Проект во второй младшей группе «Моя семья»
методическая разработка (младшая группа)

Макарова Светлана Николаевна

     В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
      Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение,  выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому,  кем приходится, кто старший в семье, кто младший.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида

143980, РФ Московская обл. г. Балашиха, мкр. Керамик, ул. Керамическая д. 23  стр.1 тел. 8(9495)522-21-76

Проект

во второй младшей группе

«Моя семья»

Составила:

воспитатель Макарова С.Н.

г. Балашиха

2021г.

Тип проекта: 

 долгосрочный,  творческий.

Участники проекта:

 дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги  группы.

Образовательные области: 
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»

Актуальность темы: 
    В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
     Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение,  выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому,  кем приходится, кто старший в семье, кто младший.

Цель проекта:

  формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи проекта:

  • Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
  • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
  • Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
  • Вызвать интерес к собственному имени;
  • Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.

Предполагаемый результат: 

дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи в своей семье.

Планирование по реализации проекта:
1 этап.  Накопительный (информационный, подготовительный)

Мероприятия

Ответственные

Постановка проблемы:

Что мы знаем?

  • Мы дети.
  • У нас есть родители.

Что хотим узнать?

  • Семья – что это?
  • Как о нас заботятся?
  • Почему меня так назвали?
  • Где работают мои родители?
  • Какая у меня семья?

воспитатели

Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья».

воспитатели

Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье;

Формировать обобщающее понятие «Семья».

воспитатели

Вовлечь родителей в работу над проектом:
Составление генеалогического древа семьи.

Воспитатели, родители

        

2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)

Месяц

Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Работа с родителями

Октябрь

Семья – что это?

Минутки общения по теме: «Что такое семья», «Кто живёт в моей семье».

Творческая студия: Рисование на тему: «Ласковое солнышко» методом примакивания к солнышку ладошек (коллективная работа).

Информационный бюллетень:

«Всё начинается с  семьи»

Оформление альбома открыток и иллюстраций, посвящённых теме «Семья»

Ноябрь

Мама, любимая моя.

Творческая мастерская на тему: «Моя мама – самая лучшая»

Лепка «Бусы в подарок мамочке»

Аппликация ко Дню Матери «Сладкая конфетка»

Изготовление коллективного панно «Мы с моей мамочкой похожи, как две капельки воды!»

Игровая программа День Матери.

Декабрь

Дом, в котором я живу. Наши братья и сёстры.

Литературная гостиная, совместно с детьми старших групп рассказывание и разыгрывание русских народных сказок:

«Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Изготовление коллажа методом обрывания на тему:

«Весёлая семья снеговичков».

Подготовка и проведение выставки:

«Как знакомить ребёнка с историей семьи. Работа с генеалогическим древом»

Январь

Наши бабушки и дедушки.

Беседа на тему: «Мои бабушка и дедушка».

Изготовление из солёного теста на тему: «Подарок моим любимым – весёлые конфетки»

Чтение рассказа

Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка»

Сюжетно – ролевые игры на тему:

« У бабушки скоро день рождения», «Дедушка заболел» Упражнения на развитие речевых навыков:

«В гостях у бабушки».

Семейные посиделки совместно с детьми на тему:

«Бабушка – Загадушка».

Информационный вестник: «История семьи. Как рассказать об этом ребенку?»

Февраль

Мой папа.

Коллективный разговор на тему: «Папа может».

Рисование на тему: «Автомобиль для папы»

Составление с детьми альбома рассказов и рисунков на тему:

«Кто живёт в моей семье».

Практическое занятие – тренинг на тему: «Газетная семья»

Март

Семья – это общий дом.

Изготовление сувениров в подарок мамам и бабушкам.

Рассматривание альбома группы с семейными фотографиями.

Подбор и формирование библиотеки, на темы:  «Стихи о семье», «Русские народные пословицы»

«Права ребёнка. Соблюдение их в семье»

Апрель

Наша группа – это тоже наша семья.

Создание флага и герба группы:

«Разучивание девиза группы «Сказка»

Дружеские посиделки: «Хорошо там и тут, где нас любят и всегда ждут»

Май

Что мы узнали о семье. Диагностика детей на конец года.

Игровая программа:

«Семья – тепло и ласка»

Комплексное занятие на тему:

«Воздушные шары наших семей» (дети наклеивают на шарики портреты членов своей семьи)

Оформление выставки – стенда на тему:

«Моя семья»

 

3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)

Мероприятия

Ответственные

Рассматривание генеалогического древа

воспитатели

Составление с детьми рассказов о членах семьи:  
«Моя семья»

воспитатели

Оформление стенда - выставки «Моя семья»

воспитатели

Минутки общения по теме: «Что такое семья»; «Кто живёт в моей семье».

Цель:

Формирование представлений о семьеВоспитывать любовь и уважение к старшим: бабушке, дедушке, маме, папе.

Задачи:

-Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье.

- Развивать Учить ориентироваться в родственных отношениях.

- Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.

- Дать Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

Минутка 1.

Воспитатель. Каждый день в ожидании встречи

Мы спешим к себе домой,

Чтобы прожить этот новый вечер

Вместе со своею семьёй.

Здесь нас встретят с теплом и лаской,

Здесь всегда ждут друзья.

Снова все вместе и слов не надо –

Ведь это наша награда,

Это – наша семья!

Ребята, а вы знаете, что такое семья? Кто живёт с вами вместе?

Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель. Правильно. Вы все принесли из дома свои фотографии, а я их поместила вот в этот красивый альбом.

А в доме любом

Есть семейный альбом.

Как в зеркале

Мы отражаемся в нём.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Давайте посмотрим фотографии, на которых запечатлены ваши семьи. Вот первая фотография. Кто изображён на ней? Узнали? Кто на фотографии рядом с Дашей?

Даша. Мама, папа, брат.

Воспитатель. Даша, расскажи детям, как зовут твою маму, папу и брата. Вот какая у Даши дружная семья.

Интересно, а чья фотография находится на следующей странице? Вам интересно? Давайте посмотрим. На этой фотографии семья Данила. Ребята, как вы думаете, какое настроение у мамы, папы, братика Данила?

Дети. Весёлое, хорошее.

Воспитатель. Верно, посмотрите, как улыбается мама Данила, какая у него добрая, ласковая улыбка.

Минутка 2.

Мама…

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты не шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, как зовут ваших мам? (Ответы детей.) Какие красивые имена у ваших мам. Ребята, а вы своих мам любите? Хотите сделать для них подарок? Посмотрите, какой красивый волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в этот сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает им наводящими вопросами.)

- Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая.)

- Когда мама модно одевается, какая она? (Красивая.)

- Когда мама улыбается, смеётся? Какая она? (Весёлая.)

- Когда мама не ругает, даже если вы шалите, какая она? (Добрая.)

- А если вы маму любите, какая она? (Любимая.)

Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. Пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись, и продолжим смотреть наш альбом.

Минутка 3.

На этой фотографии Илья. Он сфотографирован с мамой и папой. Ведь папы тоже любят и заботятся о вас. А вы любите своих пап? А за что вы их любите? Расскажите, пожалуйста, какие ваши папы. (Ответы детей.) Я знаю, что папа Насти очень трудолюбивый. Даже на фотографии он изображён за работой. Посмотрите, и Настенька помогает ему. Молодец!

Воспитатель рассматривает с детьми фотографии, на которых запечатлены папы, обговаривая при этом каждую фотографию.

Воспитатель. А давайте с вами вспомним, как вы были маленькими и ваши родители качали вас на руках.

Этюд «Любящие родители»

Воспитатель. Давайте сложим перед собой руки, охватим пальцами локоть другой руки и покачаем малыша: влево – вправо, влево – вправо. Улыбаемся, смотрим на малыша ласково. Молодцы!

Минутка 4.

Воспитатель. Ваши родители любят, заботятся о вас, и вы тоже должны любить и помогать своим родителям.

Игра «Маленькие помощники»

На столе разложены разные предметы. Воспитатель предлагает ситуацию:

1. Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвёртку. Помогите папе!

2. Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.

Минутка 5.

Воспитатель. Я знаю, что Ксюша живёт не только с мамой и папой. Ксюша, кто ещё живёт с вами?

Ксюша. Бабушка и дедушка.

Воспитатель. Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат. Бабушкины руки такие тёплые, ласковые. Бабушкины сказки – настоящее чудо. А помните игры, которым вас учили бабушки, когда вы были совсем маленькие? Давайте поиграем в одну такую игру.

Ладушки – ладушки. Хлопают в ладоши.

Где были? У бабушки.

А у бабушки ладони  Показывают руки ладонями вверх.

В морщинки собраны.

А у бабушки ладони  Поглаживают ладонь о ладонь.

Добрые-предобрые.

Всё работали ладони Постукивают кулачком по ладони.

Долгими годами.

Пахнут добрые ладони Подносят ладони к лицу, нюхают.

Щами, пирогами.

По кудрям тебя погладят Гладят себя по голове.

Добрые ладони.

И с любой печалью сладят Обнимают себя за плечи.

Тёплые ладони.

Ладушки-ладушки! Хлопают в ладоши.

Где были? У бабушки!

Молодцы! Давайте посмотрим фотографии ваших бабушек. (Просмотр фотографий, на которых изображены дети со своими бабушками.)

У кого из вас есть дедушка? Как зовут ваших дедушек? (Воспитатель предлагает детям ответить, как зовут у каждого из них дедушку.)

Сколько бы не было разных имён,

Главное в дедушке – дедушка он.

Вот теперь мы узнали, кто живёт вместе с вами. Хорошо, что у вас у всех есть семья. Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. А если в семье все друг друга уважают, заботятся друг о друге, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

А альбом, который мы с вами сегодня рассматривали, останется в нашей группе. И если вам станет грустно, тоскливо, возьмите альбом, посмотрите на фотографии своих родных и вам станет легко и весело, у вас будет хорошее настроение!

 

Конспект НОД

по художественно - эстетическому развитию во второй младшей группе.

Рисование «Солнышко лучистое»

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца); аккуратно окунать ладошку в краску, не разбрызгивая краски; прикладывать ладошку к листу бумаги прижимая ее оставляя отпечаток.

2. Закрепить знания детей о желтом цвете.

3. Развивать творческие способности.

4. Вызвать сочувствие и желание помочь игровому персонажу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Предварительная работа.

Рассматривание изображений солнца в детских книжках, наблюдение за солнцем во время прогулки, чтение произведения К. Чуковского «Краденое солнце», рисование лучиков солнца кистью, пальчиками, цветными карандашами.

Материалы:

Гуашь желтого цвета, салфетки, тарелочки для гуаши, солнце нарисованное на ватмане без лучей.

Ход НОД

Восп-ль в группе пускает солнечного зайчика, дети пытаются его поймать. Восп-ль: Ой! Кто это? (дети: Солнечный зайчик.)

Восп-ль: Давайте мы его попробуем поймать? (дети пытаются поймать солнечного зайчика)

Восп-ль: Ребята, солнечный зайчик - это помощник солнышка.

(Восп-ль убирает зеркало)

Восп-ль: Наверное, он нам хочет что-то сказать.

Восп-ль: Куда, же подевался наш солнечный зайчик? Давайте посмотрим налево, направо, вверху, внизу. Нет его ни где. Ой, ребята слышите, музыка звучит у нас в группе.

Восп-ль: Ребята, давайте пойдем и посмотрим кто же у нас в группе. Может солнечный зайчик там.

Дети входят в группу и проходят на стульчики, видят солнышко.

Восп-ль: Ребята, солнечный зайчик хотел сказать, что к нам в гости пришло солнышко и ждет нас в группе.

(Восп-ль показывает солнце на мольберте)

Восп-ль: Сегодня ласковое солнышко пришло к нам в гости, посмотрите какое оно красивое.

Восп-ль: Ребята, давайте поздороваемся с солнышком. (дети здороваются). А, солнышко вам хочет что-то сказать. (восп-ль нажимает на солнышко спрятанное за мольбертом)

Восп-ль: Какого цвета солнце?

(Солнце желтого цвета)

Восп-ль: Посмотрите а что это у солнышка? (лучики). Солнышко согревает нас своими лучиками. У солнышка есть глазки, ротик, носик.

Восп-ль: Ребята, солнышко говорит, что с его другом солнышком случилась беда. Оно растеряло все свои лучики, теперь ему грустно. Давайте мы с вами ему поможем и нарисуем новые лучики.

(Восп-ль предлагает детям подойти к столу на котором лежит нарисованное солнышко без лучиков, грустное).

Восп-ль: Ребята, посмотрите какое грустное солнышко, у него нет лучиков.

Восп-ль: Ребята, солнышко у нас желтого цвета, а какого цвета будут лучики? (тоже желтого)

Восп-ль: Чем же мы можем нарисовать лучи? ( Кисточкой)

В: Ведь на столе нет кисточек? Что же делать? У нас есть верные помощники наши ладошки. И рисовать мы сегодня будем ладошкой. Но для начала нужно пальчики размять. (Гимнастика для пальчиков) (дети делают стоя)

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки (шевелят пальчиками)

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки (сжимание и разжимание пальцев рук)

Мы колечки соберем

Золоченные возьмем (хватательные движения руками)

Покатаем, поваляем (круговые движения на ладошке)

И опять тебе вернем (поднять руки вверх, расставив пальцы)

Восп-ль: Ну вот мы с вами и размяли наши пальчики. Теперь можно рисовать лучики. Сейчас я вам покажу как мы будем рисовать лучики. Посмотрите, как я буду рисовать лучики солнышку.

Восп-ль: Я пойду в гости ладошкой к желтой краске. Аккуратно окунаю руку в краску, поднимаю руку немножко подержу руку над краской, видите капельки капают с ладошки в краску, теперь потихоньку не торопясь прижму ладошку около солнца, от ладошки остался след - какой красивый лучик получился. Сжимаю пальчики в кулачок, чтобы краска ни куда не убежала, и вытираю о салфетку. Чем больше лучиков, тем ярче будет светить наше солнышко. Сейчас я снова окуну ладошку аккуратно в краску, посмотрите, потихоньку поднимаю ладошку, чтобы не накапать и прижимаю ладошку около нашего солнышка. На забываю вытирать руки о салфетку. Посмотрите какие красивые лучики у меня получились.

Восп-ль: Теперь вы нарисуете много красивых лучиков солнышку, аккуратно опустите ладошку в краску, поднимите руку и прижмите ладошку с краской около солнца. Вот какие лучики у нас получаются. Молодцы. (восп-ль помогает детям которые затрудняются)

Восп-ль: А сейчас мы с вами пойдем и помоем наши руки. (дети вместе с восп-лем идут в ванную комнату)

(Пока дети с восп-лем моют руки, другой человек клеит солнышку веселый ротик )

Восп-ль: Ребята, посмотрите, теперь наше солнце улыбается, у него теперь есть лучики и оно теперь будет ярко светить и всех согревать. Вот какое красивое и доброе солнышко у нас получилось. А сколько лучиков у него теперь, посмотрите какой красивый лучик нарисовала Ярослава, какая она молодец, а у Артема какой желтый лучик получился, молодец Артем, и у Семена красивый, желтый лучик. Какие вы все молодцы, старались рисовали лучики нашему солнышку.

Восп-ль: Ребята, а солнышко хочет вас поблагодарить и с вами поиграть в игру «Вот как солнышко встает».

(вот как солнышко встает, выше, выше, выше – дети поднимают руки

К ночи солнышко задет ниже, ниже, ниже – дети опускают руки

Хорошо хорошо солнышко смеется, а под солнышком всем весело живется – дети хлопают в ладоши ). Молодцы.

Восп-ль: понравилось играть с солнышком?

Восп-ль: Ребята, кто к вам сегодня приходил в гости? (солнышко). Какого оно цвета? Какого цвета лучи? Почему солнце было грустное? ( Потому что у него не было лучиков.)

Восп-ль: Как мы его развеселили? ( Нарисовали лучики ладошкой.)

Восп-ль: Посмотрите, солнышко теперь веселое, потому что вы ему помогли нарисовать лучи. А солнышко давайте оставим у себя в группе. Оно будет согревать нас и напоминать о лете. (Восп-ль ставит его на мольберт)

Восп-ль: Давайте скажем солнышку до свидание и пойдем расскажем другим детям кто к нам приходил в гости.

Информационный бюллетень:

«Всё начинается с семьи»

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

В. А. Сухомлинский

Задумайтесь, часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу и к детям?

Задайте себе вопрос: сколько раз в течении дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали своё неудовольствие, раздражение?

От преобладания того или другого стиля отношений в семье будет зависеть, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Каждый ребенок невольно и неосознанно подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных отношений, быть образцом для подражания. Для ребенка, авторитет родителей существует как бы изначально и он непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые, добрые и т. д. В спорах дошкольников поступки и суждения родителей не подлежат критике — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

Важные сведения о мире и об отношениях ребенок приобретает именно в семье. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Это дом, где всегда тепло и место, где живут любимые и любящие люди.

На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть,семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь.

Стремление к семейному счастью и благополучию находит выражение в создании семейных традиций.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные обеды и обсуждение планов.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Ведь, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы должны войти в вашу жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители могут сформировать свои традиции и следовать им на протяжении всей жизни.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, мрачной и скучной.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Семейные традиции и ритуалы:

• позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада, дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

• настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»

• создают неповторимые детские воспоминания

• позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

• каждому из нас по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только два главных правила:

• повторяющееся событие должно быть для ребенка ярким, интересным позитивным и запоминающимся

• традиции должны соблюдаться всегда

Возможные традиции и ритуалы для Вашей семьи:

- Начните с малого, чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

- Хорошо, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин.

- Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это. отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

- Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Это очень объединяет.

- Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник.

- Можно начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые вам дороги, или пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было! Поддерживайте связь младшего поколения со старшим: читайте вслух любимые сказки, вместе смотрите фотографии гуляйте. Чаще устраивайте семейные праздники и теплые встречи в уютной обстановке. Сделайте так, чтобы в вашем доме любовь, доверие и уважение превращались из высокопарных слов в настоящие чувства…

Пусть будет уютно и светло в Вашем доме!

Конспект НОД

по художественно - эстетическому развитию во второй младшей группе.

Лепка «Бусы для мамочки»

Программные задачи: продолжать учить детей круговыми движениями ладоней скатывать округлые формы, приучать работать аккуратно в точности выполняя задание, закрепить знание цветов; развивать воображение, память, внимание; воспитывать усидчивость.

Словарь: бусы, нарядные, красные, зелёные, синие , жёлтые, бусинки, нанизывать.

Материалы: дощечки ,пластилин.

                                                 Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, посмотрите кто к нам пришел.

Это кукла Катя:

Платье носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Воспитатель: Ребята посмотрите наша кукла Катя почему-то грустная. Давайте у неё спросим, что случилось.

Воспитатель: Наша кукла говорит, что ее пригласили на праздник День матери, и она хочет пойти. Платье у нее нарядное, красивое. Но Катя хочет подарить мамам бусы. А где ей взять бусы? (ответы детей). Давайте немного развеселим нашу куклу. Немножко поиграем.

Физкультминутка. Игра «Собери по цвету»

Воспитатель: Ой, посмотрите все мои бусинки просыпались на пол и раскатились. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. Дети раскладывают по цвету «бусинки» (круги вырезанные из цветного картона) .

Воспитатель: Давайте поможем кукле Кате и сделаем  бусы для наших мамочек из пластилина!

Рассматривание образца.

 Подскажите, какого цвета они будут? (дети называют цвет пластилина, который стоит перед ними )

Воспитатель: Правильно, бусы мы будем лепить яркие, красивые.

Воспитатель: Посмотрите на мои бусы. (дети рассматривают бусы) На что похожи бусинки? (на маленькие шарики). какой формы у нас будут бусинки? Бусинки круглые, поэтому мы будем лепить шарики.

Показ способов изображения.

Воспитатель: Комочек пластилина у нас большой, а бусинки маленькие. Поэтому от комка пластилина надо отщипнуть небольшой кусочек. Теперь его нужно размять ладошками или пальчиками, чтобы он стал мягким. Затем скатать из него шарик. Как скатывается шарик? Посмотрите, как делаю это я. (показ приёма выполнения). Вот такая красная бусинка у меня получилась. Вот ещё одна рядом.

Воспитатель показывает приёмы скатывания из пластилина небольших шариков и показывает, как аккуратно их нужно разложить на дощечке. надавливая на шарики, прикрепляя «бусинки» на ниточку .

Самостоятельная работа детей.

(Дети выполняют кругообразные движения ладонями, воспитатель в процессе лепки контролирует приёмы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания).

 

Итог занятия.

Воспитатель: Ребятки, давайте все ваши бусы подарим нашим мамам на праздник.

Конспект НОД

по изобразительной деятельности

(аппликация)

во второй младшей группе

«Подарок маме на День матери

«Сладкая конфетка»

Программные задачи: учить наклеивать аккуратно; закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания; воспитывать любовь к матери.

Оборудование: вырезанные заготовки конфеты, кисточка, клей,  салфетки разных цветов, тряпочка, кассета с музыкой.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

« Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.

Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.

Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.

Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!».

Кто мне скажет о ком это стихотворение?

Дети: Про мамочку.

Воспитатель: Правильно, ребята, это про мамочку стихотворение нашу самую любимую, родную. А вы мне расскажите, какие у вас мамочки?

Дети: Любимые, ласковые, добрые, и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот, сколько добрых слов сказали о маме. Совсем скоро у наших любимых мамочек будет праздник, он так и называется «День Матери». В этот день детки должны особенно постараться, чтобы мама была в хорошем настроении. Надое слушать, надо показать, как вы её любите. И обязательно подарить ей сюрприз.

« Мы подарок маме покупать не станем

Приготовим сами своими руками».

А самый лучший подарок для мамы это – конфетка. Посмотрите, какой замечательный подарок я сделала своей мамочке.  У вас на столе в тарелочках тоже есть детали для изготовления конфетки из них и сделаем. Сначала мы берём один кусочек салфетки и скатываем её в руках и положим на поднос, затем берем следующий кусочек салфетки и делаем тоже скатываем в руках и так пока на подносе не закончатся все кусочки салфеточек.. Давайте сделаем перерыв

Физкультминутка.
Мы радостные детки, сладкие конфетки (поклоны в обе стороны)
Ножками топ, топ (топают поочередно),
Ручками хлоп, хлоп (хлопают ручками).
Мы кружимся, мы вертимся (кружатся),
Мы танцуем, веселимся (танцуют произвольно). 

Теперь мы аккуратно намажем всю конфетку клеем берем по одному комочку из салфетки и выкладываем на нашу конфетку, вот и получится у нас красивая конфетка. ( Во время работы следить за осанкой детей, за тем как дети держат кисточку, как используют салфетку, много ли набирают клейстера на кисточку и т.д.)

        Когда ребята закончат работу похвалить их. На празднике вручить подарки мамочке и крепко её поцеловать.

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему:

«Моя семья».

 

Программное содержание:

 Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям. Совершенствование умения рисовать красками.

Цели:

 Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать понимание роли взрослых и детей в семье.

Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать употребление прилагательных в речи.

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, закрашивать контурные картинки.

Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.

Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого отношения к членам своей семьи.

Материалы и оборудование:

- Кукла Антошка

- макет дома

- силуэт ладошки из картона

- шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребенка

- контурные картинки

- изобразительный материал

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем подходят к домику:

Что за башенка стоит?

А в окошке свет горит!

К этой башне подойдём,

А зовётся башня – дом.

- Мы постучим, тук- тук. Никого?

- Постучим  по громче, ведь звонка нет, тук-тук.

Кто-то выглядывает в окно.

- Здравствуй мальчик, как тебя зовут?

- Здравствуйте, я Антошка.

- Антошка с кем ты живешь в этом домике?

- Один.

- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет).

А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Правильно, а все вместе, это семья.

Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

А зимою все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот какие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы)

Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся? (Перчатки)            

Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.

Движение сопровождается текстом:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот – пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье)

Показывает детям силуэт кисти руки. 

Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.

Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение:

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шёл.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо.

Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?

(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и наденьте на безымянный палец.

Послушайте еще одно стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому - нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Что можно сказать  про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку «папа» и наденьте её на средний палец.

А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.

Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони)

А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о

                                                                     другую)

Ведь работали ладони  долгими годами (постукивают кулачками)

Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)

По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание)

И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу,

                                                                      дуют на них)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная, красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.

У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка). Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:

У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

Мне на все мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!

Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый, сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с изображением дедушки. Получились большие дружные семейки.

Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)

Посмотрите,  какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы дома. Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и поселим туда наши семьи.

Дети подходят к столам и рисуют.

По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом».

Становитесь в  круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной семейки.

Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять  (руки на поясе,

                                                                            повороты вправо, влево)

Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)

Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)

Окна ставим, крышу кроем (прыжки)

Вот какой красивый дом:  будет жить семейка в нём. (показывают руки                вперёд)

А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы  повесим домики, чтобы их все увидели?

После размещения рисунков дети любуются своими работами.

.  Буклет для родителей на тему: «Моя родословная»

Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.

В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.

Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение.

Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

"Семья"

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

  • Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях.
  • Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
  •  корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  •  семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  •  счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
  • Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Родителям самим необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную.
  • Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.
  • Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства.  Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям.
  • Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.
  • Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.
  • Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. 
  • Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.
  • В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление.          

Литература:

  • Программа «Детство»
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007

  • Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду». // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102

  • Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство» – Пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Дружная семья" с использованием инновационных технологий

Это занятие рекомендуется как итоговое занятие по развитию речи, здесь используется такой инновационный прием, как рассказ детей по семейным фотографиям...

Конспект открытого интегрированного занятия с применением ИКТ во второй младшей группе «Моя семья»

Цель:1. Помочь детям понять родственные отношения в семье.2. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.Программное содержание:Формировать правильное представление о семье, как о людях...

Открытый досуг для детей и родителей во второй младшей группе «Дружная семья!»

Представленный мною открытый досуг для детей и родителей во второй младшей группе «Дружная семья!» будет интересен для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста. Цель досуга создание...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Тема: Семья Барбоскиных советует: «Спички детям не игрушки».

Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём....

Мини проект во второй младшей группе "Моя семья".

В помощь начинающим воспитателям Доу....