"Умные капельки" Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Формирование у дошкольников знаний о значении воды в жизни человека, о её свойствах, воспитывать желание беречь воду, ведь вода - источник жизни на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolotovkina_l.yu_._umnye_kapelki.docx568.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

УМК: ООП «От рождения до школы», Т.С. Комарова, Н.Е. Веракса, М.А. Васильева

Конкурс «Работаем по ФГОС»

Номинация «Методическая разработка для проведения НОД в дошкольном учреждении»

«Умные капельки»

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе детского сада

 

Педагог: Колотовкина Лариса Юрьевна

Бакчар

2021

Цель: Формирование у детей знаний о значении воды в жизни человека

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе
  • Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха), переходит в разные состояния: жидкая, пар, лед.
  • Закрепить знания об источниках воды, о том, какая бывает вода
  • Формировать умение при проведении опытов прогнозировать результат исследования, сравнивать полученный результат с предположением

Развивающие:

  • Развивать детскую активность, самостоятельность, желание поиска новой информации всевозможными способами
  • Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений.
  •  Закреплять навыки коллективной работы, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу

Воспитательные:

  • Воспитывать бережливое отношение к воде, как природному ресурсу
  • Оказывать посильную помощь в охране водоёмов (проведение акций, создание буклетов)
  • Воспитывать такие качества, как сочувствие, желание помочь, сделать приятное

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: макет тучки с капельками, глобус, графин, ведёрко, электрический чайник, холодное стекло,  схема круговорота воды в природе, схема занимаемой на планете воды по отношению к суше.

Раздаточный:  снег, лёд, вода, пластиковые стаканы, пластиковые ложки, подносы для проведения опытов

Предшествующая работа: Проведение опытов по ознакомлению детей со свойствами воды, рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов, чтение стихов, сказок о воде, загадывание загадок, беседы о воде, словесные игры, создание буклета «Волшебница вода».

Ожидаемый результат: Дети знают свойства воды, её агрегатные состояния. Понимают, что вода является источником жизни на земле, что не вся вода пригодна для жизни, поэтому её нужно беречь: не загрязнять водоёмы, аккуратно пользоваться водопроводным краном, плотно закрывать его. Знают и называют  природные источники воды: река, ручей, море, озеро, океан, родник. Понимают значение пословицы «Где вода – там жизнь».

Ход ООД

Звонит колокольчик, собирает детей в утренний круг

Утром солнышко проснулось,              рисуют руками круг

Потянулось, потянулось.                      Потягиваются

Свои лучики раскрыло                         руки в стороны вверх, раскрыть пальцы

Всем улыбки подарило.                       Улыбаются

Оглядело все вокруг:                            Повороты головы влево, вправо

Слева друг, справа друг.                      Показывают рукой на соседа слева, затем справа

День с улыбки начинайте,                   улыбаются

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!                                       Здороваются

Доброе утро!                                        Желают доброго утра

- Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я увидела на небе очень грустную тучку. Она уже собиралась заплакать, когда я её спросила, почему она такая грустная? Тучка ответила мне, что никто её не любит, как только её увидят, сразу все разбегаются, никто не хочет с ней дружить, и никто не приглашает в гости, а ведь она приносит столько пользы. Я решила пригласить её к нам в гости. Хотите с ней познакомиться?  (да).

Тучка с неба к нам спустилась,

Тучка в гости попросилась,

В тучке капельки живут,

С вами встречи они ждут.

(вносится макет тучки, к которой на нитках прикреплены  капельки)

                                       

- Сегодня волшебные капельки поиграют с вами, расскажут вам много нового и интересного, а вы поделитесь с ними своими знаниями.

- Вы уже наверно догадались, о чём хотят с вами поговорить капельки? Но чтобы убедиться окончательно,  тучка приготовила для вас загадку:

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда -

Руби хоть топором!

Нагрей ее - и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут ее -  ... (вода)

- Правильно, молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, а те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот волшебный сосуд.

(Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой графин)

1 капелька – бережливая

Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам глобус.

- Кто знает, что такое глобус? (это модель нашей планеты Земля)

- Скажите, какие цвета вы видите на глобусе?  (голубой, зелёный, коричневый, желтый)

- Каким цветом на глобусе обозначена вода, и каким суша? (голубым – вода, зелёным, коричневым и жёлтым – суша)

- Если сильно раскрутить глобус (раскручиваю) или посмотреть на нашу планету из космоса то,  прежде всего  в глаза бросается обилие на ней воды. Почти ¾ поверхности планеты занимает вода, и только ¼ суша, на которой мы живём (показ схемы).

 Так что недаром нашу планету называют голубой, это моря и океаны сделали её такой.

- А если большинство воды в морях и океанах,  значит  какая она на вкус? (Соленая)

- Годится соленая вода для питья? (Нет, соленая вода не пригодная для питья)

- А какая вода пригодна для питья?  (пресная)

- Где можно встретить пресную воду? (в реке, озере, роднике, водопроводном кране)

Человеку, животным растениям нужна пресная вода, а её на земле очень мало, даже есть места, где воды нет совсем.  Поэтому очень важно беречь воду, расходовать ее экономно, не загрязнять водоёмы, плотно закрывать кран.

Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его, но не до конца, чтобы капали капельки

Что происходит с водой, если мы не закрываем плотно кран?  (Капает вода)

- Много ли воды вытечет из крана до конца занятия, если мы его оставим в этом положении?  (дети высказывают свои предположения, аргументируют)

Давайте подставим ведерко  под кран и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

Далее дети подходят к тучке и срезают вторую капельку  - капельку исследовательницу

2. Капелька -  исследовательница

- Ребята, скажите, какие свойства воды вы знаете?  (вода прозрачная, вода растворяет вещества, вода не имеет запаха, у воды нет собственной формы, нет  вкуса, вода жидкая, при сильном нагревании превращается в пар, на морозе превращается в лёд)

Капелька - исследовательница  предлагает вам сравнить свойства воды, льда и снега.

- А сейчас ребята вам нужно разделиться на группы и пройти в нашу лабораторию.

Детям предлагается выбрать фишку красного, оранжевого, зелёного или синего цвета, по цвету фишки дети садятся за столы такого же цвета, таким образом, объединившись в малые группы. Напоминаю правила работы в группах и правила безопасности.

1.Рассмотреть воду, снег и лёд. Сравнить чем они  похожи и чем отличаются: сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд), что произойдёт, если их соединить? (снег и лёд растают)

2.Сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (лёд в воде не тонет, остаётся на поверхности, вода остаётся прозрачной, становится холоднее, увеличивается в объёме, так как лёд в воде тает)

3.Сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её объём увеличивается, снег изменяет цвет, тает)

4.Сравнить, как изменяются в соединении свойства: снега и льда (не взаимодействуют друг с другом, но, и снег и лёд тают и превращаются в воду)

После проведения опытов каждая группа делает вывод, обобщаю ответы детей.

- Вода имеет удивительное свойство: при замерзании она становится легче, при том, что другие жидкости наоборот тяжелее. Благодаря этой особенности водоёмы замерзают только на поверхности. То, что лёд легче воды "придумано" природой для того, чтобы жизнь в воде не перестала существовать, а вместе с ней и жизнь на всей Земле.

  3. Капелька игривая

Дети встают в круг и выполняют речь с движениями «Солнце стало пригревать»

Солнце стало пригревать,           рисуют руками круг, изображая солнце

Стали капельки стучать.

Капля раз, капля два,                    стучат указательным пальцем по ладошке

Капля медленно сперва,               сначала медленно

А потом быстрей, быстрей,         затем быстрее и быстрее

Побежали ручейки                      

По полянке вдоль реки               бегут по кругу на носочках

4. Капелька учёная

Капелька четвёртая  - учёная, хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

- Ребята, скажите, для чего человек использует воду?  (мы пьём воду, стираем водой, моемся сами и моем посуду, пол, готовим пищу, поливаем огород и комнатные растения, животным тоже нужна вода)

- Много воды нужно для этого? (Много)

- Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам учёная капелька.

Для опыта детей рассаживаю на безопасное расстояние, предупреждаю, что нельзя покидать своё место во время опыта.

 В электрическом чайнике кипятится вода, Пар выходит из носика.

- Вы видите, как из чайника выходит пар?  (да)

- Откуда он взялся в чайнике, я наливала туда только воду?  (при нагревании вода превращается в пар)

Далее к чайнику подношу холодное стекло, подержав его над паром, выключаю чайник и убираю в безопасное место. Приглашаю посмотреть, что произошло со стеклом  (на стекле образовались капельки воды)

- Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно сухим и чистым (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду)

    Вот так происходит в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги  поднимаются в воздух. Чем выше поднимаются капельки, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака.  Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

    Снежинки образуются так же, как капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.

   Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе

Рассказ сопровождаю схемой круговорота воды в природе.

5 Капелька - любопытная

А эта капелька очень любопытная. В наших  опытах вы видели, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара, а может быть в виде снега и льда.

- Как же так получается, что одна и та же вода бывает такой разной?

Предлагаю детям встать в круг и взяться за руки.

- Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал).

- А теперь представьте себе, воду налили в кастрюлю и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас – частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь уже нашу группу нельзя растянуть, она приобрела свою форму как частичка льда. Наша группа, это всё те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному.

- Расскажите мне, как частички связаны друг с другом?

Дети делают выводы

  • Когда вода находится в виде пара, связей между частичками нет, каждая движется как будто сама по себе
  • В жидком состоянии связи между частичками сильнее, но они гибкие, эластичные, поэтому в жидком состоянии вода  не имеет своей формы
  • А когда вода находится в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом,  вода в твёрдом состоянии – это лёд, имеющий свою форму.

6. Капелька - живительная

- Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь», как вы её понимаете?  (в реках озёрах морях живут рыбы и животные, по берегам рек растут леса, цветут цветы, на берегах рек расположены города и сёла,  в них живут люди)

- Что произойдёт, если пересохнут реки?  (погибнет рыба, засохнут деревья, нечем будет питаться водоплавающим птицам, не смогут ходить катера, теплоходы)

- А если няня не будет мыть посуду, из которой мы едим, мыть пол? (нам не из чего будет есть, в группе будет грязно)

- Что произойдёт с нашими комнатными растениями, если мы не будем их поливать? (завянут и погибнут)

- Что произойдёт, если люди будут загрязнять водоёмы?  (погибнут рыбы и животные которые там обитают)

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут люди, звери, птицы

И поэтому всегда и всем нужна водица!

- Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

А сейчас Капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке?

- Сколько воды набралось в ведёрке? (полное ведёрко)

- Да, из маленьких капелек набралось целое ведёрко воды. Вот сколько воды пропало бы зря. Конечно, эта  водичка не пропадет. Как мы её можем использовать? (для полива комнатных растений, отдать няне для уборки группы и протирания пыли, использовать для рисования)

Капельки-волшебницы в реки собираются,

Напоить всю Землю-Матушку стараются.

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

А детишкам малым водичка всех нужнее –

С нею мы растем, с нею здоровеем.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –

Просто так из крана она не будет течь!

Есть у нас сантехник, он следит всегда,

Чтоб нигде не капала чудесная вода.

Берегите воду, воду берегите!

Итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали от наших волшебных капелек? Что вызвало затруднение? Что больше всего понравилось? Какое правило вы запомнили?

А теперь я предлагаю попробовать чистую волшебную воду.

Дегустация чистой воды.

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой.

Литература:

1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. -240с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 192с.

3.Скоролупова О.А. Вода. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003. – 96с.:ил.

4. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/nejivaya-priroda/chudesnye-kapelki.html

5. https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/krugovorot-vody-v-prirode-329399/re-41a59e8b-2278-4a47-bce7-22d88f80b349


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе Тема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли»

Конспект непосредственно  образовательной деятеьности  в старшей  группепо познавательному  развитиюв старшей группеТема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли&raq...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...