Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Никулина Юлия Викторовна

Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности. Программа педагогического управления эмоциональным развитием строится на основе закона о функциональном психофизическом единстве деятельности организма человека как целостной системы, о чем свидетельствуют работы известных психологов П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца. А также учитываются положения теории и педагогического стимулирования, выдвинутые З. И. Равкиным, В. А. Разумным, и когнитивной теории эмоций С. Л. Рубинштейна и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности. Программа педагогического управления эмоциональным развитием строится на основе закона о функциональном психофизическом единстве деятельности организма человека как целостной системы, о чем свидетельствуют работы известных психологов П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца. А также учитываются положения теории и педагогического стимулирования, выдвинутые З. И. Равкиным, В. А. Разумным, и когнитивной теории эмоций С. Л. Рубинштейна и др.

На основе этого предлагаются четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

I. Развитие опыта эмоционального реагирования.

II. Развитие эмоциональной экспрессии.

III. Развитие представлений об эмоциях.

IV. Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.

При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования.

В основе этой работы лежат следующие принципы.

1. Системность организации психики ребенка – взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер.

2. Содержание педагогической работы соответствует условиям естественного, нормального онтогенеза ребенка.

3. Поэтапность педагогической работы. Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению с учетом «возрастных границ развития» ребенка.

4. Учет динамики и качественного своеобразия эмоций у каждого ребенка. Содержание и методический инструментарий педагогической работы должны соответствовать как актуальным, так и потенциальным возможностям каждого ребенка.

Рассмотрим направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

1. Развитие опыта эмоционального реагирования

Это первый базовый механизм эмоциональной регуляции действий, деятельности детей, субъективной поведенческой адаптации поведения.

При подборе педагогического инструментария в этом направлении за основу были взяты научно - обоснованные положения, в работах известных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.).

-  Успешное развитие эмоционального реагирования и соответственно благополучное функционирование эмоциональной сферы в целом зависят от качества сенсорного опыта детей, от уровня развития их сенсорной сферы.

- Обогащая сенсорный опыт детей, можно одновременно непроизвольно влиять на аффективную сферу, вызывая эмоциональные реакции, которые при педагогическом управлении постепенно становятся яркими, выразительными.

На этом возрастном этапе основными задачами в области развития эмоционального реагирования являются следующие:

1. Совершенствовать опыт эмоционального реагирования путем подачи различных по интенсивности, продолжительности и новизне сенсорных стимулов, носящих в основном комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т. д.;

2. Стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытности «почерка» эмоционального реагирования.

Для побуждения детей к эмоциональным проявлениям используются следующие приемы.

• Преднамеренная изоляция одного из анализаторов, например зрения («Закрыть глаза», «Отвернуться!») или слуха («Закрыть уши!»).

• Вариативность интенсивности, продолжительности, темпа подачи сенсорных стимулов.

• Неожиданное изменение игрового контекста, одновременное или поочередное демонстрирование действий.

Для реализации этих задач предлагаетсякомплекс эмоционально-сенсорных игр:

«Слушаем тишину», «Аплодисменты», «Цветные мыши», «Рисуем загадки», «Там на неведомых дорожках»

2. Развитие эмоциональной экспрессии

Это направление педагогической работы строится с учетом выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями.

Для влияния на эту сторону развития детей целесообразно использовать театральную педагогику К. С. Станиславского, в частности его метод опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Этот метод называют методом физического действия.

Основными задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие всех компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;

2. Содействовать развитию творческой самостоятельности в создании художественных образов, развитию индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения и самобытности «рисунка» эмоциональной экспрессии;

3. Поддерживать интерес детей к импровизациям, а также инициативу в выборе декораций и музыкального сопровождения. Поощрять инициативность в создании элементов костюмов, выборе выразительных средств для создания образа и т. д.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• привлекать детей к выбору декорации и музыкального сопровождения;

• побуждать к самостоятельной подготовке атрибутов, необходимых для организации игры и последовательных ролевых перевоплощений;

• побуждать детей к многократной актуализации различных эмоциональных состояний в ролевом воплощении, демонстрированию тонких оттенков настроений;

• использовать не только вербальные, но и невербальные способы взаимодействия (жесты, мимика, позы и т. д.), побуждать детей к творческим экспромтам;

• предоставлять детям свободу в самостоятельной организации таких игр;

• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и проявлении самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

Предлагаются следующие эмоционально-экспрессивные игры:

«Дождь и дождик», «Чувствительные растения», «Разговор игрушек», «Кисло-сладкая история», «В гостях у царя зверей», «Угадай-ка», «Живые картинки», «Театр пантомимики»…

3. Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 5–6 лет

Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Продолжать развивать умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса);

2. Учить определять смысл поведения, причины настроений путем анализа внешних условий – обстоятельств, событий и т. д.;

3. Развивать способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие;

4. Продолжать работу по дальнейшему обогащению словаря эмоциональной лексики, познакомить с такими словами, как обиженный, капризный, скучный, стыдно…;

5. Учить называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.);

6. Учить понимать обобщенные эмоциональные характеристики, адекватно использовать их (Царевна Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и т. д.).

Важную роль в решении этих задач играет художественная литература и музыка, где в ярких образах передаются различные настроения, эмоциональные состояния.

На данном возрастном этапе необходимо продолжить работу с использованиемкогнитивных схем эмоций. Помимо знакомых, использующихся в средней группе, вводятся новые эмоциональные состояния – состояния обиды, усталости, вины, стыда, интереса и др.

Необходимо вариативно подходить к анализу когнитивных схем эмоций:

• от следствия – собственно эмоции (например: «Что чувствует бабушка?», «Какое настроение у льва?») к причине(«Почему мальчик стал грустным?», «Что испугало котенка?»);

• от причины – самой ситуации, внешних условий, повлиявших на состояние героя или сказочного персонажа, к эмоциональным проявлениям, т. е. к следствию.

При соотнесении между собой различных элементов схемы необходимо побуждать детей оценивать эмоциональные состояния с позиции морального выбора, адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений.

С этой целью рекомендуется использоватьследующие вопросы:

• Правильно ли поступили дети?

• Как бы вы поступили, если бы находились рядом?

• Какие слова вы использовали бы в данном случае для того, чтобы изменить плохое настроение?

• Как вы считаете, нужна ли помощь в разрешении этой ситуации?

• Как помочь этому персонажу?

• Что бы вы посоветовали персонажам в этой ситуации?..

В старшем дошкольном возрасте вводится большее количество когнитивных схем эмоций.

Варианты схем для детей старшего дошкольного возраста

1. Одноперсонажные и многоперсонажные (разноперсонажные) схемы, раскрывающие эмоциональные проявления в различных жизненных и сказочных контекстах.

Разноперсонажные схемы

Котенок удивленно смотрит на ежа. Состояниеудивления (см. цв. ил. 19 во второй части пособия). Мальчик играет со щенком. Состояние радости (см. цв. ил.20 во второй части пособия). Волк, убегающий от преследования охотника. Состояниестраха (см. цв. ил. 21 во второй части пособия).

Многоперсонажные схемы

Дедушка с внуком поливают огород. У дедушки и внука состояние усталости (см. цв. ил. 22 во второй части пособия).

Мама дарит девочке куклу. Мама радуется,девочка удивляется (см. цв. ил. 23 во второй части пособия).

Собака стремится схватить кошку. Собакарадуется, кошка в испуге (см. цв. ил. 24 во второй части пособия).

2. Схемы с вариативным проявлением эмоций. Появление клоуна на арене цирка. Мальчикудивляется, девочка радуется,малыш в состоянии легкого испуга(см. цв. ил. 25 во второй части пособия). Появление большого грозного льва. Заяциспуганный, волк злой, ежудивленный, белка печальная (см. цв. ил. 26 во второй части пособия).

3. Схемы, в которых внешнее выражение и причина эмоций представлены в конфликтной форме, т. е. прямо не согласуются. Такие схемы оформляются по типу перевертышей: «Что здесь не так? Может ли такое случиться?»

Заяц скрывается в норе от лисы. Заяц плачет.Лиса радуется (см. цв. ил. 27 во второй части пособия).

Дети танцуют возле елки. Один ребенок – печальный. Второй – испуганный.Третий – обиженный (см. цв. ил. 28 во второй части пособия).

4. Схемы, предполагающие оценку причинно-следственных связей. Такие схемы должны включать три элемента: эмоциогенная ситуация (причина), эмоциональные проявления персонажей (следствие) и оценка ребенком эмоциональных проявлений персонажей (ребенок изображает свой вариант следствия).

Кроме схем, можно использовать серии сюжетных картинок, которые анализируются с точки зрения соответствия тому или иному эмоциональному состоянию.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется продолжить работу с «Книгой настроений».

Содержание книги должно быть дополнено другими эмоциональными состояниями, такими, как обида, интерес, стыд, усталость, хвастовство и др. Кроме того, знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, злость) раскрываются с использованием другого иллюстративного материала, соответствующего возрастным возможностям 5-6 летних детей.

Работая с «Книгой настроений», желательно побуждать дошкольников высказывать свои впечатления, поощрять их ответы.

Для этого можно использовать следующиевопросы и задания:

• Вспомните сказки, рассказы, где ярко описывается радость героя (состояние грусти, удивления, злости и т. д.).

• В какие моменты вам было жаль героя, обидно за него? В какие моменты вы радовались (удивлялись, грустили и т. д.) вместе с героем?

• Приведите примеры жизненных событий, ситуаций, которые вас очень обрадовали (удивили, огорчили и т. д.).

• Какое время года, какие явления природы вас радуют (приводят в состояние удивления, печали и т. д.)?

• Назовите музыкальные произведения, вызывающие у вас чувство печали, грусти и, наоборот, чувство радости, удовольствия.

Важное место отводится играм, способствующим эмоционально-смысловому общению с детьми:

Игра-беседа «Поможем деревянному человечку научиться чувствовать», «Раз, два, три, нужное место найди!», «Поговорим о настроении», «Какой цвет подходит к рисунку?», «Поможем начинающему фотографу», «Третий лишний», «Мультипликаторы», «О чем рассказывает природа», «Назови и опиши», «Скажи по-другому», «Игровое упражнение «Поможем приобрести друга»

Таким образом, все направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников тесно взаимосвязаны и составляют единую программу эмоционального развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика "Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"

Диагностика«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественно...

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

Сказкотерапия, как средство социального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия способствует социальному и эмоциональному  развитию ребенка, так как наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, в наиболее сообр...

«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...

Конспект открытого музыкального занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Зимняя сказка»

                              ГБДОУ детский сад № 25 Петродворцового района г Санкт - Петербург...

СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...