План-конспект занятия (старшая группа) "Удивительный крахмал"
план-конспект занятия (старшая группа)

Еремеева Валентина Сергеевна

конспект проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл удивительный порошок18.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Удивительный порошок - крахмал»

 руководитель: Еремеева В.С

Содержание:

1.Введение                                                                                                       стр. 3

Проблема

Актуальность темы

Гипотеза

Цель исследования

Задачи

2. Что такое крахмал. Свойства крахмала.                                                    стр.4

3. Опыт 1,2: «растворение крахмала в холодной и горячей воде»             стр.4

4. Опыт 3: «окрашивание крахмала с помощью йода в синий цвет»        стр.4-5

5. Опыт 4: «определение наличия крахмал в овощах (картофель, морковь) и фруктах (банан, яблоко), в крупах (рис, пшено, гречка), в пшеничной муке.         стр.5

6. Опыт 5: «Получение крахмала из картофеля»                                         стр.5-6

7. Применение крахмала                                                                                стр.6

8. Опыт 6: Проверка продуктов молочных (творог, сыр) и мясных (колбаса вареная) продуктов на содержание крахмала.                                                             стр.7

9. Выводы                                                                                                        стр.7-8

10. Использованный материал                                                                       стр.9

Здравствуйте, меня зовут Никита

Моя мама очень любит готовить, а ей помогать. Один раз мы пекли ягодный пирог, и в начинку мама добавила белый порошок. Я спросил: «что это такое?» И мама ответила: «это крахмал. Он нужен, чтобы ягодный сок стал густым и не вытек из пирога». Мне стало очень интересно - что же это за крахмал такой, откуда он берется и для чего еще, кроме пирогов, он нужен. И тогда мы с мамой провели исследование.

Что за волшебный порошок - крахмал? Он есть во многих растениях, но мы его не видим. Содержится в некоторых продуктах, но мы его не чувствуем. Вреден он, или полезен?

Актуальность:

Необходимо учиться находить удивительное и необычное в простых, повседневных вещах. Изучение свойств крахмала поможет узнать о пользе и вреде продуктов, которые его содержат. Изменить своё питание на более полезное и здоровое.

Гипотеза:

Крахмал присутствует в некоторых продуктах и оказывает вредное, или полезное действие на организм человека

Цель: Изучить свойства крахмала. Найти продукты, содержащие крахмал.

Задачи: Найти и изучить информацию о крахмале. Провести эксперимент по выделению крахмала из картофеля. Исследовать продукты питания на наличие в них крахмала. Узнать, где еще применяется крахмал. Сделать выводы о пользе и вреде крахмала.

Методы исследования: сбор информации Проведение опытов с крахмалом для определения его свойств и содержание в различных продуктах.

Что такое крахмал

Крахмал, это безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер.

Опыт 1,2: «растворение крахмала в холодной и горячей воде»

1.В стакан с холодной водой я высыпал столовую ложку крахмала и размешала. Вода стала мутной. Но через некоторое время вода снова стала прозрачной, а на дно стакана выпал осадок. (см. приложение 1)

Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде.

2.Затем я высыпал столовую ложку крахмала в стакан с горячей водой и снова хорошо размешал. На этот раз вода не просто стало мутной - крахмал набух и загустел, превратив воду в вязкий клейстер. (см. приложение2)

Вывод: в горячей воде крахмал растворяется (набухает) и превращает воду в вязкий и клейкий раствор.

Опыт 3: «окрашивание крахмала с помощью йода в синий цвет»

Я взял 2 стакана воды. В первый я добавила столовую ложку йода. Во-второй не добавляла ничего. Сначала я капнула несколько капель йода на салфетку. Бумага окрасилась в коричневый цвет. Это цвет йода. Затем капнула несколько капель йода в каждый стакан. В первом стакане вода стала голубого цвета. Во-втором приобрела желтовато-коричневатый оттенок йода. (см. приложение 3)

Вывод: при контакте крахмала с йодом образуется соединение синего цвета.

После того, как я убедился, что крахмал синеет при контакте с йодом, мне захотелось узнать, увижу ли я с помощью этого опыта его в различных растениях.

Опыт 4: «определение наличия крахмал в овощах  (картофель, морковь) и фруктах (банан, яблоко), в крупах (рис, пшено, гречка), в пшеничной муке.

Крахмал в овощах (картофель, морковь).

Для проведения опыта я отрезала кусочки от картофеля и моркови. На каждый срез капнула по капле йода. Йод при контакте с картофелем стал черно-синим. При контакте с морковью остался коричневым. (см. приложение 4)

Вывод: в картофеле содержится крахмал, в моркови нет.

Крахмал во фруктах (банан, яблоко)

Для проведения опыта я отрезала кусочки от банана и яблока. На каждый срез капнула по капле йода. Йод при контакте с бананом тоже стал черно-синим. А при контакте с яблоком остался коричневым. (см. приложение 4)

Вывод: в банане содержится крахмал, в яблоке нет

Крахмал в крупах (рис, пшено, гречка, манка).

Для проведения опыта я насыпала на блюдце рис, пшено, гречку и манку. На каждый вид крупы капнула по капле йода. При контакте с рисом, пшеном и манкой йод окрасился в черно-синий цвет. При контакте с гречкой остался коричневым. (см. приложение 4)

Вывод: в рисе, пшене и манке содержится крахмал, в гречке крахмала нет.

Опыт 5: «Получение крахмала из картофеля»

После проведения опытов с различными растениями я узнала, что многие из них содержат крахмал. И мне стало очень интересно - а можно ли этот крахмал добыть из растения? И тогда мне мама показала очень интересную книгу «Простая наука», в которой рассказывалось, как провести такой опыт.

Для этого опыта я взяла картофель, т.к. в нем содержится очень много крахмала. Вместе с мамой почистила и натерла на тёрке. Затем положила натертый картофель в холодную воду и хорошо перемешала. Через сито перелила воду в чистый стакан. Слитую воду оставила на 30 минут, после чего на дне стакана появился осадок. Я аккуратно слила воду и увидела, что на дне стакана остался крахмал. (см. приложение 5)

Вывод: натерев картофелину на терке, я освободила крахмал. А т.к. он не растворяется в холодной воде (см. опыт 1), он опустился на дно стакана. Итак, крахмал можно самостоятельно получить из растения.

Применение крахмала

Крахмал используют в кондитерской, хлебопекарной и пищевой промышленности. С его помощью выпекают хлеб и кондитерские изделия. Используют, как загуститель, для киселей, соусов, подливок и многих других блюд.

Но, оказывается, крахмал используют не только как пищевую добавку.

В бумажной промышленности с помощью крахмала изготавливают бумагу и переплетают книги.

А в текстильной используют для производства и пропитки некоторых тканей.

В медицине с помощью крахмала изготавливают основу таблеток, мазей и присыпок.

И даже в строительстве нужен крахмал! С помощью него производят строительные смеси.

И в быту нужен крахмал. С его помощью можно быстро приготовить безопасный клей. Можно накрахмалить белье. Крахмал почистит серебряные украшения и удалит жирные пятна с ткани. А также поможет развязать запутавшийся, тугой узел. Достаточно просто посыпать его крахмалом. А какие вкусные домашние блинчики на крахмале и бабушкин кисель!

К сожалению, не всегда содержание крахмала в продуктах – это хорошо.

Недобросовестные производители нередко добавляют крахмал в состав молочных и мясных продуктов, не указывая это на этикетке. Это делается для того, чтобы увеличить вес. Такие продукты не полезны, а даже вредны для человека. Если постоянно употреблять их в пищу- нарушается обмен веществ и это приводит к ожирению и другим болезням.

7. Выводы

Крахмал - ценный источник углеводов и играет важную роль в питании человека и при умеренном потреблении полезен. Особенно, если это природных крахмал, содержащийся в овощах, фруктах, крупах... А слишком частое употребление продуктов, содержащих рафинированный крахмал, добавленный искусственно, может нанести вред организму и стать одной из причин ожирения и других заболеваний, связанных с нарушением питания. К тому же не стоит забывать, что крахмал используется не только в питании, но и является необходимым веществом во многих видах производства. Вот такой необычный и незаменимый этот волшебный порошок-крахмал! Главное, использовать его с умом и тогда он будет приносить только пользу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

ЗАНЯТИЕ в старшей группе «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПУСТЫНИ»

Цель:Познакомить детей с климатическими условиями пустыни. Продолжать формировать представление о взаимосвязи всех живых организмов в пустыне, особенностям растительного и животного мира. Учить ...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

Интегрированное занятие по экологии и аппликации в старшей группе "Удивительные облака"

Цель:Продолжать знакомить детей с явлениями природы.Сформировать представление об облаках, условиях образования, значение.Научить видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к ...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....