Консультация "Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие детей"
консультация

Колясева Ирина Александровна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие детей

          Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.  

          Ознакомление с предметными миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением – основная функция игровой деятельности ребенка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях – взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях – типично для игры дошкольников.

           Сюжетно-ролевые игры – бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщенности отображаемых событий – наиболее значимы для социального развития ребенка, понимания им жизни общества и своего места в нем.

          Человек среди людей – вот основное содержание сформированной сюжетно-ролевой игры, из которого вытекает все многообразие сюжетов детских игр, от бытовых («дочки-матери») до производственных («больница», «фабрика», сельскохозяйственный труд) и общественных.

          В основе социальных представлений ребенка лежат его собственный опыт общения и наблюдаемый способы поведения других людей, а также все разнообразие знаний, полученных от взрослых.

          Интерес к ролевым играм развивается у детей с 3-4-х лет.

          Структура сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б.Эльконину, включает следующие компоненты:

  1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношений между ними.
  3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка.
  4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры. При этом центральным моментом является принятая ребенком роль.

           Тематика сюжетно-ролевых игр для 3-4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос). В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге, побуждать детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять? Ребенок отвечает и совершает игровые действия).

          Тематика сюжетно-ролевых игр для 4-5 лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (Мама с дочкой собираются в гости. Сначала зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определить тему, 1-2 события («Во что будем играть? Что произойдет?). Воспитатель создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов-заместителей. Педагог стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию – потеря какого-нибудь предмета (у парикмахера исчезли расчески). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.

          Тематика сюжетно-ролевых игр для 5-6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации, в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы: «Супермаркет», «Салон красоты», «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агенство».

          В подготовительной группе – педагог продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное – обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. В сюжетно-ролевых играх детей отображают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления от просмотра телепередач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Например, продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «Цирк», талончиков, буклетов, призов). Дошкольники создают коллекцию новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекцию школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар».

          Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Роль сюжетно-ролевой игры в социальном развитии детей

Социализация старших дошкольников, система работы....

Статья "Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

К поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение строить отношения со сверстниками, при необходимости подчиняться требованиям взрослых, самое главное - научиться учиться...

Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В программе вы найдете практический материал для занятий по социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....

Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работыТема:  Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...

«Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....

Игры, стимулирующие социальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста

игры, стимулирующие социальное развитие дошкольников и младших школьников...