"В Матушкиной горнице"
проект (старшая, подготовительная группа)

Лемке Лариса Николаевна

Проект (старшие и подготовительные группы ДОУ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_matushkinoy_gornitse_proekt_szhatyy.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44»

Проект

«В матушкиной горнице»

Автор проекта:
музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Л.Н. Лемке

г. Ачинск, 2021год

Паспорт проекта

Название проекта

«В матушкиной горнице»

Вид проекта

творческий, групповой.

Проблема

При чтении русских народных сказок дети задали

вопрос: что такое изба? Поэтому мы посчитали

необходимым донести до сознания детей историю

русского быта, устройство деревенской избы,

разнообразие предметов домашнего быта.

Актуальность

В наши дни, дети очень мало получают информации о

русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались

над проблемой приобщения детей к истокам русской

народной культуры, духовному богатству, мудрости

родного народа.

Цель

Активизирование творческого потенциала детей, родителей, педагогов и развитие интереса у детей к русскому быту, ремёслам, культуре своего народа.

Задачи

1. Познакомить детей с устройством русской избы:

изготовить макет русской печки;

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего

обихода, их названиями и назначением;

3. Обогащать словарный запас детей архаизмами,

пословицами, поговорками, приметами, загадками; учить

понимать их смысл и уметь использовать в речи;

4. Развивать интерес к фольклору через народные игры,

хороводы, попевки, потешки, частушки.

5. Воспитывать любовь к Родине, близким людям, народу.

Участники

проекта

Воспитатели, музыкальный руководитель, старший

воспитатель, дети, родители.

Социальная значимость

Направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей

Гипотеза

Если создать соответствующую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме, то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности. Дети и родители получат знания о русской избе,  расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной;

3 этап – заключительный;

Срок реализации

проекта

Краткосрочный

Октябрь - ноябрь

План реализации проекта

Тема

Дата

Подготовительный этап

1.

Знакомство с русской избой (слайды)

октябрь

2.

Рассматривание «Старинные предметы

домашнего быта»

октябрь

3

Чтение энциклопедий

октябрь

Основной этап

1.

НОД «В горнице»

ноябрь

2

НОД «Печь матушка»

ноябрь

3

НОД «С хлебом – солью всякая шутка хороша»

ноябрь

4

НОД «Народные праздники на Руси»

ноябрь

5

НОД «Русская народная культура»

ноябрь

6

Досуг: загадки о предметах быта

ноябрь

Заключительный этап

1

Изготовление макета русской печки

ноябрь

2

Оформление выставки «Русская печка»

ноябрь

3

Проведение праздника «В матушкиной горнице»

25 ноября

Ресурсное обеспечение: конспекты НОД, наглядные материалы (альбомы,

слайды, энциклопедии). Предметы домашнего обихода (сундук, печь, лавки, ушат,  люлька, ухват, чугун), посуда.

Работа с родителями:

1. Консультация «Как люди на Руси жили»

2. Оказание родителями помощи в создании условий в группе для изучения

истоков русской народной культуры.

Ожидаемые результаты: 

1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища-избы, о её  устройстве.

2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатиться архаизмами, пословицами, поговорками, приметами, загадками.

4. Дети проявят интерес к фольклору через народные игры, хороводы, попевки, потешки, частушки.

5. Будет создана выставка «Русская печь».

Список литературы:

1.«Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским  народным творчеством » И.А.Бойчук, Т.Н. Полушкина «Детство-пресс 2013г.»

2. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.А. Захарова,  Москва 2010г.

3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д.  Маханѐва, Санкт-Петербург, 2002г

Создание панорамы русской избы

Знакомство с русской избой

Традиции русского народа                                                     Примеряем сарафан                                                      

Предметы быта

Творчество родителей «Русская печка»

Приложение1

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«В матушкиной горнице»

(сценарий для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню матери)

Цель:  Формирование интереса детей к русской культуре и уважения к матери

Задачи:

- повышать уровень развития детей

- формировать интерес к русской культуре и быту.

- закрепить знания о русских фольклорных традициях.

- развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание.

- активизировать словарный запас за счёт слов: рушник, посиделки, рукоделие, колыбелька.

- воспитывать нравственные и духовные качества детей.

- прививать любовь к традициям русского народа.

- воспитывать любовь и уважение к матери.

- развивать способности детей игры на детских музыкальных шумовых инструментах.

- формировать музыкальную культуру на основе народной музыки.

- продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных играх.

Зал: декораций русской избы, столы, самовар, колыбелька, лавки, печка.

Зал украшен в стиле русской избы. На лавке сидит матушка, вяжет.

Голос. Тихая белая горница,
Тихой лампады лучи!

Мать, как святая затворница

Спицами тихо стучит.

То по себя вдруг помолится,

То снова возьмется вязать.

Родная моя Богомолица,

Женщина русская - Мать!

В горницу заходят дети  («Русская кадриль») и встают врассыпную.

Матушка. Здравствуйте, мои детки милые!

Добры молодцы, да красны девицы.

Дети. Здравствуй, матушка!

Дети поют песню «К нам гости пришли» 

сл. М. Ивенсен, муз. Ан. Александрова

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

С морковью пирог,

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог.

А сейчас вдвоём

Мы для вас споём,

Вы похлопайте в ладоши –

Мы плясать пойдём.

Ты топни ногой

Да притопни другой,

Я волчком кружиться стану,

А ты так постой.

Наш детский сад

Дружбой славиться,

Приходите, гости, чаще,

Если нравится.

Дети рассаживаются на лавки.

Матушка. Здравствуйте, наши гости уважаемые, Матушки почитаемые. Рады видеть вас в нашей горнице! Собрались мы с вами сегодня на праздник. Этот праздник отмечает каждый человек, который любит и уважает свою матушку. Потому как знает, что именно матушка хранит уют и тепло в доме, заботится о своих детях, нося их под сердцем, поддерживают и оберегают на протяжении всей жизни. И сегодня мы поздравляем всех мам с Днем Матери!

Стихи:

Мамочка любимая родная,
Солнышко, ромашка, василек,
Что нам пожелать тебе - не знаем
В этот замечательный денек!

Пожелаем радости и счастья,
Мира и удачи на твой век,
Чтобы сердце не рвалось на части,
Милый мой, родной человек!

Улыбнись скорее мама, 

Я на сцену выхожу,

Оцени мои старанья. 

Я ведь для тебя пляшу.

«Танец с ложками»  

Матушка: А сейчас я приглашаю вас поиграть со мной:

Русская народная игра «Плетень».

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Матушка:

Все мамы – замечательные хозяйки.

Любят чистоту, уют.

Там помоют, тут протрут.

И гостей к себе зовут.

Вот и к нам гости пожаловали.

Входят скоморохи (с ложками и трещётками)

1-й скоморох: 

Из деревни Ложкарево

К вам на праздник мы пришли.

Бежали по дорожке

Собирали ложки.

Ложки не простые,

Ложки хохломские. 

2- ой скоморох:

 Вятские, смоленские,

 Ложки деревенские.

 Ложки сосчитаем,

 В ложки вам сыграем!

Оркестр «Потешки»

Матушка:

Собрались мы позабавиться,

Да потешиться! Пошутить!

Поиграть! Посмеяться!

Народ в старину был всё больше не грамотный, да всё подмечал, да меткие изречения сочинял. До сих пор пословицы и поговорки из уст в уста передаются, да в книгах издаются. А вы знаете пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки о маме: (читают дети)

  • Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
  • Птица рада весне, а младенец - матери.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).
  • Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  • Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Матушка

А вот прибыли к нам девчушки-веселушки-хохотушки.

Девицы не отстают

У плетня в пляс идут.

«Хоровод» (девочки)

Матушка. Как у нашего плетня

Собралась ребятня.

Кто частушки поет,

Ну, а кто и в пляс идет.

Мальчики поют частушки про маму (фортепиано или ф-ма)

1.  Начинаю петь частушку,

Первую, начальную.

Я хочу развеселить,

Публику печальную!

2.  Чтобы маму на работу,

Злой будильник не будил.

Я ему сегодня на ночь,

Три детальки отвинтил!

3.  Помогал я дома маме,

От души старался.

Чашки, ложки перемыл,

Чайник поломался!

4.  Ой, спасибо, тебе мама

Что такого родила.

Озорного, боевого,

И Сережей назвала.

5. Чтобы мама не грустила

И была довольною -

В паспорте ей нарисую

Рожицу прикольную.

Матушка. Я хочу к вами поплясать

Да, снова поиграть.

Русская народная игра «Ворон»

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Дети идут по кругу и поют:

                        Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

Дети встают полукругом у центральной стены

Дети: Мы мамам любовь свою отдаем,

Для них мы сегодня песню споем.

Дети поют песню «Было у матери 12 дочерей»

Было у матушки двенадцать дочерей,

Было у матушки двенадцать дочерей,

Ишь ты, поди ж ты, двенадцать дочерей,

Ишь ты, поди ж ты, двенадцать дочерей.

Марьюшка, Дарьюшка, Аннушка-душа,

Олюшка, Полюшка, Зинаидушка.

Ишь ты, поди ж ты, Зинаидушка,

Ишь ты, поди ж ты, Зинаидушка.

Лидушка, Ксюшенька, Иринушка-душа,

Зоюшка, Варзарушка, Евдокиюшка.

Ишь ты, поди ж ты, Евдокиюшка,

Ишь ты, поди ж ты, Евдокиюшка.

Стала их матушка работе учить,

Стала их матушка работе учить.

Ишь ты, поди ж ты, работе учить,

Ишь ты, поди ж ты, работе учить.

Марьюшку, Дарьюшку, Анну — вышивать,

Олюшку, Полюшку, Зинаиду — прясть.

Ишь ты, поди ж ты, Зинаиду — прясть,

Ишь ты, поди ж ты, Зинаиду — прясть.

Лидушку, Ксюшеньку, Иринушку — шить,

Зоюшку, Варварушку — ладно щи варить.

Ишь ты, поди ж ты, ладно щи варить,

Ишь ты, поди ж ты, ладно щи варить.

А меньшую Дунечку — барыню плясать,

Сестриц за работою песней забавлять.

Ишь ты, поди ж ты, барыню плясать,

Ишь ты, поди ж ты, песней забавлять.

Матушка. Вот и подошел наш праздник к концу. Было тепло и уютно в нашей горнице. Шумно и весело! Еще раз поздравляем всех мам с праздником! До свиданья, до новых встреч.

Фото на память

Дети под музыку выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Конспект открытого занятия «Матушкина куколка» и мини-презентация к занятию - Сказка "Матушкина Куколка"

Изготовление народной тряпичной обереговой куколки "Утешница" с детьми 5-7 лет...

В матушкиной горнице

сценарий праздника ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста...