности с опорой на коллекцию.

3 вопрос: Что узнаем?

Проведение выставок коллекций, презентация коллекций.

А сейчас я предлагаю закрепить все на практике и проверить, насколько вы в своей культурной практике используете вид коллекционирование.

Для этого я приглашаю свою фокус группу. Подойдите сюда на центр зала, с вами уважаемые коллеги мы немного посовещаемся. Напомню, что одной из моделей вопросов было организация разных форм деятельности с опорой на коллекцию, которую я вам предоставляю, и сейчас ваша задача придумать такое применение данной коллекции, которое воплотилось бы в определённой форме презентации данной коллекции.

Дадим пару минут фокус – группе на размышление.

А пока работа с залом.......

Пока фокус – группа работает, мне хочется спросить у вас коллеги, Как вы считаете, возможно, ли коллекции собранные по инициативе детей гармонично вписать в предметно- пространственную среду группы?

В практике детских образовательных учреждений создаются необычные коллекции: «пуговицы», «киндер-игрушки», «коллекции картин, рисунков» об излюбленных персонажах и т.д. Данные формы оригинальны, но, учитывая визуальность и манипулятивность детского коллекционирования, необходимо продумать материальную форму их представления.

Спасибо за интересные ответы. И послушаем, идеи наших фокус групп.

И сегодня я хочу познакомить вас со своим многофункциональным дидактическим пособием « Наш дом – Россия» в основу которого, положено несколько тематических коллекций собранных по инициативе детей, с их полным включением в процесс как субъектов детской деятельности.  

Возникновение нашей коллекции  началось спонтанно. Мой воспитанник вернулся из путешествия и привез мне в подарок сувенирный магнитик. Рассматривая, его дети начали размышлять, откуда он его привез и что еще можно привезти на память из разных городов?

Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.

1 вопрос: Что знаем?

Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание магнитов, фотографий и сувениров отметили их разнообразие.         Подвела детей к тому, что можно сделать выставку этих предметов в группе, по – другому эта будет называться коллекция.

Первый этап  коллекционирования: погружение в идею коллекционирования детей и родителей.

- создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало  бы расширению кругозора, развитию  художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.

2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли предметы этой коллекции использовать в играх?

Принцип – многофункциональность применения.

Выяснили – да можно. Так возникли игры «Из чего сделан сувенир?, Назови изделие и т.д.»; «Подбери по форме», «Найди герб города…?», «Что рассказывает карта?» « Путешествие по стране России» «Географическое домино» «Сувенирная лавка» - сюжетно – ролевая игра и другие.

Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору сувенирной продукции привезенных из разных городов России.

Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое.  Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка,  кроме того, помочь ребенку найти  нужную информацию и  участвовать  в изготовлении коллекций.

Третий вопрос: Что узнали?

Третий этап – деятельностный, продуктивный

Принцип – доступности

Интересные идеи использования коллекций в работе с воспитанниками мы  определили. А где же все это богатство хранить?

Передо мной как перед педагогом стояла задача, систематизировать данные коллекции, не повторяя известных требований к созданию предметно-пространственной среды (в аспекте мини-музея), подчеркну важность проектирования особого пространства, которое  должно проектироваться совместно с детьми и мыслиться именно как «пространство для детей».

О чудо, мои маленькие помощники  подсказывают идею. В чудо – домике. И вот я готова представить многофункциональное пособие, которое проектировалось вместе с детьми и мыслилось как «пространство для детей» А, следовательно, третий этап: организация места хранения, воплощен в нем.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод:

- средствами созданной  коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, самостоятельности, социально – коммуникативного развития детей.

- приблизились к способам познания через познавательно -исследовательскую деятельность – с интересом и увлечением обследовали магниты и сувениры.

- у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу.

В заключение мне бы хотелось отметить, что развивающий эффект коллекционирования будет проявляться в том случае, если педагог мыслит и поддерживает его как культурную практику, а не использует как модный дидактический метод; занимает позицию «со-коллекционера» и тактично, продуманно сопровождает процесс накопления опыта детьми.

Приложение 3

Конспект интегрированного занятия по организации культурной практике коллекционирования в развитие самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности  дошкольников

Тема: «Путешествие коллекций»

Цель: Формирование основ гражданственности у воспитанников средствами культурных практик: коллекционирования магнитов «Города России».

Развитие познавательной активности (интерес и деятельность) воспитанников путем создания коллекции. Воспитание патриотических чувств, бережного отношения к  уголкам нашей Родины.

Задачи:

Обучающие:

• дать сведения о достопримечательностях городов России;

• познакомить с картой страны;

• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

Развивающие:

• формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;

• развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны, достопримечательностям некоторых городов России.

Воспитательные:

• развитие самостоятельной и познавательно-исследовательской деятельности посредством культурной практики коллекционирования.

• воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;

• вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Оборудование: карта России, многофункциональное пособие «Дом России», магниты «Города России», предметы для творческой деятельности (заготовки для изготовления магнитов, краски, пластилин, кисточки, карандаши, наклейки).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, поздороваемся с ними.

Присаживайтесь на подушки.

Ребята скажите, пожалуйста, а какое у вас сейчас настроение?

Воспитатель: Егор, какое у тебя настроение по цвету сегодня? Какое настроение по цвету сегодня у тебя, Василиса? А у тебя, Влад? Настя, какое настроение у тебя по вкусу? Вова, у тебя какое настроение по вкусу? Саша, какое у тебя настроение по вкусу? Даня, какое у тебя настроение по запаху? А у тебя Софья?

- Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.

-Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?

Воспитатель: Правильно, коллекция – это собирание, каких-либо одинаковых предметов на разные темы и причем, ребята, иногда в коллекцию могут входить такие предметы, которых по всему миру, только несколько штук.

- Как вы думаете, что можно коллекционировать?

- А что коллекционируете вы?

-Ребята, а вы знаете, как называют человека, который занимается коллекционированием?

- Давайте встанем и посмотрим, сколько коллекций представлено вокруг?

А вот и наш замечательный дом. Назовите, какие коллекции здесь собранны?

Самая большая коллекция – это магниты из разных городов России.

Беру коллекцию и кладу на стол.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно их и выберите из них те города, в которых вы уже побывать или хотите поехать?

Воспитатель: Хорошо, положите их рядом с собой на стол, и разберем их по признакам:

Воспитатель: Из кого материала они сделаны?

Воспитатель: Как вы это определили?

Воспитатель: Потрогайте их, что вы можете о них еще рассказать?

Воспитатель: Магнитики все одинаковые?

Воспитатель: Даня у тебя два магнитика в руках, что ты можешь сказать о них?

Воспитатель: Что еще интересного вы заметили?

- А вы знаете, что такое достопримечательность?

Правильно, Достопримечательность – это место, вещь или объект, заслуживающий особого внимания, являющиеся историческим наследием.

Воспитатель: Какая достопримечательность на твоем магните, Саша? Из кого он города? Москва

Воспитатель: А на твоем, Артем, что интересного? Рузаевка

Воспитатель: Этот памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, это Россия и Мордовия, которые несут один колос пшеницы в знак дружбы Мордовии со всеми народами России.

- Ребята, посмотрите на доску?

Это карта, какой страны?

Воспитатель: Как вы это узнали?

Воспитатель: Ребята, здесь силуэты достопримечательностей городов, давайте вспомним, их названия и в каком городе находятся?

Воспитатель: Отлично, приступайте.

- Саша, какой город ты обозначала?

Воспитатель: Скажите, для чего мы привозим магниты из путешествий.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Как вы думаете, им будет приятно оставить на память, что - то о нашем детском садике?

Воспитатель: Отличная идея, подарить магнитик о нашем детском садике.

А вот из чего он будет сделан, что на нем будет изображено, вы выберите сами. Ну, что приступим, присаживайтесь за столы.

На столах у вас основы и разные материалы, из которых можно сделать магнит. Выбирайте и приступайте к работе.

Воспитатель: Элина, что ты выбрала для основы?

Рисуют ли краски на металле?

 

1 мин. Может ли тебе пригодиться умение изготавливать магниты?

- Что нового ты сегодня узнал?

- О чем вы сегодня дома расскажите родителям?

- Уважаемые гости, ребята очень стараются для вас, их так заинтересовала эта работа вы дождетесь наших подарков или нам прислать курьером.

Воспитатель: Вы большие молодцы! Спасибо Вам большое, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовныпо теме «Формирование основ противопожарной безопасности у...

Представление педагогического опыта Щербаковой Натальи Викторовны

Представление педагогического опыта работы по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольниковЩербаковой Натальи Викторовны за 2023 — 2024гг....