Проект по созданию мини-музея «В гостях у деревянной игрушки» для детей раннего возраста(2-3 лет)
проект

Воровщикова Лидия Сергеевна

 

Цель проекта: Обогащение воспитательно–образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями

 

Задачи:

1.                 Формирование у дошкольников представлений о музее;

2.                 Расширение кругозора дошкольников;

3.                 Формирование проектно исследовательских умений и навыков;

4.                 Развитие логического и творческого мышления;

5.                 Развитие воображения и речи;

6.                 Формирование активной жизненной позиции;

7.                 Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevyannaya_igrushka.docx69.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79»

ПРОЕКТ

по созданию мини-музея

 «В гостях у деревянной игрушки»

для детей раннего возраста(2-3 лет)

C:\Users\Александр\Desktop\f887eoalcijizfexj63uxuh0as2yux6b.jpg

Разработчики:

воспитатель Воровщикова Л.С.

воспитатель КокшароваТ.С.

г. Каменск-Уральский, 2021г.

           Создание музея в стенах детского сада – дело увлекательное и интересное, доступное каждому. Следуя совету В.Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Что такое «Мини - музей»?

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музей». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музей даёт стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплены к стенам, стоят на полу, а так же используются ширмы, стенды.

Именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания детей.

В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами.

Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира.

Поэтому в нашей группе было решено создать и постоянно пополнять мини-музей «В гостях у деревянной игрушки». Таким образом, актуальность проекта в том, что мини – музей служит для  всестороннего развития и приобщения маленького человека  к традициям нашего народа. Игры с деревянными игрушками способствуют развитию крупной и мелкой моторики, творчества и воображения. В ходе игры дети исследуют и экспериментируют с игрушкой, что позволяет расширить представления об окружающем мире.

 Актуальность темы:

Ребёнок познает мир и учится взаимодействовать с ним через игрушки. Но перед взрослыми стоит дилемма, какую же игрушку выбрать своему ребёнку. Большинство родителей останавливают свой выбор на ярких, красочных игрушках, или, отдавая дань рекламе, покупают развивающие замудрённые конструкции. Но почему мало кто задумывается о старой русской традиции - деревянной игрушке?

Наши предки знали о целебной силе дерева, считали, что при контакте человека с деревом происходит биоэнергетический обмен, деревья помогают обрести равновесие и гармонию.

Любые деревянные предметы в доме, в том числе и деревянные игрушки — обладают своей силой. Дерево – материал твёрдый, но приятный и тёплый на ощупь. Чем хорошо дерево – выполненная из него любая игрушка утрачивает режущие углы, она становиться пластичной и не может поранить ребёнка. А ещё деревянные игрушки обычно не содержат лишних ненужных деталей, раскрывают огромный потенциал для развития детской фантазии и воображения.

Берёза – считается хранительницей домашнего очага, исцеляющее, защищающее дерево.

Бук – символ изобилия и благополучия.

Дуб – символ силы, мужества, долголетия, верности.

Клён – помогает обрести душевное равновесие.

Липа – радость, тепло, покой, защита; способствует избавлению от депрессии.

Ольха – дерево покровительствующее семье.

Каждый, хоть раз в жизни почувствовал лесную атмосферу: пронизанную особым светом, наполненную звуками и запахами. Свет, звуки, запахи имеют поистине живительную силу, благотворно влияющую на душу человека. Те же чувства испытывает ребёнок, беря в руки деревянную игрушку. 

Поэтому  решили помочь детям увидеть в деревянной игрушке глубочайший смысл, почувствовать, заключённую в ней энергию, впитать её доброту, прикоснуться к русской народной культуре.

Социальная значимость проекта:

Современные родители стали забывать русские народные игрушки, игры, а с ними и традиции своего народа. Многие из них считают «бабушкины» игры и игрушки не актуальными, не престижными, «деревенскими», заменяя их в жизни своего ребёнка ультрамодными гаджетами. 

Важно осознавать, что ребенок должен играть с пользой. На Руси игрушки имели серьезное значение: с ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Как известно, крупнейшим центром по изготовлению игрушек из дерева являлось Подмосковье. А сегодня непросто жить в современном мире людям, отвечающим за сохранность русской культуры, за передачу бесценных традиций народных промыслов, ведь даже широко известные русские матрешки не являются популярной детской игрушкой, не говоря уже о богородской, городецкой и т.д. К сожалению, родители не знают, какие большие дидактические возможности заложены в них для игры. Именно деревянные игрушки могут помочь развитию самых важных умений и навыков. 

Народная игрушка — одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Яркая и самобытная, тесно связанная с народным искусством, она не потеряла своей привлекательности для детей и в наши дни. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для детского восприятия. 

И если мы, педагоги, не будем способствовать возрождению интереса к своим исконно русским традициям, фольклору, то русский народ в дальнейшем может потерять себя как нация. Другими словами, в народной культуре, в произведениях народных промыслов, заложен некий «культурный код» нашего народа, который мы должны привить подрастающему поколению. Прививая детям этот «культурный код», мы обеспечиваем процветание нашего народа и его будущее.

Срок реализации: долгосрочный

Вид проекта: познавательно-творческий.

Тип проекта: игровой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: Обогащение воспитательно–образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями

Задачи:

1.                 Формирование у дошкольников представлений о музее;

2.                 Расширение кругозора дошкольников;

3.                 Формирование проектно исследовательских умений и навыков;

4.                 Развитие логического и творческого мышления;

5.                 Развитие воображения и речи;

6.                 Формирование активной жизненной позиции;

7.                 Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Планируемый результат:

  • Дети познакомились с русскими деревянными игрушками и их историей, со старинными традициями, произведениями фольклора, художественными промыслами. 
  • Дети с удовольствием играют деревянными игрушками
  •  У детей формируется уважительное отношение к труду взрослых. 
  • Ребята получили положительные эмоции от результатов деятельности.
  • У детей обогатился активный словарный запас,
  • Практически все семьи группы приняли активное участие в создании мини – музея «Деревянная игрушка», проявили свои таланты, раскрыли свои творческие способности.
  • Родители изменили своё отношение к народным деревянным игрушкам, осознали их дидактическую ценность и стали использовать в играх с детьми.

 

Этапы проекта:

I.                  Подготовительный этап

  • Выбор темы и названия мини-музея, определение содержания экспозиции, выбор места в группе;
  • Изучение методической литературы;
  • Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  • Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии. Опрос родителей «Чем увлекается, какие любимые игрушки у Вашего малыша»? Проведение консультаций для  родителей.
  • Подборка деревянных игрушек с различной развивающей направленностью.

 

II.              Практический этап (или этап реализации проекта)

Цель – подготовка экспонатов, создание экспозиций, организация экскурсий.

Задачи:

  • Способствовать активной игровой деятельности ребенка.
  • Способствовать познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой.
  • Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.
  • Способствовать социально – эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире.
  • Способствовать художественно-эстетическому развитию.

Включает:

-  группировка материала,

- составление плана

-  оформление мини-музея.

Реализация:

1.                 Практическая деятельность по решению проблемы.

2.                 Планирование совместной и самостоятельной деятельности.

3.                 Разработка содержания экскурсий по мини-музею.

4.                 Проведение познавательных, художественно-эстетических занятий, чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с экспонатами мини-музея, провидение ролевых игр, использование развивающих деревянных игрушек в режимных моментах.

Формы и методы работы с детьми:

Чтение стихотворений, прослушивание песен о погремушках, матрешках, елочке, животных.

 Чтение сказки  «Репка», «Колобок», стих-я А. Барто, «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Погремушки у ребят».

Рассматривание картинок предметных и сюжетных.

Физ. минутки «Погремушки весело звонят», «Зоопарк», «Зайка беленький сидит».

Музыка: «Мы матрешки маленькие крошки», «Погремушки у ребят».

Рисование: «Укрась фартук у матрешки».

Лепка: «Сделай погремушку», «Раскатай ладонями шарик».

Познание: «Угадай, что звучит», «Прогулка с матрешкой», «Большое дерево», «Из чего сделаны деревянные игрушки».

Сюжетные игры: «Угостим куклу чаем», «Обустроим кукле комнату», «Положим куклу спать», «Построим дом для зайки», «Покатаем мишку на санках».

Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Собери бусы», «Собери матрешку», «Собери грибочки», «Собери целое из 4х частей».

Сюжетно ролевые игры: «Пилот», «Шофер», «Семья».

 

Экспонаты мини-музея деревянной игрушки способствуют:

Цель:

1

Музыкальному развитию детей и содержат:

Свистульки, трещотки, дудочки, погремушки, стучалки

развитие музыкально-сенсорных способностей

2

Познавательному развитию и содержат:

Игрушки забавы, конструктор, пазлы, пирамидки, матрёшки, вёдрышки, лабиринты, кубики

развивается у детей логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук

3

Развитие мелкой моторики. Что содержит:

Бусы, прищепки, вкладыши, кубики

помогают детям сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивают мелкую моторику пальцев рук

4

Художественно-эстетическое развитие и содержат:

Матрёшки, лошадки, свистульки, расписные стаканчики и вазы,

Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную  деятельность ребенка, дарит радость от игры с ней

5

Речевое развитие и содержат:

Кукольный театр, театр сказок

 

Формирование эстетического вкуса,
нравственного воспитания.
Развитие коммуникативных качеств личности.
Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решением конфликтных ситуаций через творческую игру

6

Развитие сюжетной игры и содержат игрушки:

Машинки, паровозик, грибочки, рыбки, юла, лошадка

Развитие общения, формирование доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим

7

Конструктивная деятельность

В процессе создания различных построек совершенствуются восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений.

 

 

  

III.           Обобщающий этап

  • Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
  • Презентация проекта

Перечень деревянных игрушек для детей 2-3 лет:

  • Башенки, большая пирамидка
  • Доски вкладыши, мозаики, кубики
  • Игрушки-животные, домашние и дикие
  • Игрушки-забавы
  • Каталки с забавными фигурками, вращающихся при движении.
  • коробки-вкладыши
  • Лото, пазлы
  • Матрешки сборно-разборные, неваляшки
  • Мозаика из крупных геометрических фигур
  • Музыкальные инструменты игрушечные
  • Наборы шаров с желобком для прокатывания
  • Народные игрушки из дерева: «кузнецы», «куры на кругу», фигурки, движущиеся по наклонной доске «Утята», «Бычок»
  • Платформы со штырьками для разных фигур с разным количеством отверстий
  • Разного типа конструкторы
  • Рыбалка на магнитах
  • Сортеры с ключами
  • Строительный материал, кирпичики
  • Фигурки для настольного театра
  • Шнуровки

        Период с 2 до 3 лет – самый динамичный и вместе с тем продуктивный в жизни детей. Именно в таком возрасте малыши учатся говорить и выражать свои чувства, познают мир. Важной частью их жизни является творчество, поэтому игрушки должны способствовать развитию таких навыков. Ребенок с готовностью ищет новых знаний и впечатлений, и различные карточки с цифрами, изображениями животных удовлетворяют эту жажду

         Некоторые игрушки должны открываться и закрываться. Например, подойдут шершавые формочки, которые удобно держать маленькими пальчиками. Они развивают мелкую моторику рук. Геометрические фигуры дают представление о формах и размерах. Музыкальные игрушки позволяют малышу выполнять различные задания в сопровождении звуковых эффектов.

          Размеры фигурок для маленьких детей должны быть больше 4 см. Важно, чтобы их было легко брать в ручки. Поверхности должны быть отшлифованы, а материалы – безопасны для здоровья. Правильный выбор и обширная комплектация предметов способствуют полноценному развитию детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2018, № 9

2. Игрушка в жизни ребёнка / под ред. Коссаковской Е. А. - М. : Просвещение, 2019.

3. Первушина О. М. Столбова В. Г. Природа и творчество. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2019. 

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2016.

5. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

6. Панкратова Т.Н. Окружающий мир и музей. М., 2020.

7. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду - М.: Линка - Пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".

Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)...

Проект по созданию мини-музея в подготовительной группе "Из бабушкиного сундучка"

Рекомендую, очень хорошая форма работы с родителями по пополнению развивающей среды в группе....

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду     «Русская изба»...

Проект по созданию мини-музея в группе «В гостях у Деда Мороза»

Проект по созданию мини-музея в группе №6 «В гостях у Деда Мороза»Вид проекта: информационно-практико-ориентировочный....

История игрушки (проект по созданию мини - музея)

Знакомство  детей  с русским народным промыслом на  примеренародной игрушки....

ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «АЗ БУКИ ВЕДИ» для детей подготовительной группы

Буквы очень важны в нашей жизни. Нет математики без цифр, так и нет чтения без букв. Если бы не было букв, мы не могли бы написать своё имя, фамилию, отчество. Не могли бы сохранить и передать информа...