Творческая работа "Квест-игра"
методическая разработка (средняя группа)

Валюх Анастасия Николаевна

Представляю Вашему вниманию творческую работу к аттестации на первую квалификационную категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_tvorcheskaya_rabota.docx97.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Творческая работа

«Квест-игры как инновационная технология в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и  средство развития познавательного интереса  у дошкольников»

Из опыта работы Валюх Анастасии Николаевны, воспитателя средней группы общеразвивающей направленности МБДОУ «Детский сад № 18»

г. Камень-на- Оби

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Теоретические основы развития познавательных компетентностей и интереса у детей  дошкольного возраста посредством применения образовательных квестов

1. Теоретические аспекты проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования……………………11

2. Квест-игра: сущностная характеристика понятия, виды, значение в развитии ребенка……………………………………………………………………………15

3.Использование образовательных квестов в работе с детьми  дошкольного возраста…………………………………………………………………………....20

Глава II. Экспериментальная работа по использованию образовательных квестов в развитии познавательного интереса у детей с дошкольного возраста……………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………………30
Приложение…………………………………………………………………….....35-45

«Человек тогда в полном смысле человек,

                                  если он – человек играющий, а значит, творящий,

                                                      то есть создающий в игре свой мир».

Ф. Шиллер

Актуальность

    Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач дошкольного учреждения.

       Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее актуальной для меня проблемой стал поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

      На этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Стандарта. Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательного процесса.

       Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и  она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Квест-игра– это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Объект исследования – процесс развития познавательных компетентностей и интереса у детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования –  квест-игры как средство развития познавательных компетентностей и интереса у детей  дошкольного возраста.

Цель исследования – определить эффективность использования образовательных квест-игр в работе по развитию  познавательных компетентностей и интресов  у детей дошкольников.

Задачи исследования:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования образовательных квестов в работе по развитию познавательных компетентностей у  дошкольников;
  2. охарактеризовать особенности познавательных компетентностей дошкольников и возможность использования в их формировании образовательных квестов;
  3. подобрать методику и изучить уровень сформированности познавательных компетентностей у дошкольников;
  4. определить и апробировать систему работы по формированию познавательных компетентностей у детей  дошкольного возраста посредством использования образовательных квестов;
  5. определить эффективность использования образовательных квестов  в работе по формированию познавательных компетентностей у дошкольников.

           Гипотеза: если применять как можно больше квест-игр в работе  с дошкольниками, то повысится и будет развиваться их познавательный интерес и компетенции.

Научная новизна: она актуальна в контексте требований ФГОС ДО.

1. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельности ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

2. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды.

 3. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Между необходимостью успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и недостаточно широким и целесообразным использованием для этого инновационных технологий, в частности, технологии «Квест-игра». Данное противоречие актуализирует проблему: Как инновационная технология «Квест-игра» влияет на успешность реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования?

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе Федерального государственного образовательного стандарта заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач [34].

Проанализировав я пришла к следующему выводу: для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса.

Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс, строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в игровой форме. Ведь один из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.

Методологические основу работы составили труды А.Л. Андреева, Л.Н. Боголюбова, В.И. Байденко, И.А. Зимней, А.Н. Демина, А.Г. Кириллова,   Н.В.   Кузьминой,   В.Н.   Куницыной,   О.Е.   Лебедева, А.К. Марковой, А.Ф. Присяжной, Дж. Равена, Г.К. Селевко, Н.А. Соколовой, А.В. Хуторского, И.Д. Фрумина и др.

Направление деятельности

  • Информационный блок:

 Переработка теоретических материалов.  

  • Технологический блок:

 Перспективное планирование, разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

  • Организационный блок:

 Создание предметно – развивающей среды

 Чтобы процесс творчества детей был успешным и результативным нами были разработаны эффективные методы и приемы

Методы и приемы

В работе использую следующие методические приемы:

•    рассказы и беседы;

•    заучивание стихотворений;

•    моделирование различных ситуаций;
•    рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

•    сюжетно-ролевые игры;

•    дидактические игры;

•    игры-тренинги;

•    игры-забавы;

•    подвижные игры;

•    психогимнастика;

•    пальчиковая и дыхательная гимнастика;

•    физкультминутки

Для достижения задач нашей работы были выделены общие способы стимулирования творческой активности детей:

-Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;

-Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

 -Обеспечение возможностей для исследовательской деятельности;

-Использование личного примера исследовательского подхода к решению проблем;

-Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 Материальное обеспечение работы 

Для квест-игр был изготовлен и закуплен дополнительный материал, чтобы квесты были интереснее и развивали познавательный интерес и любознательность в ходе прохождения заданий, благодаря которым, дети приобретают новые знания.

Материально-технические ресурсы

Компьютер, проектор, мультимедийная доска.

План реализации этапов работы:

Этап работы  

Виды деятельности

1 этап - подготовительный

1.        Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.        Сотрудничество с  детской библиотекой в помощи с методической литературой.

3.         Изучение литературы, интернет- ресурсов и т. п.

4.         Подбор иллюстраций, фотографий.

5.        Изготовление дидактических игр.

6.        Подбор материала для занятий.

7.         Разработка рекомендаций для воспитателей.

8.         Разработка консультаций для родителей.

9.         Разработка конспектов НОД.

2 этап - практический

Проведение квест-игры «В поисках  сказки», квест - игры «Подарки Осени», Квест - игры «По тропинкам здоровья».

3 этап - заключительный

Подведение иготов.

 Планируемые результаты работы заключается в следующем:

  • Теоретически обоснована актуальность квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Экспериментально изучена эффективность квест - технологии в развитии познавательной активности дошкольников.
  • Разработан план работы по реализации квест – технологии в средней группе. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для поддержки детской инициативы, познавательной активности, творчества через совместную образовательную деятельность.

Глава I. Теоретические основы развития познавательных компетентностей и интереса у детей  дошкольного возраста посредством применения образовательных квестов

1. Теоретические аспекты проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не "объекта", а в роли "субъекта" образования, ребёнок - самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И. П. Волков)

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности [6].

К числу современных образовательных технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить:

1. Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

ИКТ в работе педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер становится в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно - образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций
  • Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

Высокая самостоятельность детей;

Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;

Развитие мыслительных способностей детей.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

3. Технология проектного обучения - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.) [18].

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

Личностно-ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, то есть целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения [8].

2. Квест-игра: сущностная характеристика понятия, виды, значение в развитии ребенка

Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО.

В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.

Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс [28].

Использование такой формы работы как квест в образовательной деятельности очень актуально, так как ФГОС ДО требует использования технологий деятельностного типа. Современные дошкольники намного лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного добывания и систематизирования. Именно квесты, необычные и увлекательные, способны сформировать те качества личности, которые полностью отвечают современным требованиям информационного общества. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО [11].

Идея игры проста - команда, перемещаясь по заданному маршруту, выполняет различные задания, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз - к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников [2].

Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») - это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.

Квест - это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.

Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Квест-технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности [27].

В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки.

При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей [29].

В каких бы условиях ни проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут:

Способствовать всестороннему развитию детей;

Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;

Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;

Создание положительного эмоционального настроя.

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а также решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно [19].

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

  • написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
  • подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);
  • разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в-третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;
  • при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.

Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути [4].

Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям[15].

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.

Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

В течение последних лет продолжается внедрение в систему образования Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования. Данный стандарт предъявляет требования к результатам обучения, а также к качествам, формируемым у детей в ходе реализации образовательной программы [34].

В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, четко выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Поэтому в образовательном процессе ДОО должен стать приоритетным компетентностный подход. В связи с этим возникает необходимость в новой единице измерения образования человека, так как знания, умения, навыки не позволяют в полной мере охарактеризовать уровень качества образования. В современном образовании такую единицу измерения предполагает компетентностный подход [13].

Термины «компетентность» и «компетенция» тесно связаны между собой, как с точки зрения морфологии, так с точки зрения применения и определения. Однако в психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность».

        Использование образовательных квестов в работе с детьми  дошкольного возраста

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Обучение в форме игры – замечательная творческая возможность для педагога интересно организовать жизнь своих воспитанников. Наиболее эффективной и оригинальной игровой образовательной технологией, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи является интерактивная игра-квест [12].

В переводе с английского (Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений» – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей [14].

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче, которые могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

Квест-технологии в образовании и воспитании детей начали широко применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень [9].

Изначально веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию.

В образовательном   процессе   квест   –   это   проблемное   задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребенка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми [1].

Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи [22].

Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства [3].

Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Она становится отличной возможностью для педагога увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду. Образовательный квест помогает педагогу вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребенка [5].

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

1)        образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции;

2)        развивающая – развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности;

3)        воспитательная – воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы [6].

 Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1)        доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребенка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы;

2)        системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов;

3)        эмоциональная окрашенность заданий – методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приемами;

4)        разумность по времени – необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребенок не устал и сохранил интерес;

5)        использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;

6)        наличие видимого конечного результата и обратной связи [31].

Влияние образовательных квестов на формирование познавательных компетентностей  и интереса у детей дошкольного возраста.

Роль образовательных квестов в современном мире недооценивать просто нельзя. Дети способны запоминать материал даже на подсознательном уровне, а если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать [7].

Квест-технология призвана не только улучшить восприятие образовательного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл из двух взаимоисключающих правил: умение логически мыслить в правильном направлении и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Достоинства использования квестов в работе по формированию познавательных кометентностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в следующем:

 1)        квест-игра является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий;

2)        формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания;

3)        обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения;

4)        формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе;

5)        позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объеме;

6)        в ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая;

7)        дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу; квесты помогают реализовать принцип сотрудничества [21].

Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

Квест-игра не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Квест – уникальный продукт, который дает возможность введения в игру разнообразных заданий, позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Кроме того, создаются комфортные

условия для обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность.

В результате проектирования квест-игры каждый педагог имеет возможность:

1)        осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»;

2)        способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его инициативности»;

3)        обеспечить становление и развитие у каждого ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования:

«ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре» [34].

Таким образом, образовательный квест обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

Глава II. Экспериментальная работа по использованию образовательных квестов в развитии познавательного интереса у детей с дошкольного возраста

В начале формирования опыта работы «Квест-игры как инновационная технология в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и  средство развития познавательного интереса  у дошкольников» мною была исследована педагогическая, методическая литература и передовой педагогический опыт.

 Было установлено, что теоретические основы квест – технологии определены в работах педагогов и психологов: Ирина Николаевна Сокол, Додж Берни, Том Марч, Ярослав Семенович Быховского, Павела Викторовича Сысоева.

И.Н. Сокол рассматривает квест, как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

При применение квест-технологии в образовательной деятельности детей в ДОУ осуществляется интеграция образовательных областей, комбинирование разных видов детской деятельности и формы работы с детьми, решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, взаимодействие с семьями воспитанников. Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

В ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применяет логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно.

Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Для успешной реализации опыта: разработан комплекс квест-игр по развитию познавательной инициативы дошкольников.

Имеются все необходимые оборудования для проведения организованной образовательной деятельности с детьми, что позволяет ребенку реализовывать себя не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности, развивать познавательную инициативу.

Для выявления результативности была проведена диагностика уровня развития познавательной инициативы Юлии Александровны Афонькиной.

Результаты мониторинга показали, что на первом констатирующем этапе в средней группе «Звездочки», на низком уровне развития познавательной активности находилось 8 детей (36 %), на среднем уровне познавательной активности оказалось 10 детей (46%), 4 ребёнка (18%), находились на высоком уровне познавательной активности. Результаты мониторинга представлены в виде диаграммы.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что у большинства дошкольников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью был проведен второй – формирующий этап с применением квест - технологии.

На данном этапе нами был разработан перспективный план работы по реализации квест – технологии в средней группе. И по нему провела цикл квест-игр.

Участвуя в квест-игре «В поисках  сказки», ребята с интересом и легкостью выполняли различные задания от сказочных персонажей; экспериментировали, разрешали проблемные ситуации. Все это способствовало развитию поисковой активности детей, стремлению к новизне.

Квест - игра «Подарки Осени» носил не только соревновательный характер. Проходя этап за этапом, дети учились ориентироваться на местности детского сада по плану-карте, развивали двигательную активность, а также познавательный интерес к природным явлениям, развлечениям и играм осенью.

Квест - игра «По тропинкам здоровья» была проведена с целью пропаганды здорового образа жизни. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства, заниматься спортом, владеть культурно-гигиеническими навыками, знать витамины и полезные продукты. При этом у них развивались не только физические качества, но и любознательность и познавательная активность.

Таким образом, на протяжении полгода с дошкольниками средней группы была организована работа по внедрению квест - технологии, направленной на развитие познавательной активности.

После проведения формирующего этапа было проведено контрольное обследование детей группы.

Результаты мониторинга на контрольном этапе показывают, что произошли существенные изменения в уровне развития познавательной инициативы. Низкий уровень развития с 36 % (8 чел.) снизился до 9 % (2 чел.), средний уровень развития с 46% (10 чел.) понизился до 36% (8 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 18% (4 чел.) до 55% (12 чел.).

Заключение

Сравнительный анализ результатов мониторинга позволил сделать вывод о положительной динамике в развитии познавательной активности дошкольников, благодаря использованию квестов в работе с детьми.

Полученные  данные позволяют сделать следующие выводы: применение на практике квест - технологии ведет к развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста. В целом, исследование показало, что квест – технология имеет огромный развивающий потенциал: не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и способствует развитию индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Используя в своей работе квест - технологию, убедились, что она замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме-игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

На мой взгляд, квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. – Рязань: Издательство РГПУ, 1994. – 120 с.
  2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
  3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 2011. – 60 с.
  4. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание. – 2010. – №8 – С. 36-45.
  5. Борисова О.Ф. Самостоятельность        как        база        формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. – 2008. –

№1 – С. 124-132.

  1. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12 –  С. 28-33.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювета», 2001. –  280 с.
  3. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика- Синтез, 2006. – 523 с.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. – М., 2008. –

475 с.

  1. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой

активности детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 41-43.

  1. Волошена Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста психологические науки. // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93-97.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

– М.: Педагогика, 1991. – 276 с.

  1. Гавришова Е. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 79-84.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  3. Гришкова Г.Н. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности. // Начальная школа. – 2004. – №11. – С. 41-45.
  4. Гуриненко Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов: учеб. пособие для   педагогов.   –   СПб.:   ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 64 с.
  5. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для детей 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с.
  6. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1995. – 198 с.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
  8. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 68-69.
  9. Методики диагностики познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/katalog-metodik- pedagogicheskih-diagnostik
  10. Морозова Н.А. К проблеме реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании. – М.: Педагогика. – 2014. – 87 с.
  11. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Общие основы психологии. – 2-е изд.-е. – М.: Просвещение, 1999. – 688 с.
  12. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №3. – С. 19-22.
  13. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлев Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  14. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования . / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.   –    4-е    изд.,    перераб.    –    М.:    МОЗАИКА    СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
  15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
  16. Свирская        Л.В. Организационно-педагогические        условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста. – М., 2004. – 158 с.
  17. Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии.   – М.: Академия, 1998. – 256 с.
  18. Сиденко А.В. Игровой подход в обучении. // Народное образование. – 2000. – №8. – С. 14-19.
  19. Сухова Е., Халикова К. Формирование универсальных познавательных компетентностей старших дошкольников. // Дошкольное образование. – 2017. – №12. – С. 20-22.
  20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1996. – 336 с.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.
  22. Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний. – М.: Просвещение, 2004. – 384 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Квест-игра «В поисках сказки»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: создать условия для развития познавательной активности детей  в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Образовательная: повторить сказки, прививать интерес к народному творчеству, к сказкам;

Развивающие: развивать память, внимание, воображение и речь.

Воспитательные: воспитывать  организованность в группе,  умение работать в команде.

Пространственная среда: 

Пять локаций расположенных в спортивном зале. Локации стилизованы в сказочном оформлении: избушка бабушки сказочницы, избушка Бабы Яги, болото Водяного, дуб с золотой цепью для ученого кота, замок Кощея. 

Оборудование: карта, пять замков, пять ключей, книга сказок, коробка с тактильным наполнителем (песок), мелкие картинки (сказочные герои), схемы-картинки для составления рассказа, пазлы со сказками, сказочный сундук. 

 Ход квест-игры:

Ведущий: Ребята, идя сегодня в детский сад, я повстречала собаку и она мне рассказала, что в сказочном государстве случилась беда. Только мы можем помочь. Поможем сказочным героям?(Да).

Но что бы попасть в сказочное государство нам нужно произнести волшебные слова:

Два раза хлопнем,

Три раза топнем,

Вокруг себя повернемся,

В сказку попадем.

Дети подходят к сказочной избушке, их встречает Бабушка сказочница и рассказывает историю о том, что гуси-лебеди украли ее внучки Аленушки любимую книгу со сказками и спрятали в сказочном лесу в сундук под пять замков. И чтобы добыть эту книгу нужно найти пять ключей. И помочь в поисках может карта, на которой указан путь к заветному сундуку. 

Первый ключ есть у бабушки, но прежде чем отдать его ребятам и отправить их в путь, нужно проверить, много ли знают они названий русских народных сказок. Затем бабушка предлагает детям рассказать несколько сказок с опорой на схему. После выполнения задания дает первый ключ и карту.

 В царстве Кощея бессмертного дети должны в его волшебном сундучке отыскать сказочных героев. Волшебный сундучок – коробка с тактильным наполнителем (песок). После выполнения заданий дети получают второй ключ.

Водяной одиноко сидит в болоте и ему очень тоскливо. Его картинки со сказками перепутались и ему нужно помочь собрать пазлы -картинки. После выполнения заданий дети получают третий ключ.

Баба Яга хотела веселыми танцами голову ребятам закружить и с пути сбить (физминутка). Но у детей карта, они внимательно следят за тем, сколько ключей еще нужно собрать, чтобы добыть заветную книгу. Дети получают четвертый ключ.

 Вот и дуб с золотой цепью. Кот ученый надежно сундук охраняет. Чтобы последний ключ получить и сундук открыть, нужно все загадки кота умного отгадать.

Загадки:

На окне его студили,-

Он сбежал! Не уследили!

Подрумянен круглый бок!

Шар из теста-….           (Колобок)

Стащила рыжая сестрица

У деда рыбки целый воз

И, чтобы с волком не делиться,

Шептала: «Мерзни Волчий хвост!»

                                          ( Лиса и Волк)

Трехголовый ,страшный он,-

Огнедышащий дракон!

Всех пугал бы и поныне-

Одолел его Добрыня!

                                           (Змей Горыныч)

Три кроватки, три подушки,

Стула три у них в избушке:

Вот высокий, средний, низкий.

На столе - три с супом миски.

                                            (Три медведя)

Скупой и страшный чародей

Невест ворует у людей,

А тайну о своем конце

Он на дубу хранит в ларце.

                                         (Кощей Бессмертный)

С братцем Иванушкой скрылись в дали,

К лесу на крыльях его унесли.

Придётся сестрице, чтоб выручить братца,

К Бабе Яге незаметно пробраться.

                                           (Гуси - лебеди)

Кошка, ступа, кочерёжка

Да изба на курьей ножке!

Ворон ей исправно служит,

Триста лет с бабулей дружит.

                                           (Баба Яга)

     

Вот и закончилось наше путешествие. Все препятствия  мы преодолели и заветную книгу со сказками получили. И нам пора возвращаться. Произнесем волшебные слова:

 Два раза хлопнем,

Три раза топнем,

Вокруг себя повернемся,

В детский садик мы вернемся.

Рефлексия: Дети в группе с воспитателем обсуждают, где были и что запомнилось. 

Приложение 2

                          Конспект квест-игры «Подарки Осени»

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса.

Образовательные: познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Развивающие: развивать внимание, мышление и речь.

Воспитывающие: воспитывать дружелюбие и уважение друг к другу.
Оборудование: муляжи фруктов и овощей, картинки, ведра, конверты, настольные игры.

Ход мероприятия:

Дети собираются перед центральным входом детского сада.

Ведущий: Ребята, здравствуйте. У нас сейчас какое время года? (осень)

Осень каждый год нам дарит подарки. Вот и в этом году она вас не оставила без внимания и приготовила подарки. Но, чтобы получить эти подарки надо быть умными, смелыми, ловкими.

    Приготовила вам Осень  игровое путешествие: «Квест – игру».

А вы знаете, что такое квест - игра? (ответы детей).

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. 

Ведущий: Спрятала Осень задания на ваших красивых, новых верандах.  За правильное выполнение задания вы получите конверт, в котором будет лежать часть подарка. Вы готовы?

Ведущий: Итак, приготовились. Сейчас мы пойдем за первым заданием. А первое задание находится на веранде.

Задание на внимание: Вам нужно распределить овощи и фрукты.

Эстафета «Фрукты -овощи»

2 команды: овощи и фрукты, которые лежат в одной корзине.

Необходимо рассортировать овощи и фрукты.

На дне корзинки лежит конверт.

(в конце ведущий отдает детям подсказку).

Ведущий: Первую часть подарка получили, за следующей подсказкой мы отправимся на веранду подготовительной группы.

В две команды вы вставайте, грибочки быстро передавайте.

Дружно начинайте, и скорей подсказку получайте.

Игра «Грибники»

2 команды. Передают по очереди друг другу грибы. На дне лежит конверт.

Ведущий: Вот и вторая часть у нас в руках. Отправляемся дальше? Следующее задание находится на веранде старшей группы.

На огороде овощи росли,

Но вдруг появились вредные сорняки.

Семена вокруг бросали, огород наш засоряли!

Постарайтесь-ка, ребята, огород очистить надо.

Сорняки все соберите, и в ведро скорей сложите!

Эстафета «Сорняки в огороде»

2 команды. Дети по очереди бегут, берут один сорняк с зеленого тазика и несут в ведро, чья команда быстрее. На дне тазика лежит следующий конверт.

Ведущий: Еще одно задание осталось, оно для всех.

Я начну предложение,вам нужно закончить.

На дереве берёза растут листья… (берёзовые).                                                  

На дереве рябина растут листья… (рябиновые).                                              

На дереве клён растут листья… (кленовые).                                                    

На дереве дуб растут листья… (дубовые).                                                            

На дереве осина растут листья… (осиновые).                                                    

На дереве тополь растут листья… (тополиные).                                                

На дереве липа растут листья… (липовые).

Вы молодцы, назвали все правильно и вот вам последняя буква.

Ведущий: Ребята, вы молодцы! Выполнили все задания квест - игры, которые вам приготовила Осень. Вы нашли все части подарка.

Ведущий: А вот и подарок от Осени. Это игры, но не простые, а настольные. Вы рады?

Скажем, Осени за такой подарок: « СПАСИБО!!!».

Приложение 3

                           Квест-игра «По тропинкам здоровья»
Цель: формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни,развивая познавательный интерес.

Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей осознанно подходить к своему здоровью. Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур, движений, закаливания.

Развивающие: развивать речь и воображение.

Воспитательные: воспитывать желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, картинки.
Ход:

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть!

          На спортивную площадку приглашаем всех сейчас.

          Праздник  спорта и здоровья начинается у нас.

Разминка «На лесной полянке».

На лесной полянке,

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает-

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движенье,

Очень ему нравится это упражненье.

Полосатенький енот

Изображает вертолёт:

Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далёкий полёт.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны:

"Ты, волчишка, не ленись!

Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад,

Получишь бодрости заряд!

Медвежонок приседает,

От пола пятки не отрывает,

Спинку держит прямо-прямо!

Так учила его мама.

Ну, а белки, словно мячики,

Дружно прыгают и скачут!

Ведущий: Молодцы, ребята, с разминкой справились! А сейчас мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по тропинке здоровья к доктору Айболиту за добрыми советами.

-Ребята, посмотрите, там кто-то есть.

На игровой площадке Баба Яга играет в песочнице, затем грязными руками пытается съесть яблоко.

- Баба Яга, что ты делаешь? Разве можно грязными руками что-то есть?

И почему ты такая чумазая, ты не умывалась?

Баба Яга: Нет. А что нужно умываться? Мне и так хорошо.(Я и так красивая).

Ведущий: Конечно, нужно умываться, мыть руки и не один раз, а много.

Баба Яга: Да ну вас, я проще делаю! Вот так! (Плюет на руки, вытирает об себя).

Ведущий: Нет, Баба Яга так не годится. Посмотри, как нужно правильно умываться.

Физкультминутка «Кран, откройся…»

Кран, 
Откройся! 
Нос, 
Умойся! 
Мойтесь 
Сразу, 
Оба 
Глаза! 
Мойтесь, 
Уши, 
Мойся, 
Шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, 
Мойся, 
Обливайся! 
Грязь, 
Смывайся! 
Грязь, 
Смывайся!!!

Ведущий: Ребята, объясните Бабе Яге, зачем нужно умываться?

Дети: Чтобы быть чистым, опрятным, быть закаленным, смыть микробы.

Баба Яга: А кто такие микробы, я их боюсь!

Ведущий: Там, где грязь, живут микробы,

Мелкие – не увидать.

Их микробов очень много,

Невозможно сосчитать.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот,

 Непременно от микробов

Сильно заболит живот.

Микробы есть в воздухе, в грязной воде, на нашем теле.

Скажите, ребята, вы знаете, как микробы попадают в наш организм?

Дети:(при чихании, кашле, если не мыть руки перед едой и после туалета, вернувшись с улицы, есть немытые овощи и фрукты.)

Баба Яга: Дайте мне скорей умыться, я боюсь микробов.

(Тазик с водой, мыло, полотенце)

Ведущий: Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Ведущий: Баба Яга, а ты любишь играть?

Баба Яга: Очень люблю!

Проводится игра «Что нужно для умывания».

Игра «Что нужно для умывания» (Чудесный мешочек).

Чтоб грязнулею не быть,

Следует со мной дружить,

Пенное, душистое,

Руки будут чистыми. (Мыло)

Гладко, душисто, моет чисто. (Мыло)

Костяная спинка, Жестяная щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит.

(Зубная щетка)

Оказались на макушке

Два вихра и завитушки.

Чтобы сделать нам причёску,

Надо что иметь? (Расческа) .

Вафельное и полосатое,

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою -

Что это такое? (полотенце) .

Вместе с мылом и водой,
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко,
Разотру вас,
Я - ...(Мочалка)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без… (Воды)

По окончании игры Баба Яга умывается, моет руки.

Баба Яга: Спасибо, вам, ребята, что научили меня умываться. Теперь я всегда буду чистая и аккуратная. До свидания!

Ведущий: До свидания, Баба Яга! А мы с вами отправляемся  по тропинке здоровья дальше.

На соседней игровой площадке   сидит Тетушка Непогодушка под зонтом и чихает.

Ведущий: Что здесь случилось?

Т.Н.: Я во время дождя ходила без куртки, без зонта, без сапог по лужам и, наверное, простудилась.

Ведущий: Разве так можно? Ребята, давайте расскажем Тетушке Непогодушке, почему надо одеваться по погоде.

Высказывания детей.

Ведущий: Тетушка Непогодушка, а мы с ребятами для тебя игру приготовили. Она называется «Не промочи ноги» (С кочки на кочку).

Проводится игра.

Т.Н.: А у меня для вас есть загадки.

Если в руку меня взять
И на кнопочку нажать,
Сразу превращусь в грибок,
Чтоб под дождём ты не промок! (Зонт)

Если дождик моросит
И асфальт  дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой.(зонт)

Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам,
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.(Сапоги, галоши).

Если дождик будет капать,

На дороге - лужи, слякоть,

Грязь - не вытянешь ноги,

Что наденешь? (Сапоги).

Ведущий: Вот видишь, Т.Н., оказывается и в дождик можно гулять, не промочив ноги и с хорошим настроением и после такой прогулки не заболеть. А еще дождик очень полезный для деревьев, цветов, всех растений, после дождя в лесу растут грибы.

Т.Н.: Грибы я люблю. (Пытается сорвать мухомор).

Ведущий: Подожди, подожди. Разве ты не знаешь, что некоторые грибы могут быть ядовитыми. Ребята, давайте поможем Т.Н. собрать грибы в корзину.

Т.Н.: Спасибо вам, ребята! До свидания!

Ведущий: До свидания! А мы с ребятами отправляемся дальше по тропинке здоровья.

На соседней игровой площадке  дети встречают Карлсона.

Карлсон: Пообедал я отлично этим джемом земляничным.

                  Третью банку съел с утра, а теперь лететь  пора.

Пытается завести мотор, но не получается.

Карлсон: Что же такое творится? Моторчик не хочет заводиться!

Ведущий: Карлсон, что с тобой произошло?

Карлсон: Я обкушался варенья, а еще было печенье,

                  Торт и множество конфет, очень вкусный был обед.

                  А теперь мотор заглох. Ой, зачем я ел пирог?

А еще у меня живот болит.

Ведущий: А много конфет ты съел?

Карлсон: Ну примерно такой кулек. (Показывает).

Ведущий: Все ясно. Ребята тебе сейчас расскажут, почему у тебя болит живот.

Высказывания детей.

Из кармана Карлсона вываливаются конфетные фантики, которые он пытается спрятать.

Ведущий: Карлсон, а это что у тебя такое? Да, много же ты конфет съел, а это очень вредно. Да еще, наверно, руки плохо помыл или зарядку не сделал, вот живот и болит. Ребята, давайте пригласим Карлсона на нашу веселую зарядку.

Проводится зарядка «У жирафа…»

Ведущий: Карлсон, как твой живот, больше не болит?

Карлсон: Болит.

Ведущий: Мы с ребятами путешествуем по тропинке здоровья, идем к доктору Айболиту за добрыми советами. Пойдем скорее с нами, он тебе поможет.

Под большим деревом сидит доктор Айболит.

Ведущий: Здравствуй, доктор Айболит!

Айболит: Здравствуйте, ребята! Я очень огорчен и расстроен! Я хотел бы угостить вас вкусными и полезными фруктами, но вредные микробы проникли в мой сад и унесли из них все витамины.

(Показывает детям нераскрашенные картинки фруктов).

Помогите мне, отгадайте загадки и микробы исчезнут. Загадки о фруктах:

Знают этот фрукт детишки, 
Любят есть его мартышки. 
Родом он из жарких стран 
В тропиках растет... (банан).

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша).

Круглое, румяное, я расту на ветке; 
Любят меня взрослые и маленькие детки.(яблоко).

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (апельсин).

- Молодцы, ребята, к фруктам вернулись витамины. ( Айболит показывает цветные картинки).

Угощает фруктами.

Ведущий: Спасибо, доктор Айболит, фрукты мы съедим в группе, когда помоем руки с мылом. А теперь дай ребятам добрые советы, как сохранить и укрепить свое здоровье.

Советы доктора Айболита:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать,

Нужно всем подольше спать,

Ну а утром не лениться –

На зарядку становиться! .

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты –

Вот полезная еда,

Витаминами полна.

На прогулку выходи

Свежим воздухом дыши

Только помни при уходе

Одевайся по погоде! .

Вот вам добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Чтоб здоровье сохранить,

Научись его ценить!

Ведущий: Спасибо, доктор Айболит! Нам пора возвращаться в детский сад.

Доктор Айболит: А чтобы вы не забывали мои советы вот вам памятки.

Айболит раздает памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"

 Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными  занятиями организуемые в детском саду, и может о...

Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ

Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...