«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
проект (младшая, средняя группа)

Гончаренко Мария Максимовна

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: краткосрочный (3 недели).

Организация, на базе которой реализуется проект:  МБДОУ «Детский сад № 10»

 

Участники проекта: дети второй  младшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Цель моей работы: способствовать развитию творческих способностей дошкольников через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Развивать творческие способности
  • Развивать речь
  • Развивать артистические способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 10

ОПЫТ РАБОТЫ

по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Гончаренко Мария Максимовна

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: краткосрочный (3 недели).

Организация, на базе которой реализуется проект:  МБДОУ «Детский сад № 10»

Участники проекта: дети второй  младшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Актуальность

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Практическая часть

Цель моей работы: способствовать развитию творческих способностей дошкольников через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Развивать творческие способности
  • Развивать речь
  • Развивать артистические способности

Принципы:

  • содержательность форм работы, разнообразие тематики и методов работы
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения театрализованной деятельности
  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми
  • наличие хорошо организованной предметно – пространственной среды в группе, содержащей различные виды театров

Использую в своей работе дополнительную литературу:

  • «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Т.А.Ткаченко
  • «Знакомство дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш
  • «Театральная деятельность в детском саду» А.В.Щеткин
  • «Играем в театр» Т.Н.Доронова
  • статьи из журнала «Дошкольное воспитание»
  • интернет ресурсы

 Работу по развитию творческих способностей средствами театрализованной деятельности я проводила в трех направлениях:

1. Работа с детьми (организационная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность со взрослым: игры, игровые упражнения, беседы, праздники и развлечения, игры –драматизации, спектакли).

Данная работа проводилась как часть занятия по развитию речи, по ознакомлению с социальным миром, с художественной литературой.

2. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы, совместные досуги, пошив костюмов, изготовление декораций).

3. Работа с воспитателями (представление методических рекомендаций)

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта, создание условий для театрализованной деятельности и чтения художественной литературы. Создание мотивации по работе над проектом.

  • Изучить литературу по теме проекта
  • Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта.
  • Пополнение методической копилки по теме проекта. Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов.
  • Подготовка предметно пространственной среды. Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).

Работа с родителями:

  • Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
  • Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
  • Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;

Беседы с детьми:

«Что такое театр», «Театральные секреты», «Настоящие актеры», «Любимые сказки», «Любимые мультфильмы», «Твой любимый герой сказки»

1-2 раза в неделю

Просмотр кукольного спектакля.

1-2 раза в неделю

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Каждый день

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Каждый день

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Играете ли вы с ребенком в театр» - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам

Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе, совместное создание условий для реализации проекта

II этап– основной.

Цель: Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению произведений устного народного творчества и театрализованной деятельности, развития коммуникативных способностей. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.

Формы работы с детьми:

  • Чтение художественных произведений.
  • Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
  • Театрализованные игры, развлечения, праздники.
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Работа с родителями:

  • Распределение заданий между родителями  по изготовлению персонажей сказки своими руками.

Речевые упражнения на обогащение словарного запаса:

«Один-много», «Назови ласково», «Большой-маленький»

Каждый день

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения

2-3 раза в день

Пальчиковые, речедвигательные игры

2-3 раза в день

Мимические этюды:

- «Заяц испугался», «Голодный злой волк», «Добрая белочка», «Лисичка подслушивает», и др.

4-5 раз в неделю

Игровые упражнения «Мы артисты» (имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки-попрыгайки, лошадки, и т.д.

3-4 раза в неделю

Упражнения на интонационную выразительность:

«Я хитрая лиса», «Я - грустный заяц», и т.д.

3-4 раза в неделю

Чтение русских народных сказок, пересказ отрывков либо полностью сказок с помощью взрослого

Каждый день

Игры-загадки «Угадай,  о ком я говорю?»

2-3 раза в неделю

Подвижные игры:

- «Вороны и собачка», «Мыши и кот», «Мишка косолапый», «Лиса и куры», «наседка и цыплята», и др.

1-2 раза в день

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Через день

Дидактические игры и упражнения

-«Веселый- грустный», «Покажи настроение», «Помоги развеселить», «Собери сказку», «Расскажем сказку вместе» «Почему грустный (веселый, удивленный, уставший, и т.д.)»

3-4 раза в неделю

Игры-ситуации: «В гости к нам пришел зайчонок», «У медвежонка День Рождения», и др.

3-4- раза в неделю

III этап – заключительный.

  • Театрализация сказки «Репка»

Работа с родителями:

  • Консультация «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»

Вывод:

Театрализованная деятельность, игры-драматизации способствовали  реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе,  создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Таким образом, системная работа по театрализованной деятельности оказалась эффективной и:

  • Помогла повысить интерес детей к театрализованной игре;
  • Вызвала желание детей выступать перед сверстниками, раскрепостил стеснительных ребят;
  • Научила детей согласовывать свои действия с действиями других детей - героев сказки;
  • Способствовала развитию связной диалогической речи;
  • Помогла активизировать речь детей, окрасил речь эмоционально;
  • Способствовала освоению различных интонаций – просьбы, вопроса, удивления, суждения (Дети научились передавать эмоциональное состояние человека, персонажей – мимикой, позой, жестами, движениями);
  • Помогла развлечь детей и развить фантазию;
  • Дети стали в свободное время также использовать настольный театр в своих играх – разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои истории от первого лица. Также использование настольного театра сблизило детей в совместной деятельности, развило коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество -    постоянный спутник детского развития. Для того ч...