Ранняя профориентация детей, как один из секретов их успешного самоопределения в будущем
статья

Драпак Елена Ивановна

Ранняя профориентация детей – это знакомство с профессиональным миром взрослых. В данной статье рассматривается основы ранней профорентации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ,

КАК ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ ИХ УСПЕШНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В БУДУЩЕМ

 Ранняя профориентация детей – это знакомство с профессиональным миром взрослых. Так возникает эмоциональное отношение ребенка к труду, возможность проявить свои возможности в различных видах деятельности. Получая новые знания, формируется навык труда, выстраивается уважительное отношение к взрослым, бережливость к продуктам труда, расширяется кругозор, появляются новые интересы к конкретной профессии. Следовательно, знакомя детей с профессиями мы готовим их к будущему, чтобы они смело могли вступить в самостоятельную жизнь и безошибочно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит его к этому.  Постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Один из аспектов образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, А. А. Люблинская, Д. В. Сергеева и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. В исследованиях В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.

По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. С помощью экскурсий, бесед, чтения детской художественной литературы, наблюдений конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирования с разными материалами и игры у детей формируется представление о разных профессиях.

Игра является ключевым средством формирования у детей представлений о профессиях взрослых. Именно в сюжетно–ролевой игре   разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная деятельность, где происходит воспроизведение взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли.

Основная черта сюжетно–ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество выражается тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

В дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что–то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления. Дети охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх необходимо учитывать интерес каждого ребёнка, его индивидуальные способности, следить за переживаниями, чтобы найти правильные пути и средства развития личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка.

В правильно организованной игре формируются важные качества личности, необходимые для успешной трудовой деятельности в будущей жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра формирует привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей.

Через игру идёт подготовка ребенка к жизни в различных социальных ролях.

В игре отражаются полученные знания о профессиях и формируются характер. Содержание игр, выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощи формирует у детей нравственные качества, дружеские взаимоотношения, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности.

Польза игры заключается в том, что она эмоционально насыщена, доставляет радость, удовлетворение ребенку, является положительным стимулом для освоения нового или закрепления ранее приобретенного. Игра является проводником детей в профессию взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – залог успешного будущего»

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессионал...

Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Перспективный план по ранней профориентации детей «Будущее выбираем сегодня»

Перспективный план по ранней профориентации детей «Будущее выбираем сегодня»...

«Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых нео...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

1слайд; Уважаемые коллеги, позвольте вам представить свою работу по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем...