Представление педагогического опыта Щербаковой Натальи Викторовны
материал (средняя группа)

 Щербакова Наталья Викторовна

Представление педагогического опыта работы по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников

Щербаковой Натальи Викторовны за 2023 — 2024гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников

Щербаковой Натальи Викторовны за 2023 — 2024гг.

В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов остро стоит вопрос об усилении патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время Россия переживает исторически сложный период. Самый большой кризис, с которым сталкивается сегодня общество, - это не крах экономики и не смена политической системы, а разрушение личности. Все более антигуманное явление массовой коммерческой культуры угрожает национальной культурной самобытности и культурному развитию человечества в целом. Для детей характерна эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, щедрости, справедливости, гражданственности и патриотизме. В этих непростых условиях каждый из нас, педагогов и родителей, должен стремиться создать ребенка сострадательного, отзывчивого, любящего труд и умеющего уважать труд других, человека, способного созерцать и ценить красоту окружающего мира, земли, где он родился, гражданина своей страны. Именно поэтому я считаю, что необходимо связывать воспитательную работу с общественной жизнью, которая окружает ребенка, чтобы воспитать в нем любовь к Родине и любовь к Отечеству. В своей работе я использую самые интересные и эффективные методы, такие как прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, вовлечение детей в различные виды деятельности (игровую, языковую, продуктивную и т.д.). Нравственно-патриотическое воспитание пронизывает всю деятельность детей в повседневной жизни и на занятиях. Я стараюсь помочь детям сформировать потребность участвовать в деятельности на благо окружающих их людей и живой природы, осознать, что они являются неотъемлемой частью своей малой родины.

Представление педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает следующие аспекты:

  • Цель и задачи опыта. Воспитание гармоничной, нравственно здоровой личности, главными качествами которой являются любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре, старшему поколению.
  • Комплексный подход. Нравственно-патриотическое воспитание должно пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях.
  • Теоретическая база опыта. Теоретико-методологической основой служат труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОО.
  • Принципы работы. Например, личностно-ориентированное общение, тематическое планирование материала, наглядность, последовательность и занимательность.
  • Методы и приёмы. Целевые прогулки, занятия с детьми, игровая деятельность, наблюдения, беседы о родном городе, улице, стране, разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Взаимодействие с родителями. Совместно с родителями проводятся фотовыставки, разрабатываются семейные альбомы и журналы.
  • Результаты опыта. Например, сформированы профессиональные компетенции, необходимые для формирования патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста, разработаны методические и дидактические материалы, обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по патриотическому воспитанию.

Нравственно-патриотическое воспитание пронизывает всю деятельность детей в повседневной жизни и на занятиях. Я стараюсь помочь детям сформировать потребность участвовать в деятельности на благо окружающих их людей и живой природы, осознать, что они являются неотъемлемой частью своей малой родины.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что современные дети мало знают об особенностях родного края, страны, народных традициях, зачастую равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, мало сочувствуют чужому горю. Сотрудничество с родителями по вопросам нравственного и патриотического воспитания в семье явно недостаточное. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов остро стоит вопрос об усилении патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Одной из ключевых задач, стоящих перед педагогами на данном этапе воспитания детей дошкольного возраста, является формирование у них чувства любви и гордости за свою страну. Это чувство начинает развиваться с простых элементов: изображения, музыки, которые слышит ребенок, знакомого природного окружения и привычной жизни. Со временем оно становится более глубоким и многогранным. Значимую роль в расширении и углублении представлений о родине, патриотизме и любви к ней играет использование местного краеведческого материала в образовательном процессе.

Мы, воспитатели, обязаны донести это чудо до наших детей. На сегодняшний день возвращается память о народных традициях, праздниках, фольклоре и декоративно-прикладном искусстве, которые стали ценными культурными наследиями, сохранившимися через века.

Патриотизм – это сложное чувство, зарождающееся в дошкольном детстве, когда формируется наше отношение к окружающему миру, начиная с любви к семье и самым близким людям. Эти связи – корни, связывающие ребенка с родным домом и привычной средой. Чувство любви к Родине начинается с восхищения ребенка тем, что он видит, чему удивляется, что трогает его душу. И хотя многие впечатления еще глубоко не прочувствованы самим ребенком, а передаются через его восприятие, они играют большую роль в развитии патриотической личности. Как молодым родителям сохранить свою духовность, во всем разобраться, выбрать правильные ориентиры для воспитания детей и научить их любить Родину такой, какая она есть, а не такой, какой мы ее придумали? И любить и беречь только то, что они чувствуют, знают и понимают. Что может заинтересовать ребенка чистотой, честностью, красотой и глубоким содержанием. Это наша история и наша культура на протяжении веков. Лицо Земли уникально. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения - сохранить эту самобытность. Мы во многом утратили качества нашего народа, забыли русскую национальную культуру и отвергли то, что составляет суть русской нации. Терпение, доброта, щедрость, сострадание, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе русской жизни и традиций.

Человеческий фактор, поставленный во главу угла нашей политической жизни, делает целесообразным поиск современных форм общения с дошкольниками и их родителями в патриотическом направлении. Одной из самых серьезных проблем, стоящих перед современным дошкольным образованием, является проблема формирования достойного отношения к Родине, воспитания у дошкольников основ патриотизма и гражданственности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, родному дому и семье, ее истории и культуре, построенной трудом родных и близких. Но при этом необходимо вместе с ребенком помнить о настоящем, постоянно прослеживать связи между прошлым и нынешним временем, дать ему понять, что он - хозяин своей Родины. В современную эпоху инноваций и перемен российское общество нуждается в новом социальном характере, определяющем перспективы опыта. Ему нужны деловые, уверенные в себе, независимые и яркие личности. В связи с этим рассматривается сущность патриотического воспитания, его место и роль в общественной жизни. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Исходя из актуальности данной темы, мы поставили перед собой следующие задачи.

Цель: заставить детей думать о родном крае, о своей малой родине; воспитывать человеческий, духовный и нравственный облик; стать в будущем достойными гражданами России; стать патриотами своей Родины.

В процессе работы над этой темой мы определили следующие задачи:

- Любить свою Родину, интересоваться ее прошлым и настоящим.

- Развивать умение смотреть на ближайшее природное и культурное окружение и отражать это в своей деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей городской и районной среде (достопримечательностям, культуре, природе).

- Воспитывать эмоциональное и ценностное отношение к семье, дому, улице, району и стране.

- Воспитывать гордость за своих сограждан, чувство ответственности за все, что происходит в городе, и причастность к городу.

Гипотеза: уровень нравственно-патриотического воспитания будет наиболее успешным при соблюдении следующих условий:

- использование современных форм, методов и приемов в работе с детьми;

- создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- тесное сотрудничество с родителями.

Новизна данного опыта заключается в разработке и реализации современного подхода к организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В основу работы с детьми дошкольного возраста положены следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей, принцип учета индивидуальных особенностей, принцип коллективизма, принцип сотрудничества, принцип уважения личности ребенка, принцип позитивной направленности (необходимо поддерживать уверенность в способностях ребенка и как можно чаще хвалить).

Условия формирования опыта. Дети не рождаются ни плохими, ни хорошими, ни нравственными, ни безнравственными. То, какие качества разовьются в ребенке, зависит, прежде всего, от того, как родители и окружающие взрослые воспитывают детей, какими впечатлениями обогащают их. В настоящее время очень важно искать и развивать инновационные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию, реализация которых будет способствовать созданию качественно новых форм в организации этой деятельности, направленной на подрастающее поколение. Однако никакие знания педагогов не могут быть эффективными, если они сами не любят свою страну, народ и город. В образовании все должно основываться на характере педагога. Ни один закон, ни одна программа, ни одна искусственная организация, как бы хитро они ни были придуманы, не могут заменить характера в деле воспитания. Любовь к родине становится силой духа только тогда, когда человек запечатлевает в своем сознании образы, связанные с родной землей и языком, и гордится тем, что все это - его родина. Нельзя говорить о воспитании у детей любви к родине и отечеству, не прививая им знаний о них. Этот отбор и систематизация знаний осуществляется не только педагогами в соответствии с целями воспитания, но и с учетом умственных способностей дошкольников, то есть характера их мышления, способности к обобщению и анализу.

Меня всегда привлекали народные песни, сказки и народное творчество. Я стремлюсь передать свои знания детям в доступной форме, воспитать у них привязанность и интерес к родному краю, поделиться своим опытом с коллегами. Накопленный в результате материал составляет основу моего опыта «патриотическое воспитание через познание Родины», который предполагает высокий уровень развития духовно-нравственной сферы ребенка.

Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла, экскурсии, беседы и встречи с интересными людьми способствуют расширению кругозора детей, приобщению их к национальной культуре и истории родного края, тем самым пробуждая интерес к жизни своего народа и развивая любовь к своей стране.

Для детей дошкольного возраста используются беседы, коммуникативные ситуации, викторины, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, работа с карточками, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов и картин, экскурсии, целевые прогулки. Важно использовать ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы, таких как музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, игровые ситуации, работа в природе.

Особое значение для детей дошкольного возраста имеют занятия, позволяющие им продемонстрировать собственное позитивное отношение к своему городу и родной стране. Вся моя работа в этой области проходит в форме сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности взрослых и детей:

1. Альбомы: «Символы России», «Наш город», «Саранск - город тружеников», «Работники нашего детского сада», «Папа, мама, я - дружная семья», «Национальные символы»;

2. Тематические подборки рисунков, иллюстраций, фотографий и открыток;

3. Стихи, пословицы и поговорки о родном городе и России

4. Картотеки: «Пословицы и стихи о семье и Родине», «Стихи о Мордовии», «Знаменитые улицы Темникова», «Пословицы и поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».

5. Развивающие игры: „Моя Родина Россия“, „Мордовия сегодня“, „Национальные символы“, „Расскажи мне о своем городе“, „Викторина-угадайка“ (продукция предприятий), лото „Профессии“, „Дорожные знаки“

В своей работе мы используем современные педагогические технологии: моделирование. Картинка-модель - «часть-целое», объект-модель «мой город», модель «закон юного художника», модель-алгоритм «порядок взгляда на картину», использование эмоциональных схем и др.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач; приемы ТРИЗ, такие как морфологические пути «типы городов», системный оператор «поиск пар».

ОТСМ - общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Темников - мой любимый город», «Угадай, что такое Темников», «Угадай по описанию» и т.д.

На основе впечатлений, полученных от посещения музеев, экскурсий на природу и чтения художественных произведений, мы организуем выставки «Родные просторы» и «День Победы», которые раскрывают творческий потенциал детей. Наша деятельность была бы невозможна без взаимодействия с родителями. По нашим рекомендациям родители вместе с детьми посещали выставочные залы и музеи. Мы обсуждали с ними увиденное, слушали их рассказы и дополняли их своими - как говорил А.С. Макаренко: «В вашей семье, под вашим руководством вырастут будущие граждане, будущие активисты, будущие воины».

Информационно-образовательные формы. Оформление папок: «В музей с детьми», «Как увидеть произведения искусства», оформление информационных листов: «Как воспитать маленьких патриотов», обзор «Дети рисуют мир» .

Таким образом, в педагогическом аспекте нравственно-патриотическое воспитание можно понимать как процесс формирования сознательной человеческой личности, любящей свою Родину, гордящейся историческими достижениями своего народа и его культурой.

Ожидаемые результаты

  • организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности.
  • совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитатнию детей старшего дошкольного возраста.
  • увеличение количества детей дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии, одаренных детей;
  • увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
  • использование в образовательный процесс современных форм работы с детьми;
  • повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;
  • использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • ост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.

В развитии дошкольников:

В результате реализации педагогического опыта:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Результативность опыта:

  • разработана и внедрена в практику современная модель организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
  • разработаны и апробации современные формы, технологии, направленные на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников (флешмоб, акции, маршрутные игры, досуговые мероприятия по популярным телепроектам, проэктная деятельность, массовые мероприятия с родителями)
  • разработано перспективное планирование по патриотическому воспитанию для детей страшего дошкольного возраста
  • обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп в соответствии с проектом, созданы авторские дидактические пособия
  • подготовлены методические консультативные материалы по работе с семьей (консультации для родителей, буклеты, рекомендации и другое)
  • разработан план работы с родителями по формированию основ нравственно - патриотического воспитания старших дошкольник
  • Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Работа в этом направлении предполагает переосмысление задач воспитания, рассматриваемых как важнейший приоритет в образовательном процессе. Воспитание должно стать неотъемлемой частью педагогической деятельности, интегрированной в обучение и развитие.

Обязательно нужно вовлекать семьи в процесс ознакомления детей с окружающим миром. Семья обладает уникальными педагогическими возможностями, которые ДОУ заменить не может. Партнёрство с родителями важно для формирования личности ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание, однако, является одним из самых сложных направлений из-за особенностей дошкольного возраста и многогранности понятия "патриотизм". Ребёнок при рождении как чистый лист; его впечатления формируется теми, кто его окружает.

Литература:

;Патриотическое воспитание" Г. Юдина (ж. Ребёнок в детском саду № 4,5 – 2001 г.)

;Родной край люби и знай" З. Герасимова, Н. Козачек ж. Д/в № 12-2001 г.

#1050;удрявцев в., Кудрявцева Ж. "Спорт мира и мир спорта"

4. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.

5. Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. - Елец, 2001. - 12 с.

6. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

8. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.

9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

10. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед..СССР. - М.: Педагогика, 1990.

#1041;обылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – с. 36-42

12. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе/Н.Я.Головнева, М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова. – Спб.: дельта, 256с.

13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.-М.: ТЦ Сфера, 107 с.

14. Кочергина В. Наш дом – Земля//Дошкольное воспитание. – 2004. - №6. – с.50-53

15. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995 – 128с.

16. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТН, 2003. – 64с.

17. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания /Художник Левина Л.И.-Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К., 1973

19. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать./Ю.Г.Тамберг.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 445с.: ил. – (Новое в психологии).

20. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князева, М.Д.Маханева. Спб. «Акцедент» 1977.

21. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны - воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»

Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны -  воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовныпо теме «Формирование основ противопожарной безопасности у...

Представление педагогического опыта Бурцева Ольга Викторовна

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида Бурцевой Ольги Викторовны...