Игры, стимулирующие социальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста
материал по психологии (подготовительная группа)

Оксана Анатольевна Соколова

игры, стимулирующие социальное развитие дошкольников и младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_stimuliruyuyushchie_sotsialnoe_razvitie.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с дошкольниками

  1. Игра «Встреча»

Цели:  создать условия для  развития коммуникативных способностей ребёнка со сверстниками и в формировании образного свободного восприятия окружающего мира; положительный эмоциональный настрой.

Правила и ход игры: в игре могут принять участие две группы детей «встречающие» и «провожающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев…). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять, друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.

  1. Игра «Зеркало»

Цели: развивать умение подбирать невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения со сверстником, создать положительный эмоциональный настрой в процессе игры.

Правила и ход игры: Выбирается водящий: это — ребенок, все остальные дети — зеркала. Он смотрится в зеркала, а они отражают его. Зеркала повторяют всё его движения, действия ребенка, который, конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если ребенок поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы.

  1. «Сундучок»

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы, развивать умение слышать дуг друга, воображение, мышление.

Ход игры: На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

  1. «Клеевой Ручеек»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать своим друзьям, с тем с кем общаешься.

Ход игры: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столом.
  3. Обогнуть “широкое озеро”
  4. Пробраться через “дремучий лес”
  5. Спрятаться от диких животных.

Правило: на протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.

5.  «Подарок на всех»

Цель: развить умение понимать чувства коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Правило и ход игры: Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок по очереди загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток:

«Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…»

Желания не должны повторяться. В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

  1. «Опиши друга»

 Цель: развитие внимательности и умения описывать того, кого видел, продолжать  знакомиться со сверстниками, развивать умение сотрудничать со сверстниками.

Правила и ход игры: игра выполняется в парах. Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Затем описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

  1. Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером, создать положительный эмоциональный настрой.

Правила и ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться - «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите как Саше приятно и настроение сразу повысилось». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

  1. «Давай знакомиться»

Цели: создание условия для  развития коммуникативных способностей ребёнка со сверстниками, снятие эмоционального напряжения.

Правило: поймав мяч, ребенок называет свое имя и то, что он любит делать (во что любит играть).

Ход игры: У меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто стоит слева от меня. Итак – «Я – Мария Ивановна. Я люблю своих детей, и люблю делать разные поделки, люблю рисовать». Мяч передается следующему игроку.

  1. Игра «Изобрази»

Цели: развить умение использовать невербальные средства общения, а также развивать внимание, мышление, воображение. Создать положительный эмоциональный настрой.

     Правила и ход игры: дети по одному  выходят в центр и изображают то животное, которое ему шепнул на ухо ведущий игры. Ребенку предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какое либо животное. Изображая запрещается комментировать свои действия. Можно использовать только жесты и мимику.

  1.  Игра «Найди себе подобных»

Цель: развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции, развитие умения сотрудничать друг с другом.

Правила и ход игры:  ведущий даёт задание присутствующим найти «себе подобных». Например, найти человека с таким же цветом глаз, как у тебя, с такой же прической; определить у кого из участников день рождения в то же время года, любят играть в одни и те же игры, носят одинаковые вещи и т.д.

Дети выбирают «себе подобных» по очереди, не повторяя предыдущих.

Игры с младшими школьниками

1. Игра «Только вместе»

Цель: обучение детей установлению контакта друг с другом, учить подстраиваться к темпу движения партнёра.

Правила и ход игры: Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый старается держать мяч двумя руками). По сигналу педагога дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, выполнить несколько заданий, попрыгать. Их главная задача - не выронить мяч, научиться действовать согласованно.

2. Игра «Пошли письмо»

Цель: развитие групповой сплоченности.

Правила и ход игры: Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона - «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

3. Игра «Портрет»

Цель: научить ребенка распознавать эмоции, снять психомышечное напряжение.

Правила и ход игры: Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки – большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы, выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.

 4.  Игра «Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Правила и ход игры. Дети делятся на две группы - «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый и них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая

игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Кто не угадал, уходит без покупки.

5. Игра «Потерявшийся ребенок»

Цель: игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.

Правила и ход игры: «Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, и ласково по очереди зовем его, например, «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.

Звать ребенка нужно по очереди.

6. Игра «Волшебный стул»

Цель игры: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшить отношения между детьми.

Правила и ход игры: В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о «короле».

7. Игра «подарки»

Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Правила: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко - апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных

направлениях. По сигналу - останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом.

Ход игры: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет - отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.

8. Игра «Путаница»

Цель: Формирование группового единства.

Правила и ход игры: Водящий выбирается считалкой. Он выходит из  комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.

9. Игра «День рождения»

Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.

Правила и ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать

поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок- образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.

Желательно чтобы поздравления и подарки не повторялись.

10. Игра «Стиральная машина»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Правила и ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через

мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаю воспитателям, учителям начальной школы  и родителям игры, которые не требуют наличия большой свободной игровой зоны и  атрибутов для игры. Эти игры можно использовать как в перерыв...

Статья на тему: "Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Советы родителям  детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и задания на развитие внимания, памяти, мышления и речи....

Зимние игры и забавы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Зимние игры и забавы для детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...